Статьи
И. Еланина
Налогообложение недвижимости и сделок с ней; Экономика и управление недвижимостью
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" в рамках совершенствования межбюджетных отношений планировалось принять меры, касающиеся повышения стимулов для субъектов РФ и муниципальных образований к снижению уровня их дотационности, что возможно, в частности, осуществить в 2008-2009 годах посредством заключения с высокодотационными субъектами РФ соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов. При этом отмечается, что необходимо исходить из того, что максимально эффективным стимулом для развития собственного налогового потенциала является стабильность закрепления налоговых доходов за соответствующими бюджетами, а также отсутствие прямой зависимости между фактическими или прогнозируемыми доходами и расходами, с одной стороны, и объемами дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности - с другой.
Не был введен налог на жилую недвижимость, обеспечивающий более справедливую систему налогообложения имущества граждан.
Не менее важным аспектом принятия налога на недвижимость является именно совершенствование межбюджетных отношений.
Одним из эффективных вариантов пополнения доходной части бюджетов муниципальных образований является введение налога на недвижимость, в том числе для физических лиц, так как введение местного налога на недвижимость позволит, во-первых, повысить ответственность органов местного самоуправления, во-вторых, повысить заинтересованность органов местного самоуправления по содействию гражданам в регистрации их прав на объекты недвижимого имущества.
В соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2008 - 2010 годы, одобренными Правительством РФ, предусматривается внесение изменений в налоговое законодательство в части совершенствования налога на имущество физических лиц (введения налога на недвижимость) взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Указывается на необходимость принятия главы НК, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан.
Для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вступивший в силу с 1 марта 2008 г., который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Однако в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Остается нерешенным вопрос о сроках принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации", устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости.
Кроме того, для введения налога на недвижимость требуется разработка и принятие таких документов, как методики кадастровой оценки недвижимости, методики проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.
С включением в НК главы, регулирующей налогообложение недвижимости, предполагается, что налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах РФ, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.
Таким образом, было не только принято решение о введении налога на недвижимость, но и внесены значительные коррективы в части того, какие налоги налог на недвижимость должен будет заменить собой в будущем.
Следующим этапом развития налоговой реформы должно стать активное законотворчество по созданию и принятию изменений (дополнений) в ч. 2 НК в виде главы "Налог на недвижимость.
Налог на недвижимость, с одной стороны, и налог на имущество организаций, земельный налог и налог на имущество физических лиц, с другой, рассматривались как взаимоисключающие обязательные платежи.
Возможно было предполагать ранее, что он, в свою очередь, заменит земельный налог и налог на имущество организаций, не затрагивая физических лиц (это предполагалось ранее при внесении предложений о переходе на налог на недвижимость), либо учесть особенности местоположения объектов недвижимости (городское или сельское поселение), что представляется немаловажным фактором в условиях существующих различий как в уровне жизни населения, так и в эффективности использования в целях получения дохода указанных объектов недвижимости. Однако последние программные документы демонстрируют избрание другого направления в части совершенствования налогообложения объектов недвижимости, что, с одной стороны, затрагивает лишь уровень местных налогов - земельный налог и налог на имущество физических лиц, тем самым не вмешиваясь в налоговые источники региональных бюджетов, а реформируя и, возможно, упрощая, например, в части налогового администрирования, одновременно и структуру доходов бюджетов муниципальных образований.
До проведения кадастрового учета объектов недвижимости и утверждения результатов кадастровой оценки объектов недвижимости будет, возможно, предоставлена альтернатива введению на территории того или иного муниципального образования земельного налога или налога на недвижимость, будет законодательно определен и установлен переходный период. При этом должны учитываться экономические, географические, климатические и иные особенности не только региона, на территории которого расположено муниципальное образование, но и тип поселения (городское или сельское), а также налоговая политика конкретного субъекта РФ.
Смотрите также статью: "Налог на недвижимость: эксперимент в Великом Новгороде и Твери".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
И. Еланина
НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ: МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Разделы:Налогообложение недвижимости и сделок с ней; Экономика и управление недвижимостью
В настоящее время в РФ не существует самостоятельного налога на недвижимость, объектом налогообложения которым являлись одновременно земля и возведенные на ней строения.
Земля подпадает под действие главы 31 Налогового кодекса (НК) и выступает как объект обложения земельным налогом, который относится к налогам местным. Налогообложение строений регулируется как Законом РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", так и главой 30 НК в зависимости от субъекта налогообложения.
- Послание Президента
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" в рамках совершенствования межбюджетных отношений планировалось принять меры, касающиеся повышения стимулов для субъектов РФ и муниципальных образований к снижению уровня их дотационности, что возможно, в частности, осуществить в 2008-2009 годах посредством заключения с высокодотационными субъектами РФ соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов. При этом отмечается, что необходимо исходить из того, что максимально эффективным стимулом для развития собственного налогового потенциала является стабильность закрепления налоговых доходов за соответствующими бюджетами, а также отсутствие прямой зависимости между фактическими или прогнозируемыми доходами и расходами, с одной стороны, и объемами дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности - с другой.
Не был введен налог на жилую недвижимость, обеспечивающий более справедливую систему налогообложения имущества граждан.
Не менее важным аспектом принятия налога на недвижимость является именно совершенствование межбюджетных отношений.
Одним из эффективных вариантов пополнения доходной части бюджетов муниципальных образований является введение налога на недвижимость, в том числе для физических лиц, так как введение местного налога на недвижимость позволит, во-первых, повысить ответственность органов местного самоуправления, во-вторых, повысить заинтересованность органов местного самоуправления по содействию гражданам в регистрации их прав на объекты недвижимого имущества.
В соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2008 - 2010 годы, одобренными Правительством РФ, предусматривается внесение изменений в налоговое законодательство в части совершенствования налога на имущество физических лиц (введения налога на недвижимость) взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Указывается на необходимость принятия главы НК, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан.
- Что необходимо сделать
Для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вступивший в силу с 1 марта 2008 г., который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Однако в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Остается нерешенным вопрос о сроках принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации", устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости.
Кроме того, для введения налога на недвижимость требуется разработка и принятие таких документов, как методики кадастровой оценки недвижимости, методики проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.
С включением в НК главы, регулирующей налогообложение недвижимости, предполагается, что налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах РФ, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.
Таким образом, было не только принято решение о введении налога на недвижимость, но и внесены значительные коррективы в части того, какие налоги налог на недвижимость должен будет заменить собой в будущем.
Следующим этапом развития налоговой реформы должно стать активное законотворчество по созданию и принятию изменений (дополнений) в ч. 2 НК в виде главы "Налог на недвижимость.
Налог на недвижимость, с одной стороны, и налог на имущество организаций, земельный налог и налог на имущество физических лиц, с другой, рассматривались как взаимоисключающие обязательные платежи.
Возможно было предполагать ранее, что он, в свою очередь, заменит земельный налог и налог на имущество организаций, не затрагивая физических лиц (это предполагалось ранее при внесении предложений о переходе на налог на недвижимость), либо учесть особенности местоположения объектов недвижимости (городское или сельское поселение), что представляется немаловажным фактором в условиях существующих различий как в уровне жизни населения, так и в эффективности использования в целях получения дохода указанных объектов недвижимости. Однако последние программные документы демонстрируют избрание другого направления в части совершенствования налогообложения объектов недвижимости, что, с одной стороны, затрагивает лишь уровень местных налогов - земельный налог и налог на имущество физических лиц, тем самым не вмешиваясь в налоговые источники региональных бюджетов, а реформируя и, возможно, упрощая, например, в части налогового администрирования, одновременно и структуру доходов бюджетов муниципальных образований.
До проведения кадастрового учета объектов недвижимости и утверждения результатов кадастровой оценки объектов недвижимости будет, возможно, предоставлена альтернатива введению на территории того или иного муниципального образования земельного налога или налога на недвижимость, будет законодательно определен и установлен переходный период. При этом должны учитываться экономические, географические, климатические и иные особенности не только региона, на территории которого расположено муниципальное образование, но и тип поселения (городское или сельское), а также налоговая политика конкретного субъекта РФ.
Смотрите также статью: "Налог на недвижимость: эксперимент в Великом Новгороде и Твери".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)