Статьи
И. Еланина
В августе 2008 г. в связи с принятием и одобрением доклада "Основные направления налоговой политики на 2009 - 2011 годы" налог на недвижимость планируется ввести с 2011 г.
Необходимость введения налога в систему налогов и сборов связана также принятием новой редакции от 22 июля 2008 г. Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вступившей в силу с 1 марта 2008 г. (Закон 221-ФЗ).
В соответствии с Законом 221-ФЗ определены процедуры регистрации недвижимого имущества, информационного обеспечения процессов государственного контроля, управления, экономической оценки и налогообложения недвижимого имущества, а также совершенствования деятельности в области формирования недвижимого имущества.
Появилась реальная основа для выработки новых подходов к налогообложению объектов недвижимости и применению их на практике, ведь именно отсутствие нормативного регулирования отношений по созданию и ведению государственного кадастра недвижимости было одним из основных препятствий для воплощения в жизнь проектов по введению налога на недвижимость, которое было неосуществимым без разработки методики кадастровой (массовой) оценки недвижимости.
Распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 1996 г. №1900-р "О проекте Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" и его письмом от 24 декабря 1996 г. №4527п-П13 "О внесении проекта Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" в Государственную Думу был внесен проект указанного Закона. 20 июля 1997 г. был принят Федеральный закон №110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" (Закон 110-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона 110-ФЗ предполагалось проведение в 1997 - 1998 гг. эксперимента. Принятие столь радикальных на тот период развития российского налогового законодательства мер было обусловлено действующим порядком имущественного налогообложения (налоги на имущество предприятий и на имущество физических лиц, земельный налог), который в полной мере не соответствовал проводимой налоговой реформе и не обеспечивал стабильность поступления доходов в бюджет. Имелись также существенные недостатки и противоречия, например, отсутствовал единый подход к налогообложению недвижимого имущества, а его налогооблагаемая стоимость не соответствовала рыночным показателям.
Поэтому Правительство РФ предложило:
В связи с этим по инициативе администраций городов Великого Новгорода и Твери в целях отработки механизма и подготовки модели налогообложения недвижимости для внедрения на территории РФ был подготовлен проект указанного Федерального закона, который не должен был вызвать снижение поступлений в бюджет.
Налог на недвижимость предполагался как местный налог, который объединил бы два местных налога и один региональный.
На втором этапе по промежуточным итогам эксперимента обозначилась необходимость внесения изменений, что позволило продолжить до 2003 г. в городах Великом Новгороде и Твери эксперимент.
15 августа 2001 г. Правительство РФ издало Постановление №584 "О Программе развития в Российской Федерации бюджетного федерализма на период до 2005 года". Основная цель этой Программы - разграничение налоговых полномочий и доходных источников, существенное повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов, в том числе региональных и местных налогов, имея в виду создание предпосылок для перехода к долгосрочной перспективе формирования доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов.
Распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. №910-р была утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы). Эта Программа предполагала совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, снижение общего налогового бремени для законопослушных налогоплательщиков за счет реформирования отдельных видов налогов, сокращение числа налогов и сборов, отмену неэффективных налогов, а также переход после завершения формирования земельного кадастра и создания единых объектов собственности к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог.
Не менее интересно и принятое также на третьем этапе проведения эксперимента распоряжение Правительства РФ
Начало четвертого этапа проведения эксперимента связано с принятием Федерального закона от 28 июля 2004 г. №92-ФЗ "О продолжении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери и внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" <10> (Закон 92-ФЗ). Закон 92-ФЗ обозначил продолжение эксперимента и переход его в завершающую стадию, по окончании которой предполагалось подведение итогов, выявление основных достижений и наибольших трудностей, способствующих или препятствующих повсеместному введению налога на недвижимость.
Согласно статьям 1, 2 Закона 92-ФЗ эксперимент по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери был продолжен, т.е. период его проведения составил 1997 - 2005 гг.
В налоговую базу налога на имущество данных налогоплательщиков, определяемую в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" НК, не включается недвижимость, находящаяся на территориях этих городов.
Несмотря на изменения в системе налогов и сборов, региональный налог на имущество организаций (глава 30 НК) и два местных налога (земельный и на имущество физических лиц) продолжают действовать.
Рассмотренные программные документы и результаты проводимого эксперимента подтвердили необходимость в условиях реформирования налогообложения недвижимости учитывать современные тенденции развития межбюджетных отношений, роль собственных доходных источников именно местных бюджетов и закрепить за представительными органами муниципальных образований право принимать решения о введении на их территории местного налога на недвижимость, что составило основу эксперимента в городах Великом Новгороде и Твери.
Смотрите также статью: "Налог на недвижимость: межбюджетные отношения".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
И. Еланина
НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ: ЭКСПЕРИМЕНТ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ И ТВЕРИ
Разделы: В настоящее время в РФ не существует самостоятельного налога на недвижимость, объектом налогообложения которым являлись одновременно земля и возведенные на ней строения.
Земля подпадает под действие главы 31 Налогового кодекса (НК) и выступает как объект обложения земельным налогом, который относится к налогам местным. Налогообложение строений регулируется как Законом РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", так и главой 30 НК в зависимости от субъекта налогообложения.
- Предпосылки введения налога
В августе 2008 г. в связи с принятием и одобрением доклада "Основные направления налоговой политики на 2009 - 2011 годы" налог на недвижимость планируется ввести с 2011 г.
Необходимость введения налога в систему налогов и сборов связана также принятием новой редакции от 22 июля 2008 г. Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вступившей в силу с 1 марта 2008 г. (Закон 221-ФЗ).
В соответствии с Законом 221-ФЗ определены процедуры регистрации недвижимого имущества, информационного обеспечения процессов государственного контроля, управления, экономической оценки и налогообложения недвижимого имущества, а также совершенствования деятельности в области формирования недвижимого имущества.
Появилась реальная основа для выработки новых подходов к налогообложению объектов недвижимости и применению их на практике, ведь именно отсутствие нормативного регулирования отношений по созданию и ведению государственного кадастра недвижимости было одним из основных препятствий для воплощения в жизнь проектов по введению налога на недвижимость, которое было неосуществимым без разработки методики кадастровой (массовой) оценки недвижимости.
- Первые этапы реформирования – города Великий Новгород и Тверь
Распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 1996 г. №1900-р "О проекте Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" и его письмом от 24 декабря 1996 г. №4527п-П13 "О внесении проекта Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" в Государственную Думу был внесен проект указанного Закона. 20 июля 1997 г. был принят Федеральный закон №110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" (Закон 110-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона 110-ФЗ предполагалось проведение в 1997 - 1998 гг. эксперимента. Принятие столь радикальных на тот период развития российского налогового законодательства мер было обусловлено действующим порядком имущественного налогообложения (налоги на имущество предприятий и на имущество физических лиц, земельный налог), который в полной мере не соответствовал проводимой налоговой реформе и не обеспечивал стабильность поступления доходов в бюджет. Имелись также существенные недостатки и противоречия, например, отсутствовал единый подход к налогообложению недвижимого имущества, а его налогооблагаемая стоимость не соответствовала рыночным показателям.
Поэтому Правительство РФ предложило:
- учредить единый налог на недвижимое имущество как с юридических, так и с физических лиц вместо действующих в то время налогов на имущество предприятий (организаций), на имущество физических лиц и земельного налога;
- установить единый перечень объектов налогообложения;
- определить рыночную цену недвижимости для целей налогообложения;
- ввести единую для юридических и физических лиц ставку налога на недвижимость (во избежание различного рода злоупотреблений, как правило, связанных с переоформлением прав собственности между ними);
- закрепить данный налог как источник доходов органов местного самоуправления.
В связи с этим по инициативе администраций городов Великого Новгорода и Твери в целях отработки механизма и подготовки модели налогообложения недвижимости для внедрения на территории РФ был подготовлен проект указанного Федерального закона, который не должен был вызвать снижение поступлений в бюджет.
Налог на недвижимость предполагался как местный налог, который объединил бы два местных налога и один региональный.
На втором этапе по промежуточным итогам эксперимента обозначилась необходимость внесения изменений, что позволило продолжить до 2003 г. в городах Великом Новгороде и Твери эксперимент.
15 августа 2001 г. Правительство РФ издало Постановление №584 "О Программе развития в Российской Федерации бюджетного федерализма на период до 2005 года". Основная цель этой Программы - разграничение налоговых полномочий и доходных источников, существенное повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов, в том числе региональных и местных налогов, имея в виду создание предпосылок для перехода к долгосрочной перспективе формирования доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов.
Распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. №910-р была утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы). Эта Программа предполагала совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, снижение общего налогового бремени для законопослушных налогоплательщиков за счет реформирования отдельных видов налогов, сокращение числа налогов и сборов, отмену неэффективных налогов, а также переход после завершения формирования земельного кадастра и создания единых объектов собственности к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог.
Не менее интересно и принятое также на третьем этапе проведения эксперимента распоряжение Правительства РФ
Начало четвертого этапа проведения эксперимента связано с принятием Федерального закона от 28 июля 2004 г. №92-ФЗ "О продолжении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери и внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" <10> (Закон 92-ФЗ). Закон 92-ФЗ обозначил продолжение эксперимента и переход его в завершающую стадию, по окончании которой предполагалось подведение итогов, выявление основных достижений и наибольших трудностей, способствующих или препятствующих повсеместному введению налога на недвижимость.
Согласно статьям 1, 2 Закона 92-ФЗ эксперимент по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери был продолжен, т.е. период его проведения составил 1997 - 2005 гг.
В налоговую базу налога на имущество данных налогоплательщиков, определяемую в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" НК, не включается недвижимость, находящаяся на территориях этих городов.
Несмотря на изменения в системе налогов и сборов, региональный налог на имущество организаций (глава 30 НК) и два местных налога (земельный и на имущество физических лиц) продолжают действовать.
Рассмотренные программные документы и результаты проводимого эксперимента подтвердили необходимость в условиях реформирования налогообложения недвижимости учитывать современные тенденции развития межбюджетных отношений, роль собственных доходных источников именно местных бюджетов и закрепить за представительными органами муниципальных образований право принимать решения о введении на их территории местного налога на недвижимость, что составило основу эксперимента в городах Великом Новгороде и Твери.
Смотрите также статью: "Налог на недвижимость: межбюджетные отношения".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)