Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 03.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-3252/2017

Требование: О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал на то, что он является инвалидом, проживает в квартире, в которой зарегистрировано и проживает еще семь человек. На основании постановления истец признан малоимущим и поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма с включением в список "Больные тяжелой формой хронического заболевания". Однако до настоящего времени жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, в порядке ч. ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ он не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2017 г. по делу N 33-3252/2017


Докладчик Блинова М.А.
Судья Фомина Н.Э.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Арслановой Е.А., Нестеровой А.А.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску П.А.А. к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма в виде отдельной квартиры по установленным нормам действующего законодательства, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 07 апреля 2017 г.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения представителя истца П.А.А. - К., третьего лица П.А.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы на решение суда,

установила:

П.А.А. обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры во внеочередном порядке по установленным нормам действующего законодательства.
Исковые требования мотивировал тем, что он является инвалидом... группы по... заболеванию, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Истец проживает в квартире, общей площадью... кв. м, расположенной по адресу: ..., в которой зарегистрированы и проживают еще семь человек. На основании постановления и.о. главы администрации Калининского района от 24.03.2015 г. N истец признан "Малоимущим" и поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в список "Больные тяжелой формой хронического заболевания" с 12 февраля 2015 г. Однако до настоящего времени жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, в порядке ч. 1 и ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, он не обеспечен. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства и на положения ст. 57 Жилищного кодекса РФ, истец просит обязать администрацию г. Чебоксары предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по установленным нормам действующего законодательства.
Истец П.А.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, реализовал право на участие в процессе через своего представителя.
Представитель истца П.А.А. - К. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель администрации г. Чебоксары Е. в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Третье лицо, П.А.В. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что она, П.А.А. и ФИО1 проживают по адресу: ..., где прописаны и проживают еще семь человек. П.А.А. необходим постоянный медицинский уход.
Третьи лица администрация Калининского района г. Чебоксары, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 07 апреля 2017 г. на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность предоставить П.А.А. на состав семьи из одного человека во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в г. Чебоксары по договору социального найма по установленным нормам действующего законодательства.
Указанное решение суда обжаловано администрацией города Чебоксары по мотивам необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца П.А.А. - К., третьего лица П.А.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы на решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что имеется необходимая совокупность обстоятельств для внеочередного предоставления жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 настоящего Кодекса перечне, по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, поскольку они подтверждены материалами дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Из изложенного следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, а предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и получить жилое помещение по договору социального найма, необходимо соответствовать определенной категории, установленной федеральным законом, либо быть признанным малоимущим.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит ряд граждан, в том числе проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Но для отдельных категорий граждан часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрела возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1994 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1994 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент обращения истца П.А.А. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривает иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право П.А.А. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для внеочередного обеспечения граждан, указанных в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо не только наличие у гражданина хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, но и одновременное наличие указанных в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации условий, а также признание гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
При решении вопроса о предоставлении названной категории граждан жилых помещений во внеочередном порядке юридически значимым является наличие совокупности следующих обстоятельств: а) наличие статуса малоимущего; б) в квартире проживает несколько семей; в) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; г) проживание с этими больными в одной квартире невозможно; д) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
В силу указанной нормы отсутствие совокупности названных обстоятельств делает невозможным предоставление жилья во внеочередном порядке.
Как усматривается из материалов дела, истец П.А.А. является инвалидом... группы, согласно медицинским заключениям подкомиссии N врачебной комиссии Бюджетного учреждения Чувашской Республики "..." Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 21 января 2015 г. N имеющееся у П.А.А. <данные изъяты> входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, и в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 (код заболевания...).
На основании постановления и.о. главы администрации Калининского района г. Чебоксары от 24 марта 2015 года N П.А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма как Малоимущий с составом семьи из трех человек, с одновременным включением, в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений "Больные страдающие тяжелой формой хронического заболевания" с 12 февраля 2015 года, составом семьи один человек.
Таким образом, П.А.А. страдает заболеванием, входящим в Перечень заболеваний, при наличии которого гражданин имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, является инвалидом, признан малоимущим и состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения.
Судом установлено, П.А.А. с 27 мая 2009 г. зарегистрирован в квартире <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО2. Согласно выписки из лицевого счета в указанной квартире, общей площадью... кв. м, зарегистрированы и проживают всего 8 человек: ФИО2 (собственник), ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, а также... П.А.А. (истец по делу).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истец проживает в квартире, занятой нескольким семьями. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями ФИО2, допрошенной в качестве свидетеля, которая пояснила, что в квартире <адрес> проживает она с ФИО4, ФИО3, ФИО5 с ФИО6, ФИО7 и ФИО8, а также П.А.А. с П.А.В. и ФИО1. В квартире проживают семьи, не ведущие общее хозяйство. П.А.А. приходится ей родственником.
Судом первой инстанции также установлено, что у истца не имеется иного жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма.
Принимая во внимание, что органом местного самоуправления П.А.А. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признан в установленном порядке малоимущим, а также как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, проживает в жилом помещении, занятой несколькими семьями, иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не имеет, правомерно руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые П.А.А. и возложил на администрацию города Чебоксары обязанность предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по установленным нормам на условиях договора социального найма.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что П.А.А. на момент судебного разбирательства фактически не проживает по адресу регистрации в квартире <адрес>, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, так как никаких доказательств в подтверждение указанного довода ответчиком в нарушение требований гражданского процессуального закона суду представлено не было и в материалах дела таковых не имеется. По имеющимся материалам дела у истца не имеется иного постоянного места жительства, иного жилого помещения, занимаемого им по договору социального найма или принадлежащего ему и членам семьи на праве собственности или другом законном праве.
Ссылки в жалобе на то, что ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО6 готовятся в будущем к переезду, не имеют правового значении для разрешения настоящего спора.
Доводы администрации г. Чебоксары о том, что обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями осуществляется исходя из времени принятия на учет не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований П.А.А., поскольку статья 57 Жилищного кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений лиц, в том числе, страдающих тяжелыми формами заболеваний, включенных в специальный Перечень.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ответчика администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 07 апреля 2017 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.БЛИНОВА

Судьи
Е.А.АРСЛАНОВА
А.А.НЕСТЕРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)