Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6766/2017

Требование: О взыскании убытков.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является нанимателем жилого помещения. В связи с отменой меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения истец обратился к ответчику по вопросу о выплате компенсации взамен утраченной, ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июля 2017 г. по делу N 33-6766


Судья: Рябенко Е.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.,
судей Наконечной Е.В., Бичуковой И.Б.,
при секретаре С.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д. к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю", Министерству обороны РФ о взыскании убытков, понесенных в связи с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг
по апелляционной жалобе представителя Д. - П.Е.С.
на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 марта 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований Д. отказано.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., судебная коллегия

установила:

Д. обратился в суд с названным иском, указав, что на основании договора найма служебного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ. он является нанимателем жилого помещения по <адрес> Вместе с ним в квартире проживает его супруга Ф., которая с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время является медицинской сестрой медицинского пункта с лазаретом в филиале "войсковая часть N 140038" ФБУ-войсковая часть 32103 МО РФ. До 01.01.2005 г. его семье предоставлялась льгота по оплате за отопление, коммунальные услуги и наем жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1, которая признана утратившей силу с 01.01.2005 г. Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. Одновременно указанная статья была дополнена частью четвертой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Перечень федеральных специализированных организаций здравоохранения, работникам которых предоставляются меры социальной поддержки, утвержден постановлением Правительства РФ N 872 от 29.12.2004 г. Медицинские пункты Министерства обороны РФ в этот Перечень не вошли, в связи с чем медицинские работники военного ведомства в отличие от аналогичной категории работников иных организаций оказались лишенными права на получение социальной поддержки, а те из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался до 01.01.2005 г. жилищно-коммунальными льготами, фактически утратили право на такие льготы без какой-либо компенсации. На обращения истца в органы МО РФ по вопросу выплаты компенсации взамен утраченной льготы ему было отказано. Однако, Д. с этим отказом не согласен, так как отсутствие механизма предоставления льгот и порядка их финансового обеспечения не может являться основанием для лишения права пользования льготами. За периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом произведена оплата коммунальных платежей без учета льготы, в связи с чем им понесены убытки на общую сумму 142662,45 руб. В своих исковых требованиях он просил суд (с учетом уточнений) взыскать с ответчика эти убытки, а также судебные расходы.
Представитель Д. - П.Е.С. настаивала на удовлетворении уточненных требований по доводам, изложенным в иске и уточнениях к нему.
Представители ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю" С.С. и П.Е.А. с исковыми требованиями не согласились, указав, что супруга истца работает в учреждении, не относящемся к учреждениям государственной системы здравоохранения, медицинский пункт войсковая часть не относится к федеральным учреждениям, медицинские подразделения, структурно входящие в состав воинских частей, не являются медицинскими организациями. Полагали ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" ненадлежащим ответчиком, поскольку оно не является распорядителем бюджетных средств на выплату компенсации оплаты жилого помещения и на возмещение убытков. Кроме того, считали Д. ненадлежащим истцом, так как он не является медицинским работником.
Истец Д., представитель Министерства обороны РФ, извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Разбирательство по делу проведено без их участия.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Д., его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. В обоснование жалобы указаны доводы, аналогичные тем, которые приводились в обоснование исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю" просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, полагает, что решение суда не подлежит отмене.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В данном случае таких нарушений судом не допущено.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1, действовавших до 1 января 2012 года и подлежащих применению к спорным отношениям, к государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктами 13, 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статьи 12 и 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения.
В частности, часть 1 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан изложена в новой редакции, согласно которой к государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" утвержден перечень федеральных специализированных медицинских учреждений. В данном перечне медицинские пункты воинских частей не названы.
Реализуя предоставленные приведенными нормами федерального законодательства полномочия Правительство Российской Федерации издало Постановление от 17.10.2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях".
В соответствии с п. 1 указанного Постановления Правительство Российской Федерации установило с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
На основании п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 г. N 839 финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные учреждения.
Согласно п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 г. N 839 на Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации возложена обязанность определить порядок осуществления выплат в соответствии с настоящим Постановлением.
В соответствии с указанным пунктом Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 г. N 839 приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 1556ан и Министерства финансов Российской Федерации N 174н от 16.12.2011 г. "Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" утвержден Порядок осуществления с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Указанный порядок определяет правила осуществления с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
В связи со вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государственную систему здравоохранения составляют:
1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;
2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части);
3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Федеральным законом от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72).
Из приведенных нормативных положений следует, что действие Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 г. N 839, принятого во исполнение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утративших силу с 1 января 2012 года, распространяется на медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья.
Между тем, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции в области обороны, и, следовательно, не является федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья, и не входит в систему государственных органов здравоохранения.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 154 ЖК РФ наниматель обязан оплачивать наем жилого помещения, содержание жилого помещения и предоставленные ему коммунальные услуги.
Поскольку коммунальные платежи как таковые представляют собой плату за пользование жильем, за содержание жилья и за коммунальные услуги и не могут расцениваться как убытки, понесенными истцом по вине Министерства обороны РФ и ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю", при этом действующим законодательством не предусмотрено возмещение медицинским работникам медпунктов войсковых частей затрат, понесенных в связи выплатой ими коммунальных платежей, то суд правильно не нашел оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания с ответчиков заявленных в иске сумм.
Сам по себе факт нераспространения на медицинских работников медпунктов в/частей положений законодательства о мерах социальной поддержки, установленных для медицинских работников системы здравоохранения, не может расцениваться как основание для возложения на военное ведомство обязанности по возмещению коммунальных расходов, понесенных сотрудникам медпунктов этого ведомства, из чего правильно исходил суд при разрешении спора.
Кроме того, заслуживают внимания доводы ответчиков о том, что за защитой права на получение мер социальной поддержки взамен тех, которые ранее предоставлялись медицинским работникам сельской местности, обратилась не супруга Д., являющаяся медицинским работником медпункта в/части, а сам Д., который к таким работникам не относится и претендовать на получение соответствующих мер не может. Данное обстоятельство также свидетельствует о правомерности отклонения судом заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности вынесенного судом решения и не могут служить основанием к его отмене.
В ходе рассмотрения дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с вышеприведенными требованиями действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Спор разрешен судом верно.
Основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Д. - П.Е.С. без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)