Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 30.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-2148/2017

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения, обязании заключить договор найма служебного жилого помещения, признании права пользования жилым помещением.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что проходит военную службу, ему распределено жилое помещение на период прохождения службы, но администрацией муниципального образования отказано в заключении договора найма служебного жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. по делу N 33-2148/2017


Судья Смирнов С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Ваулина А.А.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 5 июня 2017 года, которым постановлено признать незаконным отказ администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 20 марта 2017 года N <...> в предоставлении Б.А.П. и членам его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. Обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" заключить с Б.А.П. на состав семьи три человека, в том числе Б.А.В., Б.А.А. договор найма служебного жилого помещения по адресу: <...> дополнительное решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 сентября 2017 года, которым постановлено признать за Б.А.П. и членами его семьи право пользования на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. Взыскать с администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в пользу Б.А.П. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
установила:

Б.А.П. обратился в суд с иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", в котором просил признать незаконным решение администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 20 марта 2017 года N <...> об отказе в предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: <...> по договору служебного найма, признать за ним и членами его семьи право пользования на жилое помещение и обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" заключить с ним договор найма служебного жилого помещения по указанному адресу.
В обоснование требований указал, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части 34096, дислоцированной в г. Йошкар-Оле. Членами его семьи являются супруга Б.А.В., сын Б.А.А. Территориальным отделением г. Йошкар-Олы ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ему распределено жилое помещение по адресу: <...> на период прохождения службы, однако администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" отказано в заключении договора найма служебного жилого помещения, с чем он не согласен.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" просит решение и дополнительное решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе Б.А.П. в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает решение суда принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что спорное жилое помещение не включено в специализированный жилищный фонд, договор найма служебного жилого помещения с военнослужащими должно заключать Министерство обороны Российской Федерации. Полагает, что заявленные истцом требования подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того указывает, что в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика, являющегося органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.
В возражениях на жалобу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, приводит доводы в поддержку принятого решения.
Выслушав объяснения представителя третьего лица ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Ч., просившей решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что Б.А.П. проходит военную службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, состоит в списках на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы в г. Йошкар-Ола, с 06 августа 2003 года с составом семьи три человека.
Согласно сообщению территориального отделения г. Йошкар-Олы ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 23 января 2017 года Б.А.П. на состав семьи три человека распределено жилое помещение по адресу: <...>. Указанная квартира является муниципальной собственностью.
Письмом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 20 марта 2017 года N <...> сообщено, что вопрос о заключении с Б.А.П. договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <...> не может быть рассмотрен по существу в связи с тем, что решение о включении данного жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением его к служебному жилому помещению не принималось. Дополнительно сообщено, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 17 февраля 2017 года принято решение о согласовании к распределению спорного жилого помещения при условии распределения по договору социального найма уполномоченным органом в соответствии с требованиями, установленными статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
С 28 августа 1997 года указанное жилое помещение занимал с членами семьи К., проходивший военную службу в войсковой части 32401. К. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений 31 мая 2016 года в связи с перечислением жилищной субсидии. Спорная квартира сдана К. администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" 23 ноября 2016 года.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в частности, в связи с прохождением службы. Статьями 99, 104 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, по установленным указанным Кодексом основаниям гражданам определенных категорий, предусмотренных законом, в том числе военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Б.А.П. требования, суд первой инстанции правильно исходил из положений пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и того, что за военнослужащими и членами их семей закреплено действующим законодательством право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному или муниципальному жилищному фонду.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Данной нормой законодатель установил право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения.
Из изложенного следует, что Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей при освобождении ими данных помещений.
Принимая во внимание, что за военными организациями сохраняется право на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, указанные организации пользуются правами, предусмотренными статьями 99, 104 ЖК РФ, в частности, правом решения вопроса о распределении данных помещений в качестве служебных.
Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, как собственников жилищного фонда в соответствии со статьей 100 ЖК РФ заключать с военнослужащими договоры найма распределенных вышеуказанным образом жилых помещений.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допущено нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта.
Доказательств того, что спорная квартира передана другому военнослужащему и не является свободной, материалы дела не содержат. Ответчик не оспаривает, что ранее жилое помещение занимал военнослужащий.
Доводы жалобы о том, что спорное жилое помещение не включено в специализированный жилищный фонд, не влияют на правильность выводов об удовлетворении исковых требований и на законность принятого решения суда, поскольку при разрешении вопроса о предоставлении истцу спорной квартиры ответчик не лишен возможности разрешить одновременно вопрос о придании спорному жилому помещению в установленном порядке статуса служебного.
Доводы жалобы о том, что заявленные истцом требования подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства, не влекут отмену решения суда первой инстанции, поскольку в силу части 6 статьи 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с ответчика, являющегося органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит, также отклоняются.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
Вместе с тем закон не освобождает указанные органы от возмещения стороне, в пользу которой состоялось решение суда, понесенных по делу судебных расходов, в том числе расходов на оплату государственной пошлины.
Решение суда состоялось в пользу истца и администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" должна возместить Б.А.П. понесенные расходы на оплату государственной пошлины по правилам части первой статьи 98 ГПК РФ.
Доводы жалоб не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалобы не содержат, их доводы основаны на неверном понимании норм права, направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела, являлись предметом оценки суда первой инстанции, по ним в решении содержатся мотивированные выводы, с которыми согласилась судебная коллегия.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалобы удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционных жалоб и возражений.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 5 июня 2017 года и дополнительное решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Е.СОСНИН
Судьи
Н.Г.ЛЕЛЕКОВ
А.А.ВАУЛИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)