Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 27.05.2015 N 44Г-71/2015

Требование: О признании права пользования жилым помещением, обязании издать распоряжение и заключить договор социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Военнослужащему и членам его семьи, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказано в оформлении договора социального найма занимаемого помещения, находящегося в собственности субъекта РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. N 44г-71/15


Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Павлюченко М.А.
и членов президиума Богословской И.И., Лакова А.В., Яковлевой Т.И.,
при секретаре Г.
рассмотрел в судебном заседании <дата> гражданское дело N <...> по иску Д.С.Г., Д.И.Б., Д.Е.С. к <адрес> Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство <адрес> района Санкт-Петербурга" о признании права пользования жилым помещением, обязании издать распоряжение и заключить договор социального найма на основании кассационной жалобы <адрес> Санкт-Петербург и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда от <дата> о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А., представителя <адрес> Санкт-Петербурга С., представителя Д.С.Г. и Д.И.Б. и Д.Е.С. адвоката Верещагина А.Е.,
президиум
установил:

Спорным помещением является трехкомнатная <адрес>, расположенная в <адрес> <адрес> в Санкт-Петербурге, общей площадью 75,5 кв. м, жилой площадью 48,1 кв. м.
Жилой дом по указанному адресу, ранее находившийся в ведении КЭЧ Министерства обороны РФ, передан в государственную собственность Санкт-Петербурга в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от <дата> N 395.
Распоряжением главы <адрес> Санкт-Петербурга от 16 февраля 2007 года N 185-р в связи с изменением правового статуса общежития квартирного типа квартира включена в перечень жилых помещений, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга. Право государственной собственности Санкт-Петербурга зарегистрировано 26 марта 2007 года.
13 апреля 2010 года жилищной комиссией Военной академии тыла и транспорта им. генерала армии А.В.Хрулева принято решение, согласно которому данная квартира, освобождаемая за выездом заместителя начальника академии, предоставляется по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь бесквартирному военнослужащему Д.С.Г., начальнику 3-го факультета академии, состоящему на учете с 1997 года, на состав семьи из 3-х человек (он, жена, дочь).
5 июля 2010 года между наймодателем ФГУ Смирновская КЭЧ МО РФ, действовавшим от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, и нанимателем Д.С.Г. заключен договор найма служебного жилого помещения N <...> по которому служебная квартира по вышеуказанному адресу, предоставленная в связи с прохождением службы, передается нанимателю Д.С.Г. и членам его семьи (жене Д.И.Б. и дочери Д.Е.С.) для временного проживания. Договор заключен на период прохождения службы.
Д.С.Г. включен в список распределения жилых помещений Военной академии тыла и транспорта на данную квартиру, утвержденный командующим войсками Западного военного округа.
С 29 июля 2010 года истцы постоянно зарегистрированы по указанному адресу на основании договора найма служебного жилого помещения.
Д.С.Г. и Д.И.Б. и Д.Е.С. обратились в суд с иском к <адрес> Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство <адрес> Санкт-Петербурга" о признании приобретшими право пользования жилым помещением, обязании издать распоряжение и заключить договор социального найма на квартиру, указывая, что с 1997 года Д.С.Г. проходит военную службу по контракту в Санкт-Петербурге в Военной академии тыла и транспорта им. генерала армии А.В.Хрулева, имеет звание полковника, с 2013 года по настоящее время занимает должность руководителя кафедры технического обеспечения академии, с 12 сентября 1997 года состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; на основании ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" как заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года после первых 5 лет прохождения службы имеет право на предоставление жилого помещения на общих основаниях, а также имеет право на дополнительную жилую площадь; жилые помещения, занимаемые военнослужащими, в случае их освобождения подлежат повторному заселению военнослужащими; по решению жилищной комиссии академии от 13 апреля 2010 года освободившаяся после выезда военнослужащего квартира предоставлена ему с семьей на условиях договора социального найма, однако, Администрация, которой направлялись документы, необходимые для заключения договора, незаконно отказала в заключении с ним договора социального найма.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2014 года в удовлетворении иска отказано.
Разрешая спор, суд исходил из того, что в силу ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Приказа Министерства обороны РФ от 30 октября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" жилые помещения военнослужащим предоставляются уполномоченным органом МО РФ либо структурным подразделением уполномоченного органа, в настоящем случае ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения", данные о принятии такого решения в отношении истцов отсутствуют, жилищными органами Министерства обороны РФ договор социального найма с Д.С.Г. не заключен; квартира находится в собственности Санкт-Петербурга, за Смирновской КЭЧ не закреплена, ее размер превышает норму предоставления площади жилого помещения на трех человек, Д-ны на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в районной администрации не состоят, право на внеочередное обеспечение жильем и заключение договора социального найма не имеют; спорная квартира предоставлена им временно, на период прохождения Д.С.Г. военной службы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 октября 2014 года решение районного суда отменено, иск удовлетворен, за Д.С.Г. и Д.И.Б. и Д.Е.С. признано право пользования квартирой <адрес> <адрес> <адрес> в Санкт-Петербурге на условиях договора социального найма. <адрес> Санкт-Петербурга обязана издать распоряжение о заключении с Д.С.Г. договора социального найма на квартиру с учетом членов его семьи; Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство <адрес> Санкт-Петербурга" обязано заключить с Д.С.Г. с учетом членов семьи договор социального найма на квартиру.
Суд апелляционной инстанции, применив абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 25 декабря 2003 года N 453-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации МО "Сертолово" <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", исходил из того, что Федеральным законом N 76-ФЗ определен специальный порядок предоставления военнослужащим жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими (повторное заселение); реализация предусмотренного пунктом 5 статьи 15 вышеназванного Закона права на повторное заселение не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к тому или иному жилищному фонду; обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим с членами семьи, направлена на обеспечение баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих; закрепляя особый статус военнослужащих и членов их семей, Закон "О статусе военнослужащих" не исключает возможность предоставления им жилых помещений муниципального фонда по договору социального найма при освобождении данных помещений в связи с выездом военнослужащего, решение о предоставлении военнослужащим жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими, обязательно для соответствующей администрации; квартира предоставлена Д.С.Г. по решению уполномоченного органа Министерства обороны РФ, которое не отменено и незаконным не признано; размер предоставляемого военнослужащему жилого помещения определен ст. 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ и в настоящем случае, с учетом имеющегося у Д.С.Г. права на дополнительную жилую площадь, не будет превышен.
В кассационной жалобе <адрес> Санкт-Петербурга просит апелляционное определение по делу отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решение районного суда.
Указывает, что спорная квартира находится в собственности Санкт-Петербурга, отнесена к специализированному жилому фонду, вывод судебной коллегии о предоставлении квартиры Д.С.Г. с семьей на условиях договора социального найма не основан на материалах дела, в котором отсутствуют как доказательства заключения с истцом договора социального найма, так и доказательства того, что жилищная комиссия Военной академии тыла и транспорта в 2010 году уполномочивалась собственником жилого помещения - Санкт-Петербургом на заключение договоров социального найма в отношении служебных жилых помещений; более того, ФГУ Смирновская КЭЧ с истцами в отношении спорной квартиры заключен договор найма служебного жилого помещения; обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в соответствии с Приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N <...> "О предоставлении военнослужащими Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" осуществляет уполномоченный орган Министерства обороны РФ либо его структурное подразделение, однако, в ФКГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" сведения об основаниях распоряжения спорной квартирой отсутствуют.
Также <адрес> указывает, что повторное заселение жилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга, ранее занимаемых другими военнослужащими, допускается, однако, не является основанием для предоставления данных помещений по договору социального найма. Полагает, что в отсутствие законодательно установленного порядка предоставления таких помещений, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ квартира может быть заселена военнослужащими и членами их семей, состоящими в Администрации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Санкт-Петербурге. Истцы на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий не состоят.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, Д.С.Г. является военнослужащим, первый контракт о прохождении военной службы заключил до 1 января 1998 года.
Квартира <адрес> предоставлена ему во время прохождения службы по договору найма служебного жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения; военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, также могут быть предоставлены находящиеся в федеральной собственности жилые помещения по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, жилые помещения в собственность или жилищная субсидия.
Согласно пункту 5 статьи 15 Закона N 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Суд апелляционной инстанции основывал свое решение об удовлетворении иска на имеющемся у военнослужащего Д.С.Г., заключившего контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, праве получить жилое помещение на общих основаниях (т.е. по договору социального найма), принятом решении жилищной комиссии академии о предоставлении ему квартиры по договору социального найма от 13 апреля 2010 года и обязанности Администрации предоставить жилое помещение, освобождаемое за выездом военнослужащего, другому военнослужащему.
Однако, суд не учел, что в силу ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащие, заключившие контракт о прохождении службы до 1 января 1998 года, в период службы могут быть обеспечены как служебным жилым помещением, так и постоянным жилым помещением по договору социального найма. Д.С.Г. как военнослужащий с соблюдением требований Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечен по месту военной службы служебным жилым помещением, пользуется спорной квартирой по договору найма служебного жилого помещения.
Данная квартира после ее освобождения за выездом военнослужащего Н., как и предусмотрено пунктом 5 статьи 15 Закона, предоставлена другому военнослужащему - Д.С.Г. Договор найма служебного жилого помещения, заключенный 5 июля 2010 года с ФГУ Смирновская КЭЧ, Д.С.Г. в установленном порядке не оспаривал. Вместе с тем, обязанность Администрации предоставить истцу жилое помещение, занимаемое им на основании договора найма служебного жилого помещения, по договору социального найма действующим законодательством не предусмотрена. По существу такое требование сводится к изменению заключенного договора найма служебного жилого помещения.
Наличие у Д.С.Г. права быть обеспеченным жильем на общих основаниях по месту военной службы как у военнослужащего, заключившего контракт до 1 января 1998 года, не является достаточным для признания за ним права пользования конкретным жилым помещением.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С 3 ноября 2010 года в соответствии с Приказом Министра обороны РФ N 1455 от 3 ноября 2010 года уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам распределения в Вооруженных Силах РФ жилых помещений является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, осуществляющий функции через специализированные организации МО РФ.
Решение жилищной комиссии академии о предоставлении квартиры Д.С.Г. по договору социального найма, на которое сослался суд апелляционной инстанции, было принято 13 апреля 2010 года, в период действия Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны РФ N 80 от 15 февраля 2000 года (утратила силу 9 ноября 2010 года), и не было реализовано; на основании данного решения в отношении квартиры Д.С.Г. заключил договор найма служебного жилого помещения, и истцы продолжают пользоваться квартирой на условиях этого договора.
Доказательства того, что в соответствии с действующим порядком обеспечения военнослужащих жилыми помещениями уполномоченным органом МО РФ, определенным Приказом министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N 1455, было принято решение о предоставлении Д.С.Г., обеспеченному служебным жилым помещением, квартиры по договору социального найма, суду представлены не были.
С учетом изложенного нельзя согласиться с выводом судебной коллегии о возникновении у истцов права постоянного пользования квартирой на основании решения уполномоченного органа Министерства обороны РФ от 13 апреля 2010 года.
Не принималось такого решения и собственником квартиры Санкт-Петербурга.
Кроме того, согласно п. п. 37, 40 Инструкции N 80, действовавшей до 8 ноября 2010 года, распределение жилых помещений между военнослужащими производилось жилищной комиссией, оформлялось списком распределения жилых помещений, при этом основанием для оформления ордеров на заселение (заключения договоров найма) являлись утвержденные списки распределения.
В материалах дела имеются две копии списка распределения жилых помещений Военной академии тыла и транспорта, включающего спорное жилое помещение, один из которых утвержден командующим войсками Западного военного округа 25 января 2011 года (л.д. 29), т.е. в период, когда органом, компетентным в распределении жилых помещений военнослужащим, являлся уполномоченный орган Министерства обороны РФ, определенный Приказом министра обороны РФ N 1455; на втором указана дата утверждения 20 января 2010 года (л.д. 67).
При таких обстоятельствах оснований для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, Президиум
постановил:

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 октября 2014 года отменить.
Оставить в силе решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2014 года.
Председательствующий
ПАВЛЮЧЕНКО М.А.




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)