Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6751/2017

Требование: Об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, она поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 сентября 2017 г. по делу N 33-6751/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Васякина А.Н., Устьянцевой С.А.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.М.АА. к Администрации муниципального образования г. Медногорск о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе М.М.АА. на решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 23 июня 2017 года,

установила:

Истец М.М.АБ., (дата) года рождения, проживающая в г. Екатеринбурге, через своего представителя Б. обратилась в Медногорский городской суд с вышеназванным иском к администрации муниципального образования г. Медногорск, в обоснование которого указала, что страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, постановлением администрации г. Медногорска N 1251-па от 13.09.2013 она, поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении в г. Медногорске жилого помещения по договору социального найма. Между тем до настоящего времени жильем не обеспечена.
В настоящее время она и ее сын Г.А.Н. зарегистрированы по адресу: (адрес). В 2005 году данный жилой дом пришел в негодность и был разобран, в связи с чем она вместе с сыном проживали на съемных квартирах. Администрация г. Медногорска отказывает во внеочередном предоставлении жилья, ссылаясь на отсутствие на эти цели денежных средств в бюджете. До получения благоустроенного жилья ей предлагалось временное жилое помещение с местами общего пользования, в котором проживать в нем без риска для здоровья невозможно.
Просила суд вынести решение, которым возложить на администрацию МО г. Медногорск обязанность предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Решением Медногорского городского суда Оренбургской области от 23 июня 2017 года в удовлетворении иска М.М.АБ. отказано.
В апелляционной жалобе М.М.АБ. просит отменить указанное решение суда и вынести новое решение об удовлетворении иска.
В суд апелляционной инстанции стороны, третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения в апелляционном порядке дела, не явились.
Судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в порядке, предусмотренном ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения представителя истца Б., действующего на основании доверенности, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной и дополнительной апелляционной жалоб, возражений ответчика на жалобу, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Аналогичное положение было закреплено в пункте 3 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которому гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признавались: проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального, то есть внеочередного порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, так как в силу п. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР такие граждане имели право не на внеочередное, а на первоочередное получение жилья, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Согласно п. 3 данного Перечня к таким заболеваниям относятся психические расстройства, классифицируемые по кодам F00 - F99, которые являются хроническими или затяжными и имеют при этом тяжелые стойкие или часто обостряющиеся болезненные проявления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, М.М.АБ., (дата) года рождения, родилась в (адрес), где проживала до 2002 года. В 1993 году получила трудовое увечье в результате закрытой черепно-мозговой травмы и сотрясения головного мозга, в связи с чем в 1993 году и 1995 годах находилась на стационарном лечении. 19.03.1996 г. ей была установлена *** группа инвалидности бессрочно.
В феврале 2002 года М.М.АБ. вместе с сыном Г.А.Н., (дата) года рождения, переехала на постоянное место жительство в (адрес), где стала проживать у родственников З. в принадлежащем им жилом доме по адресу: (адрес).
25.04.2003 г. М.М.АБ. обратилась в администрацию г. Медногорска с двумя заявлениями. В первом заявлении просила оказать ей содействие в регистрации по месту жительства и получении вида на жительство в Российской Федерации, во втором - поставить на учет на получение жилой площади, как вынужденного переселенца и инвалида 2 группы, не имеющего своего жилья.
30.12.2003 г. М.М.АБ. была зарегистрирована по адресу (адрес), и постановлением главы города Медногорска от 31.12.2003 г. N 1131-р на основании ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР как инвалид 2 группы была поставлена на учет для улучшения жилищных условий в общий список очередности.
Из справок от 29.07.2010 года и 16.08.2013 года, подписанных старостой села Блява Т. и ведущим специалистом по сельскому хозяйству администрации МО г. Медногорск Р., следует, что жилой дом по (адрес) снесен.
Из копии похозяйственной книги на жилой дом по (адрес) за 2011-2015 годы следует, что владельцем дома является З.Н.З., в доме прописаны три человека - М.М.АБ., М.Р.Р., которые выбыли в (адрес), и Г.А.Н., который выехал в (адрес).
Согласно имеющемуся в материалах учетного дела заключению врачебной комиссии МУЗ Центральная городская больница г. Медногорска N 1593 от 25.09.2009 г. М.М.АБ. по состоянию своего здоровья нуждается в предоставлении дополнительной жилой площади.
Согласно имеющемуся в материалах учетного дела ответу главного врача МУЗ ЦГБ г. Медногорска К. от 10.09.2013 N 2177, который послужил основанием для принятия истца на учет в 2013 году ОМС, М.М.АБ. является инвалидом *** группы, имеет психическое заболевание (код заболевания ***), состоит на "Д" учете у врача-психиатра поликлиники МБУЗ ЦГБ г. Медногорска и согласно постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 (п. 3) имеет право на получение отдельной жилой площади, а по постановлению Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817 (п. 2) имеет право на дополнительную жилую площадь.
Согласно постановлению исполняющего обязанности главы администрации МО г. Медногорск N 1251-па от 13.09.2013 М.М.АБ. включена в список очередности граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Из имеющегося в материалах учетного дела сводного городского списка отдельных категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в соответствии с п. 1 статьи 2 Закона Оренбургской области ль 29.12.2007 г.) по состоянию на 01.01.2017 г. М.М.АБ. указана в данном списке под номером 3 как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, и не являющееся нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником либо членом семьи собственника жилого помещения.
Из представленного главным врачом ГБУЗ "Городская больница" г. Медногорска ответа на запрос суда следует, что М.М.АБ. состоит на диспансерном учете с октября 2005 года, имеет диагноз: последствия перенесенной черепно-мозговой травмы, выраженный психоорганический синдром, органическое тревожное расстройство (F 06.40) в связи с травмой головного мозга. С учета не снималась, но по записи в амбулаторной карте в течение 2013 года врача-психиатра не посещала. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г N 817 М.М.АБ. имела право на дополнительную жилую площадь, т.к. в связи с ее заболеванием требовала диспансерное наблюдение. Вместе с тем, данное заболевание или его течение не является тяжелым или часто обостряющимся с тяжелыми, стойкими проявлениями, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, о чем свидетельствует нерегулярное обращение к врачу-психиатру за медицинской помощью (в течение 2016 года обращалась дважды), а также прием пациенткой препаратов, входящих в группу транквилизаторов, улучшающих ночной сон, но не являющихся корректорами поведения либо препаратами, купирующими психопродуктивную симптоматику (бред, галлюцинации). В настоящий момент данный диагноз с М.М.АБ. не снят. Снятие или постановка на диспансерный учет осуществляется врачебной комиссией по состоянию больной, что на настоящий момент невозможно, т.к. она с 10.11.2016 года не является на прием к врачу-психиатру.
Разрешая спор, суд применил вышеуказанные нормы материального права, установив фактические обстоятельства дела, дал им правильную правовую оценку и пришел к верному выводу о том, что для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание истца органом местного самоуправления малоимущим и нуждающимся в жилом помещении при совокупности условий: лицо должно иметь тяжелую форму хронического заболевания, в силу которого проживание данного лица в одной квартире с другими лицами будет невозможным, наличие такого заболевания должно подтверждаться заключением соответствующей врачебной комиссии, проживать в квартире, занятой несколькими семьями, не иметь иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При этом малоимущим истец должна быть признана органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Принимая во внимание отсутствие в деле решения органа местного самоуправления о признании М.М.АБ. малоимущей, отсутствие заключения врачебной комиссии о наличии у истца тяжелой формы хронического заболевания, предусмотренного перечнем, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 378, необоснованную постановку ее на учет в 2013 году нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья по договору социального найма, отсутствие сведений о том, какое помещение занимает истец на момент рассмотрения спора, суд верно указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленного иска об обязании администрации МО г. Медногорск предоставить жилое помещение вне очереди.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с решением суда, субъективной ошибочной оценке тех обстоятельств дела, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Ссылка апеллянта на незаконный вывод суда о том, что истец необоснованно поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилья вне очереди в 2013 году, не может повлиять на результат рассмотрения дела, поскольку данное обстоятельство имеет юридическое значение при разрешении спора о внеочередном предоставлении жилья по поставленным истцом исковым требованиям.
Доводы жалобы о том, что истец продолжает в г. Екатеринбурге амбулаторное лечение и посещение врача-психиатра, не опровергают вывод суда об отсутствии надлежащего заключения врачебной комиссии, подтверждающего наличие тяжелой формы хронического заболевания у истца, не позволяющего совместному проживанию в квартире, занятой несколькими семьями.
При таких обстоятельствах судом спор разрешен в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и в соответствии с установленными обстоятельствами дела, по доводам апелляционной жалобы оспариваемое решение отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 23 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.М.АА. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)