Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 19.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-14994/2017

Требование: О признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает на то, что занимаемое жилое помещение не является служебным и не состоит в специализированном жилищном фонде. Истец обращался к ответчику с требованием о предоставлении в собственность спорного жилого помещения, однако ответа им получено не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. по делу N 33-14994/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Мугиновой Р.Х.
Портновой Л.В.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Т.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Т.Ю. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании права собственности на квартиру N... расположенную в д. адрес, в порядке приватизации отказать.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., Судебная коллегия

установила:

Т.Ю. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании права собственности на служебное жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование своих требований указал, что с дата года по дата года Т.Ю. являлся сотрудником Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан (далее ФСКН РФ по РБ) с дата года по дата года в должности начальника оперативной службы ФСКН РФ по РБ, специальное звание - полковник полиции. С 11 апреля по дата года был в распоряжении начальника оперативной службы ФСКН РФ по РБ. Ранее с дата года по дата года он проходил службу в органах Министерства внутренних дел. Российской Федерации по Республике Башкортостан.
дата года и дата года Т.Ю. и членам его семьи по договорам найма служебного помещения N адрес, в связи с переводом на новое место службы для временного проживания был предоставлен объект недвижимости - квартира, общей адрес.
дата года на основании решения Главного управления архитектуры и строительства Администрации ГО г. Уфы Республики Башкортостан жилому дому по указанному выше строительному адресу присвоен адрес: адрес что также подтверждается техническим паспортом жилого помещения.
В указанной квартире Т.Ю. проживает со своей семьей.
Как указывает истец, занимаемое жилое помещение по сведениям Управления ФСКН России по Республике Башкортостан, Территориального Управления Росимущества в Республике Башкортостан, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Республике Башкортостан не является служебным и не числится на балансе Управления ФСКН России по Республике Башкортостан и не состоит в специализированном жилищном фонде ФСКН России.
Истец обращался в МВД России по РБ с требованием о предоставлении в собственность спорного жилого помещения, ответа по настоящее время не получено.
Просит признать право собственности за ним на объект недвижимого имущества, общей площадью адрес.
Суд вынес вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Т.Ю. просит решение отменить, принять новое - об удовлетворении иска. Ссылаясь на ч. 1 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 1, ст. 6 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", полагает, что предоставление жилого помещения не ограничивает право в предоставлении жилого помещения формой и целевым назначением его использования, а только устанавливает принадлежность к жилищному фонду РФ, либо субъекта РФ. Рассматривая целевое назначение использования жилого помещения, судом не была дана оценка в части преимущества формы собственности и целевым использованием жилищного фонда.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав Т.Ю., представителя МВД по РБ - Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела, с дата года по дата года Т.Е. занимал должность начальника оперативной службы Управления ФСКН РФ по Республике Башкортостан, специальное звание - полковник полиции.
С дата года по дата года проходил службу в распоряжении начальника оперативной службы ФСКН по РБ.
Ранее с дата года по дата года проходил службу в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Башкортостан.
дата года протоколом заседания жилищной комиссии УФСКН России по РБ без номера, утвержденного временно исполняющим обязанности начальника управления дата года, принято решение о выделении Т.Ю. служебного жилого помещения.
дата года на основании договора N... найма служебного жилого помещения УФСКН России по РБ передало Т.Ю. во владение и пользование жилое помещение - двухкомнатную квартиру N... общей площадью... кв. м, жилой площадью... кв. м, расположенную на четвертом этаже жилого дома N... по ул. адрес для временного проживания в нем.
Согласно пункту 2 этого договора жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в УФСКН России по РБ.
Прекращение договора обусловлено окончанием срока службы и как следствие освобождение занимаемой площади.
При заключении договора N... найма служебного жилого помещения от дата года с условиями договора найма истец был ознакомлен и согласен.
Разрешая спор и принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо доказательств о том, что жилая площадь истцу предоставлена, в порядке, предусмотренном ст. 49 Жилищного кодекса РФ, для постоянного проживания по договору социального найма, суду не представлено. Кроме того, в силу действующего жилищного законодательства приватизация занимаемого истцом жилого помещения недопустима, потому у суда отсутствовали материально-правовые основания для удовлетворения иска. При заключении договора N... найма служебного жилого помещения от дата года с условиями договора найма был ознакомлен и согласен.
Указанные выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
На основании ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Приказом ФСКН России от дата г. N 30 утверждена Инструкция о порядке учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и предоставления им жилых помещений (далее по тексту - Инструкция).
Согласно п. 11 Инструкции сотрудникам, гражданским служащим и работникам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей Инструкции.
В силу п. 12 Инструкции жилые помещения предоставляются сотрудникам, гражданским служащим и работникам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту их постоянной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области), в виде отдельной квартиры на семью по очередности, исходя из времени принятия их на учет и льгот на предоставление жилых помещений, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные им органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Как правильно установил суд первой инстанции, в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
При этом Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42, согласно п. 12 которых, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такового помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований установленных настоящими Правилами.
Ранее нежилое здание, расположенное по адресу: г. адрес было закреплено за Управлением федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республики Башкортостан на праве оперативного управления, что подтверждается разрешением на строительство N... от дата., свидетельства о государственной регистрации права серии 02 АА N 098901 от 24 октября 2003 года.
15 февраля 2012 года между Управлением ФСКН России по РБ и Т.Ю. заключен договор N 34 найма служебного жилого помещения, по условиям которого Т.Ю. и членам его семьи передается во владение и пользование для временного проживания в нем квартира, расположенная по адресу: г. адрес.
Как следует из договора жилое помещение предоставлено истцу в связи с прохождением службы в УФСКН России по РБ.
Спорное жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: г. адрес предоставлена Т.Ю. для временного проживания на период его трудовых отношений с Управлением ФСКН России по РБ.
Решением о присвоении адреса объекту недвижимости N... от дата выданного ГУ Архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан зданию, расположенному по строительному адресу адрес присвоен адрес: адрес. (л.д. 48).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата года объект недвижимости имеет статус - гостиница, назначение: нежилое здание, площадь... кв. м, количество этажей: 5, в том числе подземных - 1, расположенного по адресу: Российская Федерация, адрес находится в собственности Министерства внутренних дел по Республики Башкортостан с дата., на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Башкортостан от дата. N...Расп. (л.д. 69).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата г. N 42.
В материалах дела действительно отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на дату заключения с Т.Ю. договора найма служебного жилого помещения спорная квартира в установленном порядке отнесена к служебному жилищному фонду.
Однако истец не учел, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положения данных норм материального права истцом не учтены.
Решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Т.Ю. как лицу, состоящему на учете нуждающихся в жилых помещениях, на условиях социального найма уполномоченным органом не было принято. Указанная квартира предоставлена, Т.Ю. как работнику УФСКН России по Республики Башкортостан во временное пользование на период службы и на основании договора найма служебного жилого помещения, который Т.Ю. в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.
Установив, что Т.Ю. пользуется жилым помещением, предоставленным ему на период службы в УФСКН России по Республики Башкортостан, спорное жилое помещение в ведение органов местного самоуправления не передано, не отнесено к жилищному фонду социального использования, согласие собственника жилого помещения на изменение его правового режима отсутствует, договор социального найма с истцом не заключался, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что занимаемое истцом жилое помещение, относящиеся к служебному, не может являться объектом приватизации, в связи с чем, у истца отсутствует право на получение спорного жилого помещения в собственность в указанном порядке. Само по себе наличие у истца права пользования спорным жилым помещением не порождает у него право на приватизацию этого помещения.
Следовательно, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Т.Ю. к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Республики Башкортостан о признании незаконным требования УФСКН России по РБ об освобождении жилого помещения "специализированного жилого фонда" и признании права собственности на квартиру, ссылка истца на отсутствие оснований для освобождения им специализированного жилого помещения снятия судебной коллегией отклоняется.
Довод апелляционной жалобы Т.Ю. о том, что по данным Росимущества, Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфы и УФСКН России по Республики Башкортостан спорная квартира в федеральной собственности, в реестре муниципального имущества не значится, сводится к неправильному толкованию апеллянтом норм действующего законодательства, также опровергается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата года о том, что объект недвижимости имеет статус - гостиница и находится в собственности Министерства внутренних дел по Республики Башкортостан.
Не могут служить основанием для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о несоблюдении установленного порядка закрепления за спорным жилым помещением статуса специализированного жилищного фонда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Учитывая, что действующее законодательство, по общему правилу, не содержит положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования, равно как и не предусматривает признания за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях социального найма, а доказательств наличия волеизъявления собственника жилого помещения на изменение его правового режима и принятия уполномоченным органом решения об исключении спорной квартиры из числа служебных в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о признании права на приватизацию жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Руководствуясь ст. 329 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Т.НУРИСЛАМОВ

Судьи
Р.Х.МУГИНОВА
Л.В.ПОРТНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)