Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица полагает, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ ее семья имеет право на получение жилья вне очереди. Они проживают на съемной квартире, поскольку принадлежащее ее семье жилье фактически непригодно для проживания, несмотря на заключение межведомственной комиссии о пригодности жилого дома для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик: Блинова М.А.
Судья: Сливницына Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Шумилова А.А.,
судей Блиновой М.А., Арслановой Е.А.,
при секретаре И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску К. к администрации города Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение площадью ... кв. м, поступившее по апелляционной жалобе истца К. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 21 марта 2017 г.
Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском к администрации г. Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке квартиру площадью ... кв. метров.
Исковые требования мотивировала тем, что она со своей семьей является нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди на получение жилого помещения с 2008 года. Сын истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет тяжелее хроническое заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Полагает, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ ее семья имеет право на получение жилья вне очереди. Они проживают на съемной квартире, так как принадлежащее семье К-вых жилье, расположенное по адресу: ..., фактически непригодно для проживания, несмотря на заключение межведомственной комиссии при администрации г. Шумерля о пригодности жилого дома для проживания. Однако имеется особое мнение члена комиссии - главного специалиста-эксперта отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Шумерля ФИО6 о непригодности жилого помещения для проживания.
В судебном заседании в суде первой инстанции истец К. исковые требования просила удовлетворить по изложенным основаниям. Полагала, что их семья имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Представитель ответчика администрации г. Шумерля Чувашской Республики С. в удовлетворении исковых требований просила отказать, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.
Третье лицо Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В письменном заявлении в адрес суда просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 21 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований К. к администрации г. Шумерля о возложении обязанности предоставить квартиру площадью ... кв. м отказано.
Указанное решение обжаловано истцом К. по мотивам незаконности и необоснованности.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2017 г. постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по иску К. к администрации города Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение площадью ... кв. м, поступившего по апелляционной жалобе истца К. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 21 марта 2017 г., по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец К. доводы апелляционной жалобы поддержала. Суду пояснила, что она со своей семьей состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2009 г. как молодая семья на получение господдержки для улучшения жилищных условий. ФИО7 не оспаривает, что ни истица, ни ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обращались в администрацию города Шумерля с заявлением о признании малоимущими семьи истца либо отдельно ФИО1.
Третье лицо ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, извещенный в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации города Шумерля Чувашской Республики С. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как указывалось выше, судебная коллегия пришла к выводу, что разрешая настоящие требования, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве третьего лица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права и интересы которого затрагиваются принятым решением, вследствие этого и на основании пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
Принимая в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что истец К. с ФИО2 и ФИО1, ФИО3 и ФИО4 зарегистрированы и проживают в доме <адрес>, принадлежащем на праве собственности К., ФИО3, ФИО1 в равных долях по 1/3 доле в праве каждому.
Согласно решению ВК БУ "..." Минздравсоцразвития Чувашии от 11 сентября 2014 года N ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, имеющееся у него заболевание входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 (код заболевания ...).
В соответствии с решением Врачебной комиссии МУЗ "..." от 15 сентября 2010 г. N заболевание ФИО1 входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
На основании постановления администрации города Шумерля Чувашской Республики от 16 января 2009 года N К. с составом семьи три человека (К., ФИО1, ФИО5) включена в список на улучшение жилищных условий в порядке исполнения Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 года N 51 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике".
Постановлениями администрации г. Шумерля Чувашской Республики от 30 марта 2015 г. N и от 16 февраля 2016 г. N "О внесении изменений в постановление администрации города Шумерля от 30 марта 2015 г. N К. с составом семьи из пяти человек (К., ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4) включены в список семей, имеющих право на государственную поддержку в порядке исполнения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Межведомственная комиссия по результатам обследования жилого дома <адрес> и на основании акта обследования приняла заключение от 12 апреля 2016 года N о необходимости проведения капитального ремонта помещения. Указанное заключение межведомственной комиссии не отменено, не оспорено. Соответственно не имеется заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, изложены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
При решении вопроса о предоставлении названной категории граждан жилых помещений во внеочередном порядке юридически значимым является наличие совокупности следующих обстоятельств: а) наличие статуса малоимущего; б) в квартире проживает несколько семей; в) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; г) проживание с этими больными в одной квартире невозможно; д) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
В силу указанной нормы отсутствие совокупности названных обстоятельств делает невозможным предоставление жилья во внеочередном порядке муниципальным образованием.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Из изложенного следует, что в силу указанной нормы, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. А предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Из изложенного следует, что для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и получить жилое помещение по договору социального найма, необходимо соответствовать определенной категории, установленной федеральным законом, либо быть признанным малоимущим.
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для внеочередного обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в отношении граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (имеющих тяжелые хронические заболевания, предусмотренные Перечнем заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378) и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г. необходимо признание этого гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
Как усматривается из дела, К. с сыном ФИО1 на учете нуждающихся в жилье до 1 января 2005 года не состояли.
Вопрос о признании семьи К. нуждающейся в жилье и предоставления ей жилья во внеочередном порядке подлежит разрешению по общим правилам жилищного законодательства - в соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, т.е. в случае признания ее органом местного самоуправления малоимущей в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (Законом Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений").
Порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма регламентирован ст. 5 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений". Граждане признаются малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании решения органа местного самоуправления, если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, и размер вероятного ипотечного кредита, определяемый исходя из среднемесячного совокупного дохода семьи, не позволяют приобрести жилое помещение по норме предоставления по средней рыночной стоимости в соответствующем муниципальном образовании и если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, и среднемесячный совокупный доход семьи за десять лет за вычетом прожиточного минимума не позволяют накопить средства для приобретения жилого помещения по норме предоставления (п. 4 ст. 5 Закона Чувашской Республики).
В силу положений статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 ст. 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем материалами дела, объяснениями К. подтверждается, что семья К., так и ФИО1, ... года рождения, в отдельности не обращались с заявлением в орган местного самоуправления с заявлением о признании их малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда. Решение о признании малоимущей в материалах учетного дела не имеется.
Соответственно в настоящее время, семья К., имеющая в общей долевой собственности жилой дом N (площадью ... кв. м) по <адрес>, так и ФИО1, ... года рождения, в отдельности не признавались в установленном порядке малоимущими. В то время как указанное условие является обязательным условием для внеочередного обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в отношении граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г.
Учитывая изложенные обстоятельства и положения норм жилищного законодательства, правовых оснований для возложения обязанности на администрацию города Шумерля Чувашской Республики по внеочередному предоставлению К. жилого помещения площадью ... кв. м не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 21 марта 2017 г. отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К. к администрации г. Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке квартиру площадью ... кв. м отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 12.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-3209/2017
Требование: О возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке квартиру.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица полагает, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ ее семья имеет право на получение жилья вне очереди. Они проживают на съемной квартире, поскольку принадлежащее ее семье жилье фактически непригодно для проживания, несмотря на заключение межведомственной комиссии о пригодности жилого дома для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N 33-3209/2017
Докладчик: Блинова М.А.
Судья: Сливницына Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Шумилова А.А.,
судей Блиновой М.А., Арслановой Е.А.,
при секретаре И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску К. к администрации города Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение площадью ... кв. м, поступившее по апелляционной жалобе истца К. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 21 марта 2017 г.
Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском к администрации г. Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке квартиру площадью ... кв. метров.
Исковые требования мотивировала тем, что она со своей семьей является нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди на получение жилого помещения с 2008 года. Сын истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет тяжелее хроническое заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Полагает, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ ее семья имеет право на получение жилья вне очереди. Они проживают на съемной квартире, так как принадлежащее семье К-вых жилье, расположенное по адресу: ..., фактически непригодно для проживания, несмотря на заключение межведомственной комиссии при администрации г. Шумерля о пригодности жилого дома для проживания. Однако имеется особое мнение члена комиссии - главного специалиста-эксперта отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Шумерля ФИО6 о непригодности жилого помещения для проживания.
В судебном заседании в суде первой инстанции истец К. исковые требования просила удовлетворить по изложенным основаниям. Полагала, что их семья имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Представитель ответчика администрации г. Шумерля Чувашской Республики С. в удовлетворении исковых требований просила отказать, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.
Третье лицо Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В письменном заявлении в адрес суда просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 21 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований К. к администрации г. Шумерля о возложении обязанности предоставить квартиру площадью ... кв. м отказано.
Указанное решение обжаловано истцом К. по мотивам незаконности и необоснованности.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2017 г. постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по иску К. к администрации города Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение площадью ... кв. м, поступившего по апелляционной жалобе истца К. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 21 марта 2017 г., по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец К. доводы апелляционной жалобы поддержала. Суду пояснила, что она со своей семьей состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2009 г. как молодая семья на получение господдержки для улучшения жилищных условий. ФИО7 не оспаривает, что ни истица, ни ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обращались в администрацию города Шумерля с заявлением о признании малоимущими семьи истца либо отдельно ФИО1.
Третье лицо ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, извещенный в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации города Шумерля Чувашской Республики С. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как указывалось выше, судебная коллегия пришла к выводу, что разрешая настоящие требования, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве третьего лица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права и интересы которого затрагиваются принятым решением, вследствие этого и на основании пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
Принимая в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что истец К. с ФИО2 и ФИО1, ФИО3 и ФИО4 зарегистрированы и проживают в доме <адрес>, принадлежащем на праве собственности К., ФИО3, ФИО1 в равных долях по 1/3 доле в праве каждому.
Согласно решению ВК БУ "..." Минздравсоцразвития Чувашии от 11 сентября 2014 года N ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, имеющееся у него заболевание входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 (код заболевания ...).
В соответствии с решением Врачебной комиссии МУЗ "..." от 15 сентября 2010 г. N заболевание ФИО1 входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
На основании постановления администрации города Шумерля Чувашской Республики от 16 января 2009 года N К. с составом семьи три человека (К., ФИО1, ФИО5) включена в список на улучшение жилищных условий в порядке исполнения Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 года N 51 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике".
Постановлениями администрации г. Шумерля Чувашской Республики от 30 марта 2015 г. N и от 16 февраля 2016 г. N "О внесении изменений в постановление администрации города Шумерля от 30 марта 2015 г. N К. с составом семьи из пяти человек (К., ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4) включены в список семей, имеющих право на государственную поддержку в порядке исполнения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Межведомственная комиссия по результатам обследования жилого дома <адрес> и на основании акта обследования приняла заключение от 12 апреля 2016 года N о необходимости проведения капитального ремонта помещения. Указанное заключение межведомственной комиссии не отменено, не оспорено. Соответственно не имеется заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, изложены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
При решении вопроса о предоставлении названной категории граждан жилых помещений во внеочередном порядке юридически значимым является наличие совокупности следующих обстоятельств: а) наличие статуса малоимущего; б) в квартире проживает несколько семей; в) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; г) проживание с этими больными в одной квартире невозможно; д) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
В силу указанной нормы отсутствие совокупности названных обстоятельств делает невозможным предоставление жилья во внеочередном порядке муниципальным образованием.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Из изложенного следует, что в силу указанной нормы, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. А предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Из изложенного следует, что для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и получить жилое помещение по договору социального найма, необходимо соответствовать определенной категории, установленной федеральным законом, либо быть признанным малоимущим.
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для внеочередного обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в отношении граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (имеющих тяжелые хронические заболевания, предусмотренные Перечнем заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378) и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г. необходимо признание этого гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
Как усматривается из дела, К. с сыном ФИО1 на учете нуждающихся в жилье до 1 января 2005 года не состояли.
Вопрос о признании семьи К. нуждающейся в жилье и предоставления ей жилья во внеочередном порядке подлежит разрешению по общим правилам жилищного законодательства - в соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, т.е. в случае признания ее органом местного самоуправления малоимущей в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (Законом Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений").
Порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма регламентирован ст. 5 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений". Граждане признаются малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании решения органа местного самоуправления, если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, и размер вероятного ипотечного кредита, определяемый исходя из среднемесячного совокупного дохода семьи, не позволяют приобрести жилое помещение по норме предоставления по средней рыночной стоимости в соответствующем муниципальном образовании и если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, и среднемесячный совокупный доход семьи за десять лет за вычетом прожиточного минимума не позволяют накопить средства для приобретения жилого помещения по норме предоставления (п. 4 ст. 5 Закона Чувашской Республики).
В силу положений статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 ст. 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем материалами дела, объяснениями К. подтверждается, что семья К., так и ФИО1, ... года рождения, в отдельности не обращались с заявлением в орган местного самоуправления с заявлением о признании их малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда. Решение о признании малоимущей в материалах учетного дела не имеется.
Соответственно в настоящее время, семья К., имеющая в общей долевой собственности жилой дом N (площадью ... кв. м) по <адрес>, так и ФИО1, ... года рождения, в отдельности не признавались в установленном порядке малоимущими. В то время как указанное условие является обязательным условием для внеочередного обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в отношении граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г.
Учитывая изложенные обстоятельства и положения норм жилищного законодательства, правовых оснований для возложения обязанности на администрацию города Шумерля Чувашской Республики по внеочередному предоставлению К. жилого помещения площадью ... кв. м не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 21 марта 2017 г. отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К. к администрации г. Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке квартиру площадью ... кв. м отказать.
Председательствующий
А.А.ШУМИЛОВ
Судьи
М.А.БЛИНОВА
Е.А.АРСЛАНОВА
А.А.ШУМИЛОВ
Судьи
М.А.БЛИНОВА
Е.А.АРСЛАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)