Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 27.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-3772/2017

Требование: О включении в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что они относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилья они не имеют, являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения, при обращении в уполномоченный орган с заявлениями о включении в реестр детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, отказано по причине наличия закрепленного за ними жилья.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. по делу N 33а-3772/17


Судья Шевелев Н.Р.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Игнатьевой А.Р., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Н.,
с участием административных истцов Е.В., Ш.Т. и их представителя У.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда от 01 августа 2017 года по делу по административному иску Е.В., Ш.Т. к Окружной администрации г. Якутска о включении в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения административных истцов и их представителя, судебная коллегия

установила:

Е.В. и Ш.Т. обратились в суд с административным иском о праве на включение их в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Требования обосновали тем, что относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители лишены родительских прав по решению суда, воспитывались в.......... детском доме. Проживают с детьми в жилом помещении по договору социального найма общей площадью *** кв. м, нанимателем является их брат М. В собственности истцы жилья не имеют, являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения. При обращении в Окружную администрацию г. Якутска с заявлениями о включении в реестр детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, отказано по причине наличия закрепленного за истцами жилья по адресу: .........., также на момент обращения заявителям исполнилось *** и *** лет. Просили суд признать за ними право на включение в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Судом принято вышеуказанное решение, законность и обоснованность которого оспаривается административным истцом Ш.Т. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Настаивает на своих доводах о том, что как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном для таких лиц. Считает, что несвоевременное обращение администрации детского дома о включении истца в реестр детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем, не может вменяться ей в вину, что судом не учтено. Также ссылается на неправильное определение судом вида судопроизводства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что на основании решения Якутского городского суда от 22 октября 1996 г. Ш. и А. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе Ш. (Е.) В., _______ г. рождения, и Ш.Т., _______ г. рождения.
Распоряжением Главы администрации г. Якутска N... от 29 ноября 1996 г. несовершеннолетние Н., _______ г. рождения, М., _______ г. рождения, Ш.Т., _______ г. рождения, Ш.В., _______ г. рождения, устроены в детское государственное учреждение, также за ними закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ...........
Таким образом, административные истцы в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей.
Заключением комиссии Окружной администрации г. Якутска N... от 20 мая 2016 г. принято решение об отказе Е. (Ш.) во включении в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем. Отказ мотивирован тем, что на момент обращения Е.В. исполнилось *** лет, также отсутствует нуждаемость в жилье, поскольку за ней закреплено жилое помещение по адресу: ...........
Заключением комиссии Окружной администрации г. Якутска N... от 20 мая 2016 г. отказано Ш.Т. во включении в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, по тем же основаниям.
Истцами суду не представлено доказательств наличия обстоятельств, подтверждающих невозможность их проживания в данном жилом помещении. Также отсутствуют сведения о том, что дом признан аварийным и непригодным для проживания.
Сведений о том, что заявители, как до совершеннолетия, так и после, поставлены на учет в качестве лиц, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий, нет.
Абзац 4 ст. 1 Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только при условии, если они поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.
Истцы на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади до достижения 23 лет не поставлены, доказательств суду не представлено. Между тем, в силу закона, предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Истцы с заявлением о постановке на учет обратилась только в возрасте *** лет. Соответственно, в 2016 г. на момент обращения в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, а также ст. 1 данного Закона, они не могут обладать вышеуказанным статусом, предусматривающим определенные льготы по улучшению жилищных условий.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 1 Закона РС (Я) от 15.12.2012 г. 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия);
3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства РС (Я) от 15.05.2013 N 148 утвержден "Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются".
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных федеральным законодательством, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц:
1) не являющихся членами семей этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;
2) признанных в установленном законом порядке недееспособными, ограниченно дееспособными;
3) имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
4) больных хроническим алкоголизмом или наркоманией;
5) бывших усыновителей этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если усыновление отменено.
Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам данных лиц в связи с наличием вышеуказанных обстоятельств.
В установленном законом порядке с заявлениями о признании невозможным проживание в данном жилом помещении с приложением требуемых документов истцы не обращались и соответствующих решений органом местного самоуправления не принималось.
Вместе с тем, по смыслу п. 1 Порядка при разрешении вопроса о невозможности совместного проживания правовое значение имеет статус лиц, проживающих в данном жилом помещении, и имеющих самостоятельное право пользования жильем.
Таким образом, невозможность проживания истцов в жилом помещении по адресу: .......... не установлена в порядке, определенном указанным Порядком.
В приведенной связи истцы не являются нуждающимися в жилом помещении и не могут быть приняты на соответствующий учет.
При таких обстоятельствах у комиссии Окружной администрации г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствовали основания для включения истцов в данный реестр детей-сирот, ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения. Нарушений прав и интересов административных истцов оспариваемым решением не допущено.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Ссылка административного истца на неосведомленность о своих правах, претензии по поводу осуществления полномочий к образовательным учреждениям и органам опеки и попечительства для правильного разрешения возникшего спора не имеет юридического значения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно определен вид судопроизводства, что иск заявлен в соответствии с ГПК РФ, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
Доводы жалобы выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к переоценке доказательств и субъективному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда от 01 августа 2017 года по делу по административному иску Е.В., Ш.Т. к Окружной администрации г. Якутска о включении в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.НОЕВА

Судьи
А.Р.ИГНАТЬЕВА
С.Н.СЫРЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)