Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 23.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4247/2017

Требование: О возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что он является опекуном физического лица, которое включено в список малоимущих и в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений. Однако орган местного самоуправления не предоставил последнему жилое помещение по договору социального найма. Кроме того, истец считает, что он и члены его семьи также имеют право на дополнительную жилую площадь во внеочередном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. по делу N 33-4247/2017


Докладчик Стародубцева Л.И.
Судья Ермолаева Т.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Нестеровой А.А.,
судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Д.В., действующего в своих интересах и в интересах К.А.А. к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из двух человек во внеочередном порядке, поступившее по апелляционной жалобе администрации г. Чебоксары на заочное решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Стародубцевой Л.И., выслушав объяснения истца К.Д.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:

К.Д.В., действующий в своих интересах и в интересах К.А.А., обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из двух человек во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является опекуном... К.А.А., которая включена в список малоимущих и в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений. Однако до настоящего времени орган местного самоуправления не предоставил К.А.А. жилое помещение по договору социального найма. Кроме того, считает, что он и члены его семьи также имеют право на дополнительную жилую площадь во внеочередном порядке.
В судебном заседании суда первой инстанции К.Д.В., действующий в своих интересах и в интересах К.А.А., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Администрация г. Чебоксары и администрация Ленинского района г. Чебоксары, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направили.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 мая 2017 года на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность предоставить К.А.А. благоустроенное жилое помещение по установленным нормам на условиях договора социального найма во внеочередном порядке. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С данным решением не согласился ответчик и им подана апелляционная жалоба на предмет отмены решения суда по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом и следует из материалов дела К.А.А. является инвалидом... группы и имеет заболевание, входящее в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 и в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 (код заболевания...).
К.А.А. зарегистрирована и проживает в квартире N... дома N... по ул.... в г. Чебоксары, общей площадью 22,40 кв. м, совместно с К.Д.В., К.А.В. (сыновья), К.М., К.С., К.Д.Д. (внуки), К.Е. (сноха).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования К.Д.В., действующего в интересах... К.А.А., о предоставлении К.А.А. благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке, суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации имеется необходимая совокупность обстоятельств, наличие которых является обязательным для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Между тем суд не усмотрел законных оснований для предоставления жилого помещения членам семьи К.А.А. и отказал в удовлетворении исковых требований в названной части.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих отношения сторон, и подтвержден материалами дела.
На основании части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит: нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственников жилых помещений, членов их семьи, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в который включены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (F00-F99). Заболевание, которым страдает К.А.А., имеет код....
Принимая во внимание, что органом местного самоуправления К.А.А. признана малоимущей и включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, страдает тяжелой формой хронического заболевания и совместное проживание с нею других лиц невозможно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования и возложил на администрацию города Чебоксары обязанность предоставить К.А.А. благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.
Изложенный в апелляционной жалобе ответчика довод о том, что у суда не имелось правовых оснований для предоставления К.А.А. жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, ввиду того, что факт наделения муниципального образования - г. Чебоксары государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями социального найма за счет средств соответствующего бюджета не установлен, на правильность постановленного решения не влияет в связи со следующим.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении от 17 декабря 2009 г. N 1563-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации г. Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. Для выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов. В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав.
Таким образом, порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем К.А.А. не может быть лишена права быть обеспеченной жилым помещением в том порядке, который гарантирован федеральным законодателем, то есть на предоставление ей жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Поэтому утверждение ответчика в апелляционной жалобе о том, что предоставление К.А.А. жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, не может быть принято во внимание ввиду неправильного толкования норм материального права.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 29 мая 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.НЕСТЕРОВА
Судьи
Л.И.СТАРОДУБЦЕВА
И.В.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)