Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 25.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12515/2016

Требование: О признании права на жилое помещение по договору социального найма, обязании предоставить жилое помещение.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Судом установлено отсутствие правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению истцу жилого помещения; доказательств признания истца малоимущим не представлено. При этом иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. по делу N 33-12515/2016


Судья Исмагилова В.А.
учет N 106г

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Х.Г. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 19 апреля 2016 года, которым отказано Х.Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Х.С., Х.Д. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании права на жилое помещение по договору социального найма.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Х.Г., ее представителя С., поддержавших доводы жалобы, представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Х.Б., представителя муниципального казенного учреждения "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Б., возражавших доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

Х.Г., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Х.С. и Х.Д., обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - ИКМО города Казани), муниципальному казенному учреждению "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО города Казани") об обязании предоставить ее семье жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке; признании за Х.С. и членами ее семьи право на жилое помещение в порядке внеочередного предоставления жилья на <адрес> города Казани, обязании в установленном законом порядке договор социального найма указанной квартиры. В обоснование иска указала, что является опекуном Х.С., который страдает заболеванием, входящим в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. В собственности ее супруга, сына и дочери имеется комната в общежитие общей площадью 18 кв. м, расположенная по адресу: город Казань, <адрес>. В 2011 году ее семье была предоставлена квартира на условиях договора коммерческого найма, расположенная по адресу: город Казань, <адрес>. Распоряжением МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО города Казани" от 04 сентября 2015 года Х.Г. была принята на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. На основании вышеизложенного, истец просил обязать ИК МО города Казани заключить договор социального найма на указанное жилое помещение во внеочередном порядке.
Представитель истца в суде первой инстанции исковые требования поддержал.
Представители ответчиков ИК МО города Казани, МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО города Казани" иск не признали.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Х.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В апелляционной жалобе приводит те же доводы, что и в исковом заявлении. Кроме того, податель жалобы указывает, что действующие нормы жилищного законодательства предусматривают обязанность государства обеспечить инвалида жилым помещением во внеочередном порядке.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно положениям ч.ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
По делу установлено, что Х.С. является инвалидом с детства, страдает заболеванием, входящим в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Данное заболевание также входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
Распоряжением главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани .... от 04 сентября 2015 года Х.Г., признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке, как мать дитя-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которое совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению Х.Г. жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184 - Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации также подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 того же Федерального закона. При этом п. 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно преамбуле Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные названным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 17 того же Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Приведенные выше нормативные правовые акты во взаимосвязи с требованиями ст. ст. 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяют прийти к выводу, что органы муниципальной власти в данном случае не наделены полномочиями и обязанностями в сфере организации и предоставления мер социальной поддержки инвалидов в том случае, если они не являются малоимущими.
Поскольку доказательств признания Х.Г. малоимущей суду не представлено, то вывод суда об отсутствии у ответчиков обязанности по внеочередному обеспечению Х.Г. жилым помещением является правильным.
В соответствии с положениями ст. 8.2 Закона Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном Перечне, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения. При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью шестой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права. Порядок расчета жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о необходимости предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат вышеприведенным нормам закона.
Поскольку иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, то довод жалобы о том, что истица включена в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью, основанием для его удовлетворения служить не может. Судебная коллегия отмечает, что истица не лишена права обратиться с соответствующими требованиями к надлежащему ответчику.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 19 апреля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)