Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2017 ПО ДЕЛУ N А69-5383/2016

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2017 г. по делу N А69-5383/2016


Резолютивная часть постановления объявлена "07" июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" июня 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бутиной И.Н.,
судей: Бабенко А.Н., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Поповой Е.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "21" февраля 2017 года по делу N А69-5383/2016, принятое судьей Ондар Ч.Ч.,
установил:

Мэрия города Кызыла обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Республике Тыва в лице Министерства финансов Республики Тыва о взыскании расходов, связанных с предоставлением жилья инвалидам, в сумме 8 000 000 рублей.
Решением от 21.02.2017 арбитражный суд взыскал с казны Министерства финансов Республики Тыва в пользу Мэрии города Кызыла расходы, связанные с предоставлением жилья инвалидам, в сумме 8 000 000 рублей.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на нарушение судом применения норм материального права (статьи 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 83, 84, 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", часть 4 Постановления Правительства Республики Тыва от 22.02.2013 N 110 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья").
По мнению апеллянта, из представленных в материалы дела доказательств не усматривается наличия противоправных действий и причинной связи со стороны Министерства финансов Республики Тыва, вследствие которых Мэрии мог быть нанесен вред в виде убытков. Ответчик исполнил свои обязательства, перечислив в качестве субвенций денежные средства на соответствующие цели Министерству труда и социального развития Республики Тыва.
Министерство финансов Республики Тыва также указывает на то, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития Республики Тыва, как уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в части предоставления социальной поддержки населению, в том числе мер по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Кроме того, на министерстве труда лежит обязанность по принятию нормативно-правового акта, регламентирующего порядок предоставления жилья гражданам из числа ветеранов, инвалидов и семей, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005.
В дополнении к апелляционной жалобе апеллянт указал на то, что гражданка Кара-оол В.А. встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, в связи с чем Республика Тыва и по этому основанию не является надлежащим ответчиком по спору в этой части.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил согласие с судебным актом и просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 04.05.2017. В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 07.06.2017.
В материалы дела от Мэрии города Кызыла поступило ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов: письма Мэрии города Кызыла от 03.02.2016 N 08-06/192; письма Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 18.03.2016 N 1205; письма Мэрии города Кызыла от 18.03.2016 N 08-06-16/518; платежных поручений NN 67, 676, 252, 805 за 2012 - 2015 годы о перечислении субвенций на сумму 41 094 500 рублей; справки Департамента финансов мэрии города Кызыла от 08.07.2016 о том, что финансовые средства на обеспечение жильем граждан-инвалидов в период с 2012 года по настоящее время с Министерства финансов Республики Тыва не поступали; копии решения от 20.07.1983 N 352.
Руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приобщил к материалам дела копию решения исполнительного комитета Кызылского городского Совета народных депутатов от 20.07.1983 N 352 как представленную истцом в обоснование возражений по доводам апелляционной жалобы, при том, что эти доводы не заявлялись ответчиком в суде первой инстанции. Остальные документы также приобщены судом, поскольку они были положены в основу оспариваемого судебного акта, но отсутствовали в материалах дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Во исполнение решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 04.04.2013 между Мэрией города Кызыла и Геваргисом Вячеславом Юрьевичем был заключен договор социального найма жилого помещения от 26.05.2015 N 52, находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 3/2, кв. 8.
Во исполнение решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 06.03.2013 между Мэрией города Кызыла и Кара-оол Венерой Александровной был заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 3/1, кв. 6.
Во исполнение решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 14.11.2012 между Мэрией города Кызыла и Ооржак Чойганмаа Бавууевной был заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 1/3, кв. 17.
Во исполнение решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 25.04.2014 между Мэрией города Кызыла и Успун Л.И. был заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Колхозная, д. 32б, кв. 1.
Во исполнение решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 17.04.2013 между Мэрией города Кызыла и Лебедевой Зоей Семеновной был заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 3/1, кв. 3.
Отчетом от 07.11.2016 N 715/16 об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 3/2, кв. 8, установлена ее стоимость в размере 842 000 рублей по состоянию на 02.11.2016.
Отчетом об оценке рыночной стоимости квартиры от 07.11.2016 N 712/16, расположенной по адресу: г. Кызыл, ул. Дружбы, 3/1, кв. 6, установлена ее стоимость в размере 1 280 000 рублей по состоянию на 02.11.2016.
Отчетом от 07.11.2016 N 714/16 об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: г. Кызыл, ул. Колхозная, д. 32, кв. 1, установлена ее стоимость в размере 1 950 000 рублей по состоянию на 02.11.2016.
Отчетом от 07.11.2016 N 713/16 об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: г. Кызыл, ул. Дружба, 3/1, кв. 3 установлена ее стоимость в размере 1 248 000 рублей по состоянию на 02.11.2016.
Отчетом от 07.11.2016 N 711/16 об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: г. Кызыл, ул. Дружба, 1/2, кв. 17 установлена ее стоимость в размере 2 680 000 рублей по состоянию на 02.11.2016.
Мэрия города Кызыла письмом от 03.02.2016 N 08-06/192 обратилась в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва с просьбой разработать Закон Республики Тыва делегирующий полномочия по предоставлению жилых помещений инвалидам с передачей необходимых финансовых средств.
Письмом от 18.03.16 N 1205 за подписью министра Тас-оол Л.Ш. был дан ответ о нецелесообразности разработки законопроекта, поскольку эти полномочия принадлежат органам местного самоуправления.
Мэрия города Кызыла письмом от 18.03.2016 N 08-06-16/518 обратилась в Министерство финансов Республики Тыва с просьбой выделить из республиканского бюджета мэрии города Кызыла финансовые средства для обеспечение жилыми помещениями 155 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Мэрия направила письмо в Министерство финансов Республики Тыва с просьбой возместить расходы мэрии города Кызыла в размере 8 000 000 рублей, которое получено ответчиком 14.11.2016.
Согласно платежным поручениям 2012 - 2015 г.г. NN 67, 676, 252, 805 Министерству финансов Республики Тыва из федерального бюджета перечислялись субвенции на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в размере 41 094 500 рублей.
Согласно справке Департамента финансов Мэрии города Кызыла от 08.07.2016, финансовые средства в период с 2012 года по настоящее время на обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелыми формами заболеваний с Министерства финансов Республики Тыва не поступали.
В дальнейшем указанные жилые помещения были приватизированы.
Тем самым муниципальным образованием город Кызыл за счет средств бюджета понесены расходы в связи с передачей жилых помещений.
Поскольку Министерством финансов Республики Тыва и Министерством труда и социальной политики Республики Тыва убытки в размере стоимости переданных истцом квартир возмещены не были, Мэрия обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из доказанности причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика - Министерство финансов Республики Тыва и возникшими у истца убытками, а также доказанности размера понесенного ущерба.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения суда с изложением резолютивной части в измененной редакции в силу следующего.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для взыскания убытков, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий для возложения ответственности не влечет удовлетворение иска.
Учитывая приведенные нормы права, условиями для наступления гражданско-правовой ответственности являются: причинение вреда, противоправность поведения и вина причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378) инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Действующее законодательство не предусматривает порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005.
Доказательства выделения субъекту (Республике Тыва) или органу местного самоуправления в спорный период из федерального или областного бюджетов денежных средств для приобретения жилья для данной категории граждан, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Более того, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, осуществляются за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации.
Из содержания указанных выше нормативных актов и разъяснений следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005 - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно справке Департамента финансов Мэрии города Кызыла от 08.07.2016, финансовые средства в период с 2012 года по настоящее время на обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелыми формами заболеваний, от Министерства финансов Республики Тыва не поступало.
Неисполнение уполномоченным органом установленных федеральным законодательством обязанностей (принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок предоставления внеочередного жилья после 01.01.2005 и определить подведомственных распорядителей) не освобождает ответчика от ответственности и исполнения указанных обязательств.
Факт несения мэрией убытков в размере стоимости переданных ею квартир, а также размер убытков подтверждается материалами дела.
Таким образом, в данном случае доказано бездействие ответчика, выраженное в том, что в спорный период не были предусмотрены расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функций по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, размер субсидирования, а также не выделены соответствующие средства на обеспечение жилыми помещениями указанных выше граждан.
Оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности истцом факта причинения убытков и причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и убытками истца, а также размера убытков.
Довод апеллянта о том, что обеспечение жильем гражданки Кара-оол В.А. не подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Республики Тыва) рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из представленного истцом (в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы) решения исполнительного комитета Кызылского городского Совета народных депутатов от 20.07.1983 N 352, Кара-оол В.А. поставлена на очередь для получения коммунального жилья.
Из упомянутого решения следует, что гражданка Кара-оол В.А. поставлена на очередь для получения коммунальной квартиры как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий, но не как инвалид.
Более того, в силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим перечисленным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации заболеваниями, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Как пояснил истец в ходатайстве от 15.05.2017 Кара-оол В.А., является инвалидом согласно медицинскому заключению от 05.05.2010 N 31 (страдает заболеванием по коду F 07.02).
Данные обстоятельства подтверждены вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 06.03.2013 по делу N 2-886/2013, и документально ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, суд пришел к выводу о предъявлении истцом всех заявленных им требований к надлежащему ответчику - Республике Тыва.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно признал обоснованными требования истца в полном объеме.
Между тем согласно резолютивной части обжалуемого судебного акта суд взыскал заявленные истцом расходы с казны Министерства финансов Республики Тыва, тогда как следовало произвести взыскание непосредственно с ответчика по спору - Республики Тыва в лице Министерства финансов Республики Тыва за счет казны субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
Поскольку установлено нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, определение суда первой инстанции подлежит изменению с изложением резолютивной части в измененной редакции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривается судом в связи с освобождением апеллянта от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от "21" февраля 2017 года по делу N А69-5383/2016 изменить. Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Республики Тыва в лице Министерства финансов Республики Тыва (ИНН 1700000431, ОГРН 1021700516804, расположенного по адресу: Кызыл, ул. Чульдум, 18) за счет казны Республики Тыва в пользу Мэрии города Кызыла (ИНН 1701009765, ОГРН 1021700517123, расположенной по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, 32) расходы, связанные с предоставлением жилья инвалидам, в сумме 8 000 000 рублей".
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
И.Н.БУТИНА
Судьи
А.Н.БАБЕНКО
Л.Е.СПОТКАЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)