Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4245/2017

Требование: О предоставлении вне очереди жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица, признанная инвалидом второй группы, была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания. Она собственником недвижимого имущества, нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма не является, проживает у родственников, поэтому должна быть обеспечена вне очереди жилым помещением по договору социального найма, пригодным для постоянного проживания, отвечающим установленным санитарным и техническим нормам.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2017 г. по делу N 33-4245/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: Григорьевой Ф.М.,
судей: Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.
с участием прокурора: Сипиной С.Ю.
при секретаре: Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя С., действующей на основании письменной доверенности N<.......> от <.......> года, на решение Ярковского районного суда Тюменской области от 03 мая 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Ярковского района Тюменской области в интересах М.Д.С. к Правительству Тюменской области, администрации Ярковского муниципального района о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление М.Д.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенного (применительно к условиям Ярковского района) жилого помещения не менее 18 кв. м, общей площади, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на территории Ярковского района, из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Ярковского муниципального района принять решение о предоставлении М.Д.С. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Ярковского района) жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, на территории Ярковского района, а также заключить с М.Д.С. договор социального найма на данное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения истицы М.Д.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Сипиной С.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ярковского района Тюменской области, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в защиту интересов М.Д.С. к Правительству Тюменской области и администрации Ярковского муниципального района Тюменской области о предоставлении вне очереди жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истица М.Д.С., признанная инвалидом второй группы, была принята 29 февраля 2012 года администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Прокурор указывает, что М.Д.С. собственником недвижимого имущества, нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма не является, проживает у родственников. Принимая во внимание, что М.Д.С. страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Перечне, в установленном порядке принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поэтому М.Д.С. должна быть обеспечена вне очереди жилым помещением по договору социального найма, пригодным для постоянного проживания, отвечающим установленным санитарным и техническим нормам, расположенным на территории Ярковского муниципального района.
Прокурор, с учетом уточнений, просил обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление М.Д.С., вне очереди жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Ярковского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв. м, обязать Администрацию Ярковского муниципального района, после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления М.Д.С., вне очереди жилого помещения по договору социального найма, из жилого фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Ярковского муниципального района общей площадью не менее 18 кв. м, принять решение о предоставлении данного жилого помещения М.Д.С. и заключить с ней договор социального найма на указанное жилое помещение.
В судебном заседании помощник прокурора Ярковского района Тюменской области Молодкина Ю.В., истец М.Д.С. исковые требования поддержали.
Представители ответчиков Правительства Тюменской области и Администрации Ярковского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 77,79,87). Представитель ответчика Правительства Тюменской области направил в суд письменные возражения, в которых просил в иске отказать, дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 54-58).
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области в лице представителя по доверенности С.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель Правительства Тюменской области ссылается в апелляционной жалобе на нарушение норм материального права. Указывает, что суд допустил неправильное применение ч. 1 ст. 22 Закона Тюменской области N 137 от 07 октября 1999 года (в редакции закона Тюменской области N 106 от 23 декабря 2016 года) "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставления жилых помещений в Тюменской области", вступившей в законную силу 01 января 2017 года, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Во внеочередном порядке жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области не предоставляются.
Указывает на то, что в настоящее время нормативного правового акта Тюменской области, устанавливающего обязанность предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области инвалидам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, не имеется. Поэтому истица М.Д.С. подлежит обеспечению жилым помещением в порядке очередности.
Ссылается на отсутствие одного из необходимых условий для признания истицы нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а именно факта ее проживания в квартире, занятой несколькими семьями. По мнению представителя ответчика, прокурором суду не было представлено достаточных доказательств, подтверждающих совокупность оснований, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела истица М.Д.С. страдает тяжелой формой хронического заболевания (диагноз: МКБ F <.......>, олигофрения <.......>), включенного в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 Перечень, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что подтверждается справкой ГБУЗ ТО "Областной больницы N<.......>" с.Ярково (л.д. 10).
На основании Распоряжения Администрации Ярковского муниципального района от 29 февраля 2012 года N<.......> истица М.Д.С. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек, по категории инвалид 2 группы. На 08 декабря 2016 года номер очередности истицы в указанном списке - 141 (л.д. 14,15).
В настоящее время истица М.Д.С. проживает и зарегистрирована по адресу: Тюменская область, Ярковский район, село <.......> (л.д. 19).
Собственником, либо нанимателем жилого помещения истица не является.
Решением Ярковского районного суда Тюменской области от 27 февраля 2017 года, вступившим в законную силу, по гражданскому делу N 2-<.......>/2017 было отказано в удовлетворении исковых требований Правительства Тюменской области к администрации Ярковского муниципального района о снятии М.Д.С. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с отсутствием оснований для снятия с учета. (л.д. 80-85).
Удовлетворяя исковые требования прокурора Ярковского района, действующего в защиту интересов М.Д.С., суд первой инстанции исходил из того, что М.Д.С., как инвалид 2 группы, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке. Поскольку М.Д.С. отнесена к категории граждан подлежащих обеспечению жилыми помещениями в предусмотренном Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений Тюменской области" порядке, а органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений в соответствии с указанным законом, является Правительство Тюменской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Правительство Тюменской области является надлежащим ответчиком по иску.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, так как данные выводы противоречат нормам материального права.
В силу ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Ссылка суда первой инстанции на то, что обязанность по внеочередному обеспечению жилым помещением указанной категории граждан должна быть возложена на Правительство Тюменской области в соответствии Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" основана на неправильном толковании норм материального права.
Меры социальной защиты инвалидов предусмотрены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий в Тюменской области принят Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области".
В статье 7 указанного Закона Тюменской области N 137 перечислены категории граждан, имеющие право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области. В соответствии с пунктом "г" ст. 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 к такой категории граждан относятся инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 (в редакции Закона Тюменской области 23 декабря 2016 года N 106, вступившего в законную силу 01 января 2017 года) - жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Во внеочередном порядке жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области не предоставляются.
Согласно ст. 2 Закона Тюменской области 23 декабря 2016 года N 106 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в тюменской области" - граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до дня вступления в силу настоящего Закона, сохраняют право состоять на данном учете в органах и организациях, принявших их на учет, до фактического обеспечения принятых на учет граждан жилыми помещениями по договорам социального найма либо до выявления иных оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Очередность предоставления жилых помещений таким гражданам определяется исходя из даты принятия их на учет органом учета (бюджетной организацией либо органом местного самоуправления) в соответствии с действовавшими до дня вступления в силу настоящего Закона положениями закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области".
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ и закон Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 не устанавливают.
Кроме того, на дату принятия М.Д.С. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 также не содержал указания на внеочередной порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что истица М.Д.С. вправе ставить вопрос об обеспечении ее жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетом положений ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Реализация указанных прав граждан относится к компетенции органа местного самоуправления, т.е. Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного приходит к выводу, что поскольку судом первой инстанции было допущено нарушение норм материального права, поэтому состоявшееся по делу решение суда следует отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Ярковского района Тюменской области, заявленного в интересах М.Д.С.
Руководствуясь ст., ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ярковского районного суда Тюменской области от 03 мая 2017 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Ярковского района Тюменской области в интересах М.Д.С. к Правительству Тюменской области о предоставлении вне очереди жилого помещения из жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Ярковского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв. м, о возложении обязанности на Администрацию Ярковского муниципального района, после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления М.Д.С., вне очереди жилого помещения, из жилого фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Ярковского муниципального района общей площадью не менее 18 кв. м, по принятию решения о предоставлении жилого помещения и заключению договора социального найма на данное жилое помещение - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)