Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6108/2017

Требование: О возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что она является опекуном инвалида первой группы с детства, который страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2017 г. по делу N 33-6108/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федотовой Е.В.,
судей областного суда Судак О.Н., Ившиной Т.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела 05 сентября 2017 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ч.Ю., действующей в интересах Ч.С. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 мая 2017 года по делу по исковому заявлению Ч.Ю., действующей в интересах Ч.С. к администрации г. Оренбурга о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., пояснения Ч.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов, судебная коллегия

установила:

Ч.Ю., действующая в интересах Ч.С. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к администрации г. Оренбурга, указав, что Ч.С. является инвалидом первой группы с детства и страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 г. Она является опекуном Ч.С., который состоит на учете в Управлении жилищной политики администрации г. Оренбурга в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 человек по категории "граждане, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно". Ч.С. проживает с ней и с ее несовершеннолетними детьми в квартире коммунального заселения (адрес). 1/2 доли в праве собственности на указанную квартиру принадлежит опекаемому. При этом до настоящего времени Ч.С. жилым помещением не обеспечен.
В связи с вышеизложенным, истец просила обязать администрацию г. Оренбурга предоставить опекаемому с составом семьи один человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее требованиям и нормам действующего законодательства.
При рассмотрении дела судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ч.Ю., действующей в интересах Ч.С.
С таким решением суда Ч.Ю. не согласна и в своей апелляционной жалобе просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители администрации г. Оренбурга, Правительства Оренбургской области и Министерства социального развития Оренбургской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не присутствовали, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит состоявшиеся по делу судебное постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу об отсутствии права Ч.С. на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, поскольку Ч.С. в установленном законом порядке малоимущим не признан и не является нуждающимся в жилом помещении.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно части 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются гражданам, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Частью 2, 3 статьи 6 названного закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 2, 3, 6, 6.1, 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона, жилые помещения предоставляются вне очереди по решению органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 законом Оренбургской области от 29.12.2007 N 1853/389-1У-03 (ред. от 27.10.2016) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма граждан, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.04.2011 г. N 551-О-О по жалобе К.Ю. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дал разъяснение о применении данных законоположений. В частности указал, что согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 29.12.2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 01 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет после 01 января 2005 года приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Также, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что орган местного самоуправления при наличии оснований принимает решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не только из муниципального, но и из государственного жилищного фонда, включая жилищный фонд Российской Федерации, а подтверждение статуса малоимущего является условием признания нуждаемости лишь при предоставлений жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
В Определении разъяснено, что принятие на учет граждан является первым и необходимым условием последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом органы местного самоуправления, обязанные осуществлять учет всех категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам. Реализация конституционных прав инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, включенного в установленный Правительством РФ Перечень, не исключает обязанность органа местного самоуправления принять их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из государственного жилищного фонда.
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан, нуждающимися в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что Ч.С., <...> г.р. подходит под действие постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и имеет право на дополнительную жилую площадь согласно постановления Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 г.
Ч.С., *** г.р. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда Оренбургской области с составом семьи 1 человек по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний", что подтверждается уведомлением начальника управления жилищной политики администрации г. Оренбурга от 01.04.2015 г. N 1-22/3068.
В настоящее время Ч.С. зарегистрирован и проживает по адресу: (адрес). Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности по ? доле каждому Ч.С. и Ч.Ю.
Из материалов дела следует, что в квартире фактически проживают четверо человек, включая истца, ее двоих несовершеннолетних детей и опекаемого Ч.С.
Поскольку Ч.С. в установленном законом порядке, при наличии у него заболевания, которое подпадает под действие постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", признан нуждающимся в жилом помещении, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного иска.
В связи с чем судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований Ч.Ю., действующей в интересах Ч.С. к администрации г. Оренбурга, возложив на администрацию г. Оренбурга обязанность предоставить Ч.С. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального образования г. Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Доводы администрации г. Оренбурга о том, что обеспечение лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, осуществляется за счет средств бюджета Оренбургской области, и на обеспечение Ч.С. жилым помещением денежные средства из бюджета области в 2017 году не выделялись, судебная коллегия во внимание не принимает, так как указанные обстоятельства не имеют существенного значения для разрешения заявленных исковых требований и предоставление указанной категории граждан во внеочередном порядке жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия финансовых средств.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 мая 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Ч.Ю., действующей в интересах Ч.С. к администрации г. Оренбурга о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать администрацию г. Оренбурга предоставить Ч.С. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального образования г. Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)