Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указывают, что проживают семьей в коммунальной квартире, их родственник страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире, при этом в постановке на учет в качестве нуждающихся отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Курбатова Э.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Герман М.В.,
судей Насиковской А.А., Пономаревой Т.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрела дело по апелляционной жалобе Г. и О. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., выслушав пояснения истца Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
Г. и О., действующие в своих интересах и как законные представители в интересах Д. обратились во Всеволожский городской суд с иском к администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского района Ленинградской области об обязании ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В обоснование требований Г., О. указали, что проживают семьей в коммунальной квартире, занимая одну комнату площадью <данные изъяты> кв. м, другого жилья не имеют. Их сын Д., страдает <данные изъяты> заболевания, что дает им право на предоставление дополнительного жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Истцы обращались к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся, однако 20 января 2016 года получили отказ, который считают незаконным.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований Г., О. отказано.
Не согласившись с решением суда, Г. и О. представили апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, полагая его незаконным и необоснованным. В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней истцы указывают на неправильное применение судом первой инстанции закона. Считают, что для получения вне очереди жилого помещения по договору социального найма семье с ребенком <данные изъяты>, страдающим <данные изъяты> заболевания, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно, не требуется признания малоимущими. Применение судом в данной ситуации критерия малоимущности не соответствует требованиям закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Установлено, что истцы являются собственниками <данные изъяты> долей в праве собственности на коммунальную квартиру по <адрес>
Сын истцов Д., проживающий совместно с ними по вышеуказанному адресу, страдает <данные изъяты> заболевания, включенного в Перечень <данные изъяты> заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2006 N 378, что подтверждается медицинской справкой N от ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела усматривается, что истцы обратились в администрацию МО "Токсовское городское поселение" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решением жилищной комиссии при администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 13 октября 2015 года истцу Г. отказано в признании нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Из содержания решения следует, что заявителю отказано в принятии на учет со ссылкой на пункт 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку не представлены документы, предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ: не представлены архивные формы N 9 с предыдущего места жительства и сведения из ЕГРП на всех членов семьи.
7 декабря 2015 года Г. обратилась в администрацию повторно с заявлением и приложением документов (формы N 9 и выписок из ЕГРП), однако 20 января 2016 года администрацией был дан письменный ответ, согласно которому семья заявителей не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку суммарная общая площадь все жилых помещений, принадлежащих семье заявителей на праве собственности, составляет <данные изъяты> кв. м. Учтено, что помимо долей в коммунальной квартире, семья владеет жилым домом площадью <данные изъяты> кв. м и земельным участком под ним площадью <данные изъяты>, право собственности на которые зарегистрировано на имя О.
Разрешая спорные правоотношения и отказывая истцам в удовлетворении иска об обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение вне очереди, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вопрос об обеспечении истцов органами местного самоуправления квартирой по правилам пункта 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не может быть решен без признания в установленном порядке семьи истцов малоимущими.
Судебная коллегия соглашается с решением суда и находит его правильным, постановленным в соответствии с требованиями закона.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Как следует из ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Таким образом, действующее жилищное законодательство разделяет понятия муниципального и государственного жилищного фонда, и соответственно устанавливает различные требования к условиям предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма из муниципального и из государственного жилищного фонда.
Органы местного самоуправления, выполняя функции по обеспечению нуждающихся граждан в жилых помещениях, предоставляют помещения из муниципального жилищного фонда только тем категориям граждан, которые признаны в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. Обеспечение граждан, которые не относятся к категории малоимущих, органами местного самоуправления за счет муниципального жилищного фонда законом не предусмотрено.
Как следует из ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
По смыслу ст. 28.2 указанного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета оказывают социальную поддержку по обеспечению жильем только тем инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые встали на учет до 1 января 2005 года. Следовательно, для тех граждан, имеющих детей-инвалидов и вставших на учет до 1 января 2005 года, признание малоимущими не требуется, поскольку до указанной даты законодательство не устанавливало требований к материальному положению в целях постановки на учет в качестве нуждающихся.
После указанной даты - после 1 января 2005 года названные категории граждан обеспечиваются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть в порядке ст. 49, 51, 52 Жилищного кодекса РФ.
При тех условиях, что истцами заявлены требования об обеспечении жилым помещением вне очереди к органу местного самоуправления, в компетенцию которого входит предоставление жилых помещений только нуждающимся малоимущим гражданам, следует признать, что суд первой инстанции обоснованно отказал истцам в удовлетворении требований, установив при этом, что истцы в установленном порядке не были признаны малоимущими.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям закона и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г., О. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.10.2016 N 33-5685/2016
Требование: Об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указывают, что проживают семьей в коммунальной квартире, их родственник страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире, при этом в постановке на учет в качестве нуждающихся отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. N 33-5685/2016
Судья Курбатова Э.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Герман М.В.,
судей Насиковской А.А., Пономаревой Т.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрела дело по апелляционной жалобе Г. и О. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., выслушав пояснения истца Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Г. и О., действующие в своих интересах и как законные представители в интересах Д. обратились во Всеволожский городской суд с иском к администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского района Ленинградской области об обязании ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В обоснование требований Г., О. указали, что проживают семьей в коммунальной квартире, занимая одну комнату площадью <данные изъяты> кв. м, другого жилья не имеют. Их сын Д., страдает <данные изъяты> заболевания, что дает им право на предоставление дополнительного жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Истцы обращались к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся, однако 20 января 2016 года получили отказ, который считают незаконным.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований Г., О. отказано.
Не согласившись с решением суда, Г. и О. представили апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, полагая его незаконным и необоснованным. В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней истцы указывают на неправильное применение судом первой инстанции закона. Считают, что для получения вне очереди жилого помещения по договору социального найма семье с ребенком <данные изъяты>, страдающим <данные изъяты> заболевания, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно, не требуется признания малоимущими. Применение судом в данной ситуации критерия малоимущности не соответствует требованиям закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Установлено, что истцы являются собственниками <данные изъяты> долей в праве собственности на коммунальную квартиру по <адрес>
Сын истцов Д., проживающий совместно с ними по вышеуказанному адресу, страдает <данные изъяты> заболевания, включенного в Перечень <данные изъяты> заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2006 N 378, что подтверждается медицинской справкой N от ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела усматривается, что истцы обратились в администрацию МО "Токсовское городское поселение" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решением жилищной комиссии при администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 13 октября 2015 года истцу Г. отказано в признании нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Из содержания решения следует, что заявителю отказано в принятии на учет со ссылкой на пункт 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку не представлены документы, предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ: не представлены архивные формы N 9 с предыдущего места жительства и сведения из ЕГРП на всех членов семьи.
7 декабря 2015 года Г. обратилась в администрацию повторно с заявлением и приложением документов (формы N 9 и выписок из ЕГРП), однако 20 января 2016 года администрацией был дан письменный ответ, согласно которому семья заявителей не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку суммарная общая площадь все жилых помещений, принадлежащих семье заявителей на праве собственности, составляет <данные изъяты> кв. м. Учтено, что помимо долей в коммунальной квартире, семья владеет жилым домом площадью <данные изъяты> кв. м и земельным участком под ним площадью <данные изъяты>, право собственности на которые зарегистрировано на имя О.
Разрешая спорные правоотношения и отказывая истцам в удовлетворении иска об обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение вне очереди, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вопрос об обеспечении истцов органами местного самоуправления квартирой по правилам пункта 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не может быть решен без признания в установленном порядке семьи истцов малоимущими.
Судебная коллегия соглашается с решением суда и находит его правильным, постановленным в соответствии с требованиями закона.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Как следует из ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Таким образом, действующее жилищное законодательство разделяет понятия муниципального и государственного жилищного фонда, и соответственно устанавливает различные требования к условиям предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма из муниципального и из государственного жилищного фонда.
Органы местного самоуправления, выполняя функции по обеспечению нуждающихся граждан в жилых помещениях, предоставляют помещения из муниципального жилищного фонда только тем категориям граждан, которые признаны в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. Обеспечение граждан, которые не относятся к категории малоимущих, органами местного самоуправления за счет муниципального жилищного фонда законом не предусмотрено.
Как следует из ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
По смыслу ст. 28.2 указанного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета оказывают социальную поддержку по обеспечению жильем только тем инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые встали на учет до 1 января 2005 года. Следовательно, для тех граждан, имеющих детей-инвалидов и вставших на учет до 1 января 2005 года, признание малоимущими не требуется, поскольку до указанной даты законодательство не устанавливало требований к материальному положению в целях постановки на учет в качестве нуждающихся.
После указанной даты - после 1 января 2005 года названные категории граждан обеспечиваются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть в порядке ст. 49, 51, 52 Жилищного кодекса РФ.
При тех условиях, что истцами заявлены требования об обеспечении жилым помещением вне очереди к органу местного самоуправления, в компетенцию которого входит предоставление жилых помещений только нуждающимся малоимущим гражданам, следует признать, что суд первой инстанции обоснованно отказал истцам в удовлетворении требований, установив при этом, что истцы в установленном порядке не были признаны малоимущими.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям закона и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г., О. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)