Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33-14369/2016

Требование: О признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец полагает, что договор найма служебного жилого помещения заключен в отношении квартиры, не относящейся к специализированному жилищному фонду, поскольку жилое помещение утратило статус служебного.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2016 г. по делу N 33-14369/2016


Судья Федюшкина Л.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего: Байдаевой Л.В.,
судей: Тегуновой Н.Г. и Хапаевой С.Б.,
при секретаре: А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 30 мая 2016 года апелляционную жалобу К.С.А.
на решение Дмитровского городского суда Московской области от 19 января 2016 года по делу по иску К.С.А. к ФГКУ "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Тегуновой Н.Г., объяснения

установила:

К.С.А. обратился в суд с иском к ФГКУ "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании жилого помещения по адресу: <данные изъяты> не относящимся к специализированному жилищному фонду, признании права пользования данным жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру, общей площадью 71,2 кв. м, предоставлено истцу и членам его семьи как военнослужащему в/части 32516 по месту прохождения им военной службы, на основании решения жилищной комиссии в/части 32516 от 10 мая 2006 года. 02 марта 2007 года между истцом и командиром в/части 32516 заключен договор найма служебного жилого помещения ВК N 14. Истец и члены его семьи проживают в спорной квартире с 2006 года и по настоящее время. В июне 2006 года истец был исключен из списков личного состава в/части 32516 в связи с увольнением с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. После увольнения с военной службы истец обратился в жилищную комиссию в/части 32516 о предоставлении по последнему месту службы жилого помещения по договору социального найма для постоянного места проживания и отселении из закрытого военного городка. Решением жилищной комиссии в/части 32516 от 28 июня 2007 года за истцом и членами его семьи признано право на получение жилой площади по договору социального найма, а также право на постановку на учет через Ленинградскую КЭЧ района для отселения из закрытого военного городка N 511, документы направлены в Ленинградскую КЭЧ района для постановки на компьютерный учет. Однако до настоящего времени уполномоченные органы Министерства обороны РФ решение об отселении не приняли, истец и члены его семьи продолжают проживать в предоставленном жилом помещении по договору найма служебного помещения. В 2011 году военный городок N 511 исключен из перечня закрытых. 23 августа 2015 года истец обратился в Министерство обороны РФ с письмом, в котором просил передать ему в собственность в порядке приватизации занимаемое жилое помещение. Однако в досудебном порядке данный вопрос так и не разрешен. Документы о присвоении квартире статуса служебного жилого помещения отсутствуют, что свидетельствует о том, что предоставленное истцу жилое помещение в установленном законом порядке не было отнесено к числу служебного, а являлось таковым только в связи с тем, что находилось на территории закрытого военного городка. Истец полагает, что договор найма служебного жилого помещения заключен в отношении квартиры не относящейся к специализированному жилищному фонду, т.е. по своей природе является договором социального найма, поскольку жилое помещение утратило статус служебного, так как в настоящее время не относится к жилым помещениям, расположенным в закрытых военных городках Вооруженных Сил РФ.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал в полном объеме.
Представители ответчиков ФГКУ "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались судом о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суд не известили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, возражений на иск суду не представили.
3-и лица - К.Н., К.М., К.С.С. в судебное заседание не явились, в суд представили заявления, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие, иск К.С.А. поддерживают в полном объеме, просят иск удовлетворить (л.д. 43 - 45).
Представитель 3-го лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явилось, извещалось о дне рассмотрения дела надлежаще, о причинах неявки суд не уведомило, мнение по иску не выразило.
Решением суда от 19 января 2016 года в удовлетворении исковых требований К.С.А. отказано.
В апелляционной жалобе К.С.А. ставит вопрос об отмене указанного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 4 Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 - включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилой фонд и об исключении их из указанного фонда.
Как установлено судом при рассмотрении дела, К.С.А. и члены его семьи К.Н., К.М., К.С.С. зарегистрированы и проживают в жилом помещении - трехкомнатной квартире, находящейся по адресу: <данные изъяты> что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 27).
В указанной квартире истец и члены его семьи постоянно зарегистрированы с 27 апреля 2007 года.
Спорное жилое помещение предоставлено истцу К.С.А. и членам его семьи (всего 4 человека) в связи с прохождением истцом военной службы, что подтверждается выпиской из протокола N 1 заседания жилищной комиссии войсковой части 32516 от 10 мая 2006 года (л.д. 12), согласно которой, истцу К.С.А., являющегося майором, состав семьи 4 человека распределена служебная жилая площадь по адресу: <данные изъяты>.
02 марта 2007 года между войсковой частью 32516 (наймодатель) и майором К.С.А. (наниматель) заключен договор ВК N 14 найма служебного помещения, находящегося в оперативном управлении командования войсковой части 32516, согласно которому, наймодатель передал нанимателю К.С.А. и членам его семьи за плату во владение и пользование для временного проживания, сроком до получения жилья на ПМЖ, служебное жилое помещение, находящееся в государственной собственности и закрепленное за Министерством обороны РФ, состоящее из 3-х комнат, общей площадью 71,5 кв. м, расположенное по адресу: <данные изъяты>.
К.С.А. уволен с военной службы в 2006 году по достижении предельного возраста.
28 июня 2007 года майор запаса К.С.А. обратился с рапортом к командиру в/ч 32516 о постановке на учет в Ленинградскую КЭЧ района на отселение из закрытого военного городка (л.д. 21).
Рапорт К.С.А. был рассмотрен на заседании жилищной комиссии войсковой части 32516 от 28 июня 2007 года, принято решение о признании за майором в запасе К.С.А. состав семьи 4 человека право на получение жилой площади по договору социального найма, с направлением документов в Ленинградскую КЭЧ района для постановки на компьютерный учет (л.д. 22 - 23).
До настоящего времени истец с семьей проживает в спорной квартире.
В 2015 году истец принял решение приватизировать квартиру, для чего 23 августа 2015 года обратился в Министерство обороны РФ с соответствующим заявлением (л.д. 15).
Из ответа Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 21 сентября 2015 года N 141/3363 следует, что Министерство обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение о приватизации жилого помещения может быть принято в рамках гражданского судопроизводства. Кроме этого, Департамент указал в ответе на то, что на основании ст. 4 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях, а также служебные жилые помещения (л.д. 18).
Из ответа Департамента также следует, что балансодержателем жилого дома в котором находится спорное жилое помещение является ФГКУ "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное жилое помещение ранее располагалось на территории закрытого военного городка N 511 п/о Дядьково, Дмитровский район, Московская область, который на основании распоряжения Правительства РФ N 1779-р от 11 октября 2011 года исключен из перечня закрытых.
Истцом представлены документы, из которых следует, что спорная квартира является служебной, что прямо указано в договоре найма служебного жилого помещения, заключенного между в/частью 32516 и истцом К.С.А.
Таким образом, отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд верно исходил из того, что заключая данный договор истцу было известно о статусе предоставленного ему и членам его семьи жилого помещения, истец выразил согласие на заключение договора на определенных условиях. В силу прямого указания закона - ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", передача квартиры имеющей статус служебной в собственность граждан запрещена.
Доказательств изменения статуса спорного жилого помещения, заключения с истцом договора социального найма спорного жилого помещения, К.С.А. в материалы дела не представил. Договор ВК N 14 найма служебного помещения от 02 марта 2007 года, на основании которого истец занимает спорное жилье, до настоящего времени не расторгнут, недействительным не признавался.
Суд верно указал, что исключение военного городка N 511 п/о Дядьково, Дмитровский район, Московская область из числа закрытых военных городков автоматически не влечет за собой изменение статуса служебной квартиры, а вопрос об исключении спорной квартиры из числа служебной уполномоченными органами не рассматривался, решение по данному вопросу не принималось.
Судом также верно не были приняты во внимание доводы истца о его праве как военного пенсионера на обеспечение жильем, предоставления жилья по договору социального найма в силу положений Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", поскольку сам по себе факт необходимости предоставления жилого помещения по договору социального найма не может служить основанием для передачи истцу занимаемого служебного жилого помещения в качестве жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда в решении соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений материального и процессуального права допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку выводов суда не опровергают и не содержат правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дмитровского городского суда Московской области от 19 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.С.А. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)