Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-2613/2017

Требование: О выселении, признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истец указывает на то, что спорная квартира была предоставлена ответчику и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения, ответчик был уволен со службы, договор с ответчиком был заключен на время прохождения службы, однако до настоящего времени ответчик не принял мер по добровольному освобождению служебной квартиры.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. по делу N 33-2613/2017


Судья: Гриценко Л.В.
Докладчик: Степанова Н.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам суда Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.
судей Степановой Н.Н., Тельных Г.А.
с участием прокурора Пучковой С.Л.
при секретаре С.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца С.А. на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 21 апреля 2017 года, которым постановлено:
"Признать С.А. С.Г., С.И. прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу г. <адрес>
Выселить С.А. С.Г., С.И. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу г. <адрес>
В удовлетворении исковых требований С.А. к УМВД о признании его и членов семьи приобретшими право пользования жилым помещением до получения единовременной социальной выплаты и заключении договора найма служебного жилого помещения отказать.
Данное решение является основанием для снятия С.А. С.Г., С.И. с регистрационного учета по адресу <адрес>".
Заслушав доклад судьи Степановой Н.Н. судебная коллегия

установила:

УМВД России по Липецкой области обратилось в суд с иском к С.А., С.Г., С.И. о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что спорная квартира была предоставлена <данные изъяты> УФСКН России по Липецкой области <данные изъяты> С.А. и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. N. Ранее квартира находилась в оперативном управлении УФСКН России по Липецкой области. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. N Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков была упразднена и квартира на основании распоряжения ТУ ФА по управлению государственным имуществом в Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N находится в оперативном управлении УМВД России по Липецкой области. Приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ N С.А. уволен со службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Согласно п. 5 договора найма служебного жилого помещения договор заключен на время прохождения службы в Управлении ФСКН России по Липецкой области, однако до настоящего времени С.А. не принял мер к добровольному освобождению служебной квартиры.
Ответчик обратился со встречным иском к УМВД России по Липецкой области, с учетом уточнения просил признать его и членов семьи С.Г., С.И. приобретшими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу <адрес> и обязать заключить договор найма служебного жилого помещения по указанному адресу. Ссылался на то, что в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. МВД РФ является правопреемником Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и миграционной службы. Его увольнение на пенсию происходило уже со службы УМВД России по Липецкой области. Рапорт об увольнении, поскольку иной службы в УМВД России по Липецкой области ему не было предложено, был написан ДД.ММ.ГГГГ, а увольнение состоялось ДД.ММ.ГГГГ. Со ссылкой на п. 28 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года N 897, полагал, что не может быть выселен из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку на момент предоставления жилья имел выслугу более 10 лет, и на момент увольнения со службы имел выслугу более 20 лет.
В судебном заседании каждая из сторон поддержала свои исковые требования, требования противной стороны не признала.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик С.А. просит отменить решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с существенным нарушением норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик С.А. и его представитель по ордеру адвокат Буркова Н.В. поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Представитель истца по доверенности Щ. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, полагая решение суда законным и обоснованным.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия считает, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Судом установлено, что спорное жилое помещение - квартира <адрес> была передана в 2009 году в оперативное управление УФСКН России по Липецкой области.
Распоряжением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от ДД.ММ.ГГГГ. N квартира была отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
По договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года указанная квартира была предоставлена <данные изъяты> УФСКН России по Липецкой области <данные изъяты> С.А. на состав семьи - жена С.Г., сын С.И. для проживания.
Таким образом, спорное жилое помещение было предоставлено С.А. в связи с прохождением службы в Управлении ФСКН России по Липецкой области.

Согласно пунктам 1 и 2 указанного Типового положения служебный жилищный фонд включал в себя и формировался, в том числе, за счет жилищного фонда органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Таким образом, данное Типовое положение наряду с правами сотрудников органов внутренних дел, распространяло свое действие и на права сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по предоставлению им служебных жилых помещений, устанавливая для них дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, льготы.
Согласно пункту 27 указанного Типового положения сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежал выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Исключения из указанного положения закреплены в пункте 28 Типового положения, согласно которому без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Как следует из материалов дела, С.А. приказом ФСКН России Управления по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии с Указом Президента РФ от 5.04.2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" уволен со службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с ДД.ММ.ГГГГ.
Выслуга лет для назначения пенсии составляет в календарном исчислении <данные изъяты> дней, то есть на момент предоставления С.А. спорного служебного помещения в 2010 году у него имелась выслуга в правоохранительных органах более 10 лет.
Таким образом, достигнув на момент предоставления служебного жилого помещения выслуги более 10 лет, С.А. и члены его семьи согласно п. 28 Типового положения не подлежали выселению из него без предоставления другого жилого помещения.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на С.А. вышеприведенное Типовое положение от ДД.ММ.ГГГГ года не распространяет свое действие, поскольку отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 года N 283 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Федеральный закон от 30.12.2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в законную силу 1 января 2013 года.
К сфере регулирования Закона были отнесены отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (ч. 1. ст. 1 Закона).
Во исполнение указанного Федерального закона было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217, которым были утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
После издания Указа Президента Российской Федерации N 156 от 05.04.2016 года, которым была упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба, и все функции и полномочия упраздняемых служб были переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации, в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения (ФЗ от 03.07.2016 года N 305-ФЗ), а именно из части первой статьи 1 ФЗ от 30.12.2012 года исключены слова "органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
Тем самым с июля 2016 года Федеральный закон от 30.12.2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прекратил свое действие в сфере обеспечения жилыми помещениями сотрудников, уволенных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
При разрешении настоящего спора суд не учел, что Федеральный закон от 30.12.2012 года N 283 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятые в его исполнение Правила N 217 от 16.03.2013 года были приняты уже после предоставления С.А. служебного жилого помещения.
На момент заключения им договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года ни вышеуказанного Федерального закона N 283, ни Правил N 217 не существовало, и на С.А. как сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ распространяло свое действие Типовое положение от ДД.ММ.ГГГГ года, которое предусматривало дополнительную льготу для сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Коль скоро на момент предоставления в 2010 году служебного жилого помещения С.А. имел выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, то есть не подлежал выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья, следовательно, его жилищные права не могут быть ухудшены на момент его увольнения в 2016 году со службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Кроме того, судебной коллегией учитывается, что С.А. на настоящий момент является пенсионером Министерства внутренних дел. Ни он, ни члены его семьи иного жилья, кроме занимаемого служебного, не имеют. Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года С.А. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с даты нахождения на учете в органах наркоконтроля с ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что С.А. и члены его семьи не могли быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилья, а, следовательно, правовые основания для удовлетворения исковых требований УМВД России по Липецкой области отсутствуют.
Что касается встречных требований С.А. о признании его и членов семьи приобретшими право пользования служебным жилым помещением, а также обязании заключить с ним договор найма служебного жилого помещения, то судебная коллегия по существу расценивает их как возражения на заявленные УМВД России по Липецкой области требования, поскольку некем не оспаривается тот факт, что С.А. и члены его семьи проживают в спорной служебной квартире, то есть фактически пользуются ею на условиях найма служебного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 21 апреля 2017 года отменить, постановить новое решение, которым отказать УМВД России по Липецкой области в удовлетворении требований о выселении и признании прекратившими право пользования служебных жилым помещением - квартирой N <адрес> С.А., С.Г., С.И.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 21 апреля 2017 года отменить, постановить новое решение, которым отказать УМВД России по Липецкой области в удовлетворении требований о выселении и признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением - квартирой <адрес> С.А., С.Г., С.И.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)