Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Он обратился с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, но получил отказ. Считает, что необходимость признавать его и членов его семьи малоимущими в данном случае отсутствует.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Соболева О.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рыковой Г.М.,
судей Кумачевой И.А., Галановой С.Б.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июня 2017 года апелляционную жалобу Б.М. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17 февраля 2017 года
по гражданскому делу по иску Б.М. к Администрации г.п. Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконными действий и распоряжения об отказе в признании малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отмене распоряжения, устранении нарушения прав путем понуждения принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Галановой С.Б.,
объяснения представителя Б.М. - Б.И.,
Б.М., уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконными действия и распоряжения об отказе в признании малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отмене распоряжения, устранении нарушения прав путем понуждения принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с семьей.
Требования мотивированы тем, что Б.М. является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
<данные изъяты> истица обратилась в администрацию городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
<данные изъяты> постановлением руководителя администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского МР МО <данные изъяты>-р истице отказано в признании ее и членов ее семьи малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.
Ссылаясь на то, что несовершеннолетние узники фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки приравнены к инвалидам и узникам В.О. войны, считает, что необходимость признавать ее и членов ее семьи малоимущими в данном случае отсутствует.
Просит признать незаконными действия по изданию распоряжения и само распоряжение от 18.08.2016 N 150-р "Об отказе в признании Б.М. и членов ее семьи малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", отменить его, обязать ответчика устранить нарушение прав и принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с семьей.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований - администрации Сергиево-Посадского МР МО возражал против иска.
Дело рассмотрено в отсутствие иных, участвующих в деле лиц.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17 февраля 2017 года в удовлетворении иска отказано.
С указанным решением не согласилась Б.М., в апелляционной жалобе просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения суда.
По общему правилу, установленному ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. ч. 1 и 2 ст. 49 ЖК РФ). При этом предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности (ст. 57 ЖК РФ).
Вместе с тем, ст. 49 ЖК РФ также содержит указание на то, что по договорам социального найма жилое помещение предоставляются отдельным категориям лиц в порядке, установленном ЖК РФ, если иное не предусмотрено, в частности, федеральным законом или указом Президента Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Таким образом, если специальным нормативно-правовым актом не установлено иное, жилое помещение на условиях социального найма предоставляется в порядке очереди при наличии сразу двух оснований: нуждаемости и малообеспеченности.
При этом в силу Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", подлежат обеспечению жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Таким образом, Указом Президента установлен особый порядок обеспечения жильем лиц, названных в данном нормативно-правовом акте: без учета имущественного положения, во внеочередном порядке, но при наличии доказанности нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны в данном Указе не поименованы.
Правовое положение вышеуказанных лиц (узников) определено Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 года.
В пункте 8 статьи 154 названного Закона определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Аналогичная позиция выражена в Определении Верховного Суда РФ от 03.07.2017 N 85-КГ17-13.
Таким образом, в отношении нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, относящихся к категории "несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" применимы положения ФЗ "О ветеранах", в том числе, право на предоставление им однократно жилого помещения независимо от их имущественного положения путем предварительной постановки на соответствующий учет. Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что единственное отличие в правовом положении лиц, указанных в Указе Президента РФ от 07.05.2008 N 714 в части обеспечения жилым помещением от несовершеннолетних узников концлагерей является только фактор внеочередного предоставления жилья.
Из материалов дела усматривается, что Б.М. является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, что подтверждается удостоверением <данные изъяты>. Истец является также инвалидом второй группы вследствие общего заболевания.
Б.М. совместно с иными 5 лицами проживает в квартире, имеющей общую площадь 44,6 кв. м, расположенной по адресу: <данные изъяты>.
Истица обратилась с заявлением о признании ее и членов ее семьи малоимущими в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Исследовав имущественное положение семьи Б.М., распоряжением руководителя администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского МР МО <данные изъяты>-р от <данные изъяты>, истице отказано в признании ее и членов ее семьи именно малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемом по договорам социального найма, вопрос о возможности постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не решался.
В апелляционной жалобе, истица не оспаривает произведенный расчет дохода, который выше прожиточного минимума, а лишь указывает на то, что может быть поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий без наличия статуса малоимущей.
Таким образом, истица оспаривает решения органа местного самоуправления об отказе в признании ее малоимущей, не отрицая уровень доходов ее семьи, а не решение об отказе в принятии на учет, которое не принималось.
В этой связи, судебная коллегия соглашается с конечным выводом суда первой инстанции об отказе в иске, однако основанием для отказа в удовлетворении требований является только то обстоятельство, что оспариваемый акт органов местного самоуправления не нарушает прав истицы на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, и при этом доход семьи заявительницы не позволяет ее отнести к числу малоимущих.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для постановки Б.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях по мотиву не распространения на нее Указа Президента РФ от <данные изъяты> N 714, судебная коллегия признает основанным на ошибочном толковании норм права, во-первых поскольку предметом судебного контроля в настоящем деле является проверка распоряжения об отказе в признании истицы малоимущей, а не об отказе в принятии на учет, а во-вторых, выводы о невозможности принятия на соответствующий учет, не соответствуют положениям ФЗ "О ветеранах".
Вместе с тем, правильное по существу решение суда первой инстанции об отказе в иске не может быть отменено по одним только формальным соображениям (ч. 6 ст. 330 ГПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств с учетом избранного истцом способа защиты, которые оценены судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда в апелляционном порядке, доводы апелляционной жалобы не содержат.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.06.2017 ПО ДЕЛУ N 33-16110/2017
Требование: О признании незаконными действий и акта об отказе в признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отмене акта, понуждении принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с семьей.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Он обратился с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, но получил отказ. Считает, что необходимость признавать его и членов его семьи малоимущими в данном случае отсутствует.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2017 г. по делу N 33-16110/2017
Судья: Соболева О.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рыковой Г.М.,
судей Кумачевой И.А., Галановой С.Б.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июня 2017 года апелляционную жалобу Б.М. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17 февраля 2017 года
по гражданскому делу по иску Б.М. к Администрации г.п. Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконными действий и распоряжения об отказе в признании малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отмене распоряжения, устранении нарушения прав путем понуждения принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Галановой С.Б.,
объяснения представителя Б.М. - Б.И.,
установила:
Б.М., уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконными действия и распоряжения об отказе в признании малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отмене распоряжения, устранении нарушения прав путем понуждения принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с семьей.
Требования мотивированы тем, что Б.М. является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
<данные изъяты> истица обратилась в администрацию городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
<данные изъяты> постановлением руководителя администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского МР МО <данные изъяты>-р истице отказано в признании ее и членов ее семьи малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.
Ссылаясь на то, что несовершеннолетние узники фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки приравнены к инвалидам и узникам В.О. войны, считает, что необходимость признавать ее и членов ее семьи малоимущими в данном случае отсутствует.
Просит признать незаконными действия по изданию распоряжения и само распоряжение от 18.08.2016 N 150-р "Об отказе в признании Б.М. и членов ее семьи малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", отменить его, обязать ответчика устранить нарушение прав и принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с семьей.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований - администрации Сергиево-Посадского МР МО возражал против иска.
Дело рассмотрено в отсутствие иных, участвующих в деле лиц.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17 февраля 2017 года в удовлетворении иска отказано.
С указанным решением не согласилась Б.М., в апелляционной жалобе просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения суда.
По общему правилу, установленному ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. ч. 1 и 2 ст. 49 ЖК РФ). При этом предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности (ст. 57 ЖК РФ).
Вместе с тем, ст. 49 ЖК РФ также содержит указание на то, что по договорам социального найма жилое помещение предоставляются отдельным категориям лиц в порядке, установленном ЖК РФ, если иное не предусмотрено, в частности, федеральным законом или указом Президента Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Таким образом, если специальным нормативно-правовым актом не установлено иное, жилое помещение на условиях социального найма предоставляется в порядке очереди при наличии сразу двух оснований: нуждаемости и малообеспеченности.
При этом в силу Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", подлежат обеспечению жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Таким образом, Указом Президента установлен особый порядок обеспечения жильем лиц, названных в данном нормативно-правовом акте: без учета имущественного положения, во внеочередном порядке, но при наличии доказанности нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны в данном Указе не поименованы.
Правовое положение вышеуказанных лиц (узников) определено Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 года.
В пункте 8 статьи 154 названного Закона определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Аналогичная позиция выражена в Определении Верховного Суда РФ от 03.07.2017 N 85-КГ17-13.
Таким образом, в отношении нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, относящихся к категории "несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" применимы положения ФЗ "О ветеранах", в том числе, право на предоставление им однократно жилого помещения независимо от их имущественного положения путем предварительной постановки на соответствующий учет. Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что единственное отличие в правовом положении лиц, указанных в Указе Президента РФ от 07.05.2008 N 714 в части обеспечения жилым помещением от несовершеннолетних узников концлагерей является только фактор внеочередного предоставления жилья.
Из материалов дела усматривается, что Б.М. является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, что подтверждается удостоверением <данные изъяты>. Истец является также инвалидом второй группы вследствие общего заболевания.
Б.М. совместно с иными 5 лицами проживает в квартире, имеющей общую площадь 44,6 кв. м, расположенной по адресу: <данные изъяты>.
Истица обратилась с заявлением о признании ее и членов ее семьи малоимущими в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Исследовав имущественное положение семьи Б.М., распоряжением руководителя администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского МР МО <данные изъяты>-р от <данные изъяты>, истице отказано в признании ее и членов ее семьи именно малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемом по договорам социального найма, вопрос о возможности постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не решался.
В апелляционной жалобе, истица не оспаривает произведенный расчет дохода, который выше прожиточного минимума, а лишь указывает на то, что может быть поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий без наличия статуса малоимущей.
Таким образом, истица оспаривает решения органа местного самоуправления об отказе в признании ее малоимущей, не отрицая уровень доходов ее семьи, а не решение об отказе в принятии на учет, которое не принималось.
В этой связи, судебная коллегия соглашается с конечным выводом суда первой инстанции об отказе в иске, однако основанием для отказа в удовлетворении требований является только то обстоятельство, что оспариваемый акт органов местного самоуправления не нарушает прав истицы на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, и при этом доход семьи заявительницы не позволяет ее отнести к числу малоимущих.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для постановки Б.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях по мотиву не распространения на нее Указа Президента РФ от <данные изъяты> N 714, судебная коллегия признает основанным на ошибочном толковании норм права, во-первых поскольку предметом судебного контроля в настоящем деле является проверка распоряжения об отказе в признании истицы малоимущей, а не об отказе в принятии на учет, а во-вторых, выводы о невозможности принятия на соответствующий учет, не соответствуют положениям ФЗ "О ветеранах".
Вместе с тем, правильное по существу решение суда первой инстанции об отказе в иске не может быть отменено по одним только формальным соображениям (ч. 6 ст. 330 ГПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств с учетом избранного истцом способа защиты, которые оценены судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда в апелляционном порядке, доводы апелляционной жалобы не содержат.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)