Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Полетуева Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Погорелко О.В.
судей Крашенинниковой М.В. и Нижегородцевой И.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области
на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 24 мая 2016 года
гражданское дело по иску Ш.Л., действующей в интересах недееспособной Ш.И., к администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, министерству социальной политики Нижегородской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
и, заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области по доверенности К., Ш.Л.,
установила:
Ш.Л., действующая в интересах недееспособной Ш.И., <...> года рождения, обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что постановлением администрации г. Балахна Нижегородской области от 30.08.2012 г. N <...> истица принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Ш.И. является инвалидом с детства, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и на дополнительную жилую площадь.
В настоящее время она проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <...>, принадлежащей на праве собственности ее матери и опекуну Ш.Л., в которой на регистрационном учете по месту жительства состоят и фактически проживают еще 5 человек.
Поскольку неоднократные обращения с просьбами о внеочередном обеспечении истицы жильем оставлены без удовлетворения, и состояние ее здоровья в последнее время ухудшилось, Ш.Л., действующая в интересах недееспособной Ш.И., просит суд обязать администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области либо министерство социальной политики Нижегородской области предоставить вне очереди по договору социального найма Ш.И., <...> года рождения, отдельное благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Балахна Нижегородской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 13 кв. м, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании Ш.Л., действующая в интересах недееспособной Ш.И., и ее представитель Г.А. заявленные требования поддержали.
Представитель администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области по доверенности О. иск не признала.
Представитель министерства социальной политики Нижегородской области, извещенного о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором заявленные требования не признал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ГКУ НО "Управление социальной защиты населения Балахнинского района" по доверенности В. с иском согласилась.
Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 24 мая 2016 года на администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области возложена обязанность предоставить Ш.И., <...> года рождения, вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение, находящееся в черте г. Балахна Нижегородской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 13 кв. м, с учетом права на дополнительную площадь.
В иске к министерству социальной политики Нижегородской области отказано.
В апелляционной жалобе администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов действительным обстоятельствам дела. Заявитель считает, что администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу Ш.Л., действующая в интересах недееспособной Ш.И., указала на законность и обоснованность решения и несостоятельность доводов заявителя.
На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2).
Проверив материалы гражданского дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По правилам ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (ч. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Жилые помещения по договорам социального найма по общему правилу предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Вместе с тем, в ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817.
Как следует из материалов дела, Ш.И., <...> года рождения, является инвалидом с детства первой группы бессрочно, получает пенсию по инвалидности (л.д. 6, 10).
Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 17 октября 2011 года, вступившим в законную силу 28 октября 2011 года, она признана недееспособной (л.д. 11).
Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 29.05.2012 г. N <...> над недееспособной Ш.И. установлена опека, ее опекуном назначена Ш.Л. (л.д. 12).
Ш.И. в собственности жилья не имеет, проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства в квартире, находящейся в собственности ее матери Ш.Л., расположенной по адресу: <...> (л.д. 7, 8, 47, 69).
В настоящее время по указанному адресу проживают и состоят на регистрационном учете по месту жительства Ш.Л., ее супруг Ш.А.К., сын Ш.К.А., дочь Ш.И., дочь О.Д.А., внуки О.Э.А., <...> года рождения, и О.С.А., <...> года рождения, АМ.Д. (л.д. 47).
Материалами дела подтверждено, что Ш.И. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817 (л.д. 9).
Постановлением администрации г. Балахны Нижегородской области от 30.08.2012 г. N <...> Ш.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (л.д. 14).
По состоянию на 21 декабря 2015 года она состоит в очереди учета граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и нуждающихся в предоставлении отдельной жилой площади под N 14 (л.д. 16).
До настоящего времени истица жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные по данному делу требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Ш.И. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма с учетом ее права на дополнительную площадь.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 указанного Федерального закона при этом предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Действительно, содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 2 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" органы государственной власти Нижегородской области реализуют жилищную политику Нижегородской области путем законодательного регулирования жилищных отношений, осуществления правоприменительной деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области в жилищной сфере, осуществления участия Нижегородской области в обеспечении граждан жильем, а также путем выделения средств областного бюджета для поддержки субъектов жилищной сферы и развития жилищной сферы в соответствии с настоящим Законом.
В силу ч. 3 ст. 3 названного Закона Нижегородской области органы исполнительной власти Нижегородской области в соответствии со своими полномочиями обеспечивают в установленном порядке предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области.
В ст. 4 названного Закона Нижегородской области также предусмотрено в качестве одной из форм финансирования в области жилищных отношений предоставление межбюджетных трансфертов органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, участвующим в реализации мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий граждан.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" отношения по наделению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений урегулированы Законом Нижегородской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений".
Данный Закон Нижегородской области предусматривает, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года (п. 2 ч. 1 ст. 1).
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на финансовое и материальное обеспечение переданных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, при этом при исполнении переданных государственных полномочий они обязаны осуществлять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 4).
Устав Балахнинского муниципального района в ст. 5 устанавливает, что органы местного самоуправления района осуществляют переданные им федеральными законами и законами области отдельные государственные полномочия и несут ответственность за их осуществление в пределах выделенных району на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно ст. 32 Устава администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельными полномочиями в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством возложена именно на орган местного самоуправления - на администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора суд тщательным образом исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. В решении в соответствии со ст. 67 ГПК РФ приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, а другие отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 24 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-9925/2016
Требование: Об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2016 г. по делу N 33-9925/2016
Судья Полетуева Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Погорелко О.В.
судей Крашенинниковой М.В. и Нижегородцевой И.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области
на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 24 мая 2016 года
гражданское дело по иску Ш.Л., действующей в интересах недееспособной Ш.И., к администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, министерству социальной политики Нижегородской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
и, заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области по доверенности К., Ш.Л.,
установила:
Ш.Л., действующая в интересах недееспособной Ш.И., <...> года рождения, обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что постановлением администрации г. Балахна Нижегородской области от 30.08.2012 г. N <...> истица принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Ш.И. является инвалидом с детства, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и на дополнительную жилую площадь.
В настоящее время она проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <...>, принадлежащей на праве собственности ее матери и опекуну Ш.Л., в которой на регистрационном учете по месту жительства состоят и фактически проживают еще 5 человек.
Поскольку неоднократные обращения с просьбами о внеочередном обеспечении истицы жильем оставлены без удовлетворения, и состояние ее здоровья в последнее время ухудшилось, Ш.Л., действующая в интересах недееспособной Ш.И., просит суд обязать администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области либо министерство социальной политики Нижегородской области предоставить вне очереди по договору социального найма Ш.И., <...> года рождения, отдельное благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Балахна Нижегородской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 13 кв. м, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании Ш.Л., действующая в интересах недееспособной Ш.И., и ее представитель Г.А. заявленные требования поддержали.
Представитель администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области по доверенности О. иск не признала.
Представитель министерства социальной политики Нижегородской области, извещенного о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором заявленные требования не признал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ГКУ НО "Управление социальной защиты населения Балахнинского района" по доверенности В. с иском согласилась.
Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 24 мая 2016 года на администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области возложена обязанность предоставить Ш.И., <...> года рождения, вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение, находящееся в черте г. Балахна Нижегородской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 13 кв. м, с учетом права на дополнительную площадь.
В иске к министерству социальной политики Нижегородской области отказано.
В апелляционной жалобе администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов действительным обстоятельствам дела. Заявитель считает, что администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу Ш.Л., действующая в интересах недееспособной Ш.И., указала на законность и обоснованность решения и несостоятельность доводов заявителя.
На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2).
Проверив материалы гражданского дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По правилам ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (ч. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Жилые помещения по договорам социального найма по общему правилу предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Вместе с тем, в ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817.
Как следует из материалов дела, Ш.И., <...> года рождения, является инвалидом с детства первой группы бессрочно, получает пенсию по инвалидности (л.д. 6, 10).
Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 17 октября 2011 года, вступившим в законную силу 28 октября 2011 года, она признана недееспособной (л.д. 11).
Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 29.05.2012 г. N <...> над недееспособной Ш.И. установлена опека, ее опекуном назначена Ш.Л. (л.д. 12).
Ш.И. в собственности жилья не имеет, проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства в квартире, находящейся в собственности ее матери Ш.Л., расположенной по адресу: <...> (л.д. 7, 8, 47, 69).
В настоящее время по указанному адресу проживают и состоят на регистрационном учете по месту жительства Ш.Л., ее супруг Ш.А.К., сын Ш.К.А., дочь Ш.И., дочь О.Д.А., внуки О.Э.А., <...> года рождения, и О.С.А., <...> года рождения, АМ.Д. (л.д. 47).
Материалами дела подтверждено, что Ш.И. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817 (л.д. 9).
Постановлением администрации г. Балахны Нижегородской области от 30.08.2012 г. N <...> Ш.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (л.д. 14).
По состоянию на 21 декабря 2015 года она состоит в очереди учета граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и нуждающихся в предоставлении отдельной жилой площади под N 14 (л.д. 16).
До настоящего времени истица жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные по данному делу требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Ш.И. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма с учетом ее права на дополнительную площадь.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 указанного Федерального закона при этом предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Действительно, содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 2 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" органы государственной власти Нижегородской области реализуют жилищную политику Нижегородской области путем законодательного регулирования жилищных отношений, осуществления правоприменительной деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области в жилищной сфере, осуществления участия Нижегородской области в обеспечении граждан жильем, а также путем выделения средств областного бюджета для поддержки субъектов жилищной сферы и развития жилищной сферы в соответствии с настоящим Законом.
В силу ч. 3 ст. 3 названного Закона Нижегородской области органы исполнительной власти Нижегородской области в соответствии со своими полномочиями обеспечивают в установленном порядке предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области.
В ст. 4 названного Закона Нижегородской области также предусмотрено в качестве одной из форм финансирования в области жилищных отношений предоставление межбюджетных трансфертов органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, участвующим в реализации мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий граждан.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" отношения по наделению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений урегулированы Законом Нижегородской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений".
Данный Закон Нижегородской области предусматривает, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года (п. 2 ч. 1 ст. 1).
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на финансовое и материальное обеспечение переданных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, при этом при исполнении переданных государственных полномочий они обязаны осуществлять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 4).
Устав Балахнинского муниципального района в ст. 5 устанавливает, что органы местного самоуправления района осуществляют переданные им федеральными законами и законами области отдельные государственные полномочия и несут ответственность за их осуществление в пределах выделенных району на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно ст. 32 Устава администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельными полномочиями в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством возложена именно на орган местного самоуправления - на администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора суд тщательным образом исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. В решении в соответствии со ст. 67 ГПК РФ приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, а другие отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 24 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)