Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Административному истцу отказано в постановке совместно с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по причине неподтверждения факта проживания в Санкт-Петербурге в течение десяти лет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Чекрий Л.М.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 апреля 2017 года административное дело N 2а-1114/2017 по апелляционной жалобе Д.И.А. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 января 2017 года по административному исковому заявлению Д.И.А. к Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца Д.И.А., представителя административного ответчика К., действующей на основании доверенности от 9 января 2017 года сроком по 31 декабря 2017 года, судебная коллегия
Д.И.А. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным решение об отказе в постановке на учет его и двоих несовершеннолетних детей в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать административного ответчика поставить его и детей Д.А., <...> года рождения, и Д.И.И., <...> года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований Д.И.А. указал, что 29 октября 2016 года через многофункциональный центр обратился в Администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке его и двух несовершеннолетних детей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в удовлетворении которого, по его мнению, незаконно было отказано.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 января 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Д.И.А. просит решение отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что суд неправильно рассчитал уровень обеспеченности жилой площадью.
В заседание апелляционной инстанции не явилась заинтересованное лицо Д.Е., от которой получена телефонограмма о согласии рассматривать дело в ее отсутствие.
Неявка в судебное заседание заинтересованного лица Д.Е. не препятствует рассмотрению дела, и в соответствии со статьями 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в ее отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Д.И.А. состоит в браке с Д.Е. с 10 октября 2008 года. От брака имеют сына И., <...> года рождения, и дочь А., <...> года рождения.
Д.И.А. зарегистрирован с детьми в коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в которой Д.И.А. на праве собственности принадлежит 15/61 доли на основании договора купли-продажи от 24 ноября 2014 года, а Д.Е. - 12/61 доли на основании договора купли-продажи от 2 апреля 2010 года, соответствующих жилой площади в квартире размером 26,70 кв. м.
Также Д.Е. на основании договора дарения от 24 сентября 2012 года принадлежит жилой дом площадью 34,1 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решением Администрации Василеостровского района от 20 марта 2015 года Д.И.А. было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма его и двоих детей в связи с не представлением факта проживания в Санкт-Петербурге в течение 10 лет.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 9 ноября 2015 года установлен факт постоянного проживания Д.И.А. в Санкт-Петербурге в период с 16 сентября 2003 года по 1 июня 2010 года.
Распоряжением Администрации Василеостровского района от 25 марта 2016 года N 921-р Д.И.А. с двумя детьми принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Распоряжением Администрации Василеостровского района от 7 сентября 2016 года N 3071 Д.И.А. с двумя детьми снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с наличием в собственности супруги жилого дома.
7 октября 2016 года Д.Е. снялась с регистрационного учета в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, и 15 октября 2016 года зарегистрировалась по адресу: <адрес>. В этот же день по указанному адресу с ее согласия зарегистрированы мать М. и В.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об обеспеченности административного истца и его детей жилой площадью, превышающей учетную норму и совершении членами семьи административного истца намеренных действий с целью постановки истца и детей на учет для улучшения жилищных условий, что свидетельствует о злоупотреблении правами.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента по предоставлению администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 30 августа 2012 года N 766-р государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, предоставляется администрациями районов.
В силу пункта 3.4.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078 "Об Администрациях районов Санкт-Петербурга" в обязанности Администрации района входит вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в установленном порядке.
Отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Согласно статье 50 (ч. 4, 5) Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге, составляющая 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации членам семьи являются супруги, родители, дети.
При определении совокупной жилищной обеспеченности административного истца и его детей подлежит учету принадлежащая супруге административного истца Д.Е. доля в квартире и жилой дом.
Обеспеченность Д.И.А. и членов его семьи (детей и жены) в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, составляет 41,57 кв. м (95,60 х 26,70 : 61,40) и в доме по адресу: <адрес> - 34,10 кв. м.
Уровень обеспеченности жилой площадью административного истца и членов его семьи составляет 18,92 кв. м (41,57 + 34,10), что превышает учетную норму.
Доводы административного истца о том, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью необходимо учитывать не всю площадь дома, принадлежащего супруге, а только его часть с учетом регистрации в указанном доме М. и В., обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку их регистрация в доме совершена 16 октября 2016 года после снятия административного истца и его детей с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (7 сентября 2016 года) и перед повторным обращением о постановке на учет (29 октября 2016 года) и административным истцом не представлены доказательства проживания М. и В. в доме, расположенном по адресу: <адрес>, одной семьей с Д.Е. и отсутствия у них другого жилого помещения.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.И.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 17.04.2017 N 33А-8661/2017 ПО ДЕЛУ N 2А-1114/2017
Требование: Об оспаривании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании произвести постановку на учет.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Административному истцу отказано в постановке совместно с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по причине неподтверждения факта проживания в Санкт-Петербурге в течение десяти лет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2017 г. N 33а-8661/2017
Судья: Чекрий Л.М.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 апреля 2017 года административное дело N 2а-1114/2017 по апелляционной жалобе Д.И.А. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 января 2017 года по административному исковому заявлению Д.И.А. к Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца Д.И.А., представителя административного ответчика К., действующей на основании доверенности от 9 января 2017 года сроком по 31 декабря 2017 года, судебная коллегия
установила:
Д.И.А. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным решение об отказе в постановке на учет его и двоих несовершеннолетних детей в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать административного ответчика поставить его и детей Д.А., <...> года рождения, и Д.И.И., <...> года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований Д.И.А. указал, что 29 октября 2016 года через многофункциональный центр обратился в Администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке его и двух несовершеннолетних детей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в удовлетворении которого, по его мнению, незаконно было отказано.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 января 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Д.И.А. просит решение отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что суд неправильно рассчитал уровень обеспеченности жилой площадью.
В заседание апелляционной инстанции не явилась заинтересованное лицо Д.Е., от которой получена телефонограмма о согласии рассматривать дело в ее отсутствие.
Неявка в судебное заседание заинтересованного лица Д.Е. не препятствует рассмотрению дела, и в соответствии со статьями 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в ее отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Д.И.А. состоит в браке с Д.Е. с 10 октября 2008 года. От брака имеют сына И., <...> года рождения, и дочь А., <...> года рождения.
Д.И.А. зарегистрирован с детьми в коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в которой Д.И.А. на праве собственности принадлежит 15/61 доли на основании договора купли-продажи от 24 ноября 2014 года, а Д.Е. - 12/61 доли на основании договора купли-продажи от 2 апреля 2010 года, соответствующих жилой площади в квартире размером 26,70 кв. м.
Также Д.Е. на основании договора дарения от 24 сентября 2012 года принадлежит жилой дом площадью 34,1 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решением Администрации Василеостровского района от 20 марта 2015 года Д.И.А. было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма его и двоих детей в связи с не представлением факта проживания в Санкт-Петербурге в течение 10 лет.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 9 ноября 2015 года установлен факт постоянного проживания Д.И.А. в Санкт-Петербурге в период с 16 сентября 2003 года по 1 июня 2010 года.
Распоряжением Администрации Василеостровского района от 25 марта 2016 года N 921-р Д.И.А. с двумя детьми принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Распоряжением Администрации Василеостровского района от 7 сентября 2016 года N 3071 Д.И.А. с двумя детьми снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с наличием в собственности супруги жилого дома.
7 октября 2016 года Д.Е. снялась с регистрационного учета в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, и 15 октября 2016 года зарегистрировалась по адресу: <адрес>. В этот же день по указанному адресу с ее согласия зарегистрированы мать М. и В.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об обеспеченности административного истца и его детей жилой площадью, превышающей учетную норму и совершении членами семьи административного истца намеренных действий с целью постановки истца и детей на учет для улучшения жилищных условий, что свидетельствует о злоупотреблении правами.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента по предоставлению администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 30 августа 2012 года N 766-р государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, предоставляется администрациями районов.
В силу пункта 3.4.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078 "Об Администрациях районов Санкт-Петербурга" в обязанности Администрации района входит вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в установленном порядке.
Отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Согласно статье 50 (ч. 4, 5) Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге, составляющая 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации членам семьи являются супруги, родители, дети.
При определении совокупной жилищной обеспеченности административного истца и его детей подлежит учету принадлежащая супруге административного истца Д.Е. доля в квартире и жилой дом.
Обеспеченность Д.И.А. и членов его семьи (детей и жены) в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, составляет 41,57 кв. м (95,60 х 26,70 : 61,40) и в доме по адресу: <адрес> - 34,10 кв. м.
Уровень обеспеченности жилой площадью административного истца и членов его семьи составляет 18,92 кв. м (41,57 + 34,10), что превышает учетную норму.
Доводы административного истца о том, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью необходимо учитывать не всю площадь дома, принадлежащего супруге, а только его часть с учетом регистрации в указанном доме М. и В., обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку их регистрация в доме совершена 16 октября 2016 года после снятия административного истца и его детей с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (7 сентября 2016 года) и перед повторным обращением о постановке на учет (29 октября 2016 года) и административным истцом не представлены доказательства проживания М. и В. в доме, расположенном по адресу: <адрес>, одной семьей с Д.Е. и отсутствия у них другого жилого помещения.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.И.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)