Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.10.2014 N 33-15123/2014 ПО ДЕЛУ N 2-885/2014

Требование: О признании права пользования жилым помещением, обязании издать распоряжение и заключить договор социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Военнослужащему и членам его семьи, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказано в оформлении договора социального найма занимаемого жилого помещения, находящегося в собственности субъекта РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. N 33-15123/2014


Судья: Кузнецова А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Вологдиной Т.И.
судей Нюхтилиной А.В., Мирошниковой Е.Н.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2014 года по гражданскому делу N 2-885/14 по иску Д.С., Д.И.Б., Д.Е.С. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга" о признании права пользования жилым помещением, обязании издать распоряжение и заключить договор социального найма,
Заслушав доклад судьи Вологдиной Т.И., выслушав объяснения явившихся участников процесса,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:

Спорным помещением является квартира <адрес>.
Согласно Распоряжению главы администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 16.02.2007 N 185-р спорная квартира включена в перечень жилых помещений, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, право собственности Санкт-Петербурга зарегистрировано 26.03.2007 года.
На основании решения жилищной комиссии Военной академии тыла и транспорта им. генерала армии А.В.Хрулева от 13.04.2010 года в связи с прохождением службы в академии <...> Д.С., состоящему не учете с 1997 года, на состав семьи из 3-х человек с учетом права на дополнительную жилую площадь в порядке очереди была предоставлена по договору социального найма спорная квартира, освобождаемая другим военнослужащим.
05 июля 2010 года между наймодателем ФГУ Смирновская КЭЧ и нанимателем Д.С. заключен типовой договор найма служебного жилого помещения - спорной квартиры для временного проживания в нем совместно с членами семьи: женой - Д.И.Б. и дочерью - Д.Е.С. на период прохождения службы.
С 29.07.2010 года истцы постоянно зарегистрированы по спорному адресу.
25.01.2011 года решение жилищной комиссии Военной академии тыла и транспорта им. генерала армии А.В.Хрулева от 13.04.2010 года в составе списка распределения жилых помещений Военной академии тыла и транспорта было утверждено командующим войсками Западного военного округа
25 ноября 2011 года начальник Военной академии тыла и транспорта им. генерала армии А.В.Хрулева А.А.Ц. обратился в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с ходатайством о заключении с Д.С. договора социального найма на занимаемую жилую площадь с включением в договор в качестве членов семьи нанимателя жены и дочери.
Письмами от 23.12.2011 года и от 14.05.2013 года Д.С. было отказано в заключении договора социального найма в отношении спорной квартиры.
В декабре 2013 года истцы обратились в Василеостровский районный суд с иском к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга" о признании приобретшими права пользования указанным жилым помещением, обязании издать распоряжение и заключить договор социального найма в отношении спорного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что Д.С. с 1997 года по настоящее время проходит военную службу по контракту в Санкт-Петербурге в Военной академии тыла и транспорта им. генерала армии А.В.Хрулева, имеет звание полковника, с августа 2013 года занимает должность руководителя кафедры технического обеспечения академии. Соистцы являются членами семьи Д.С., который с 12.09.1997 состоит на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий. Полагали, что в соответствии с положениями с пунктом 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" им не могло быть отказано в оформлении договора социального найма на фактически занимаемое жилое помещение.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2014 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят вышеуказанное решение суда отменить, удовлетворив заявленные требования.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что право пользования спорным жилым помещением по договору социального найма у Д.С. и членов его семьи отсутствует. По мнению суда, обязанность обеспечения военнослужащих жилым помещением в силу закона осуществляется уполномоченным Министерством обороны РФ органом или структурным подразделением уполномоченного Министерством обороны РФ органа, в силу чего на ответчиков по настоящему делу возложена быть не может.
Кроме того суд сослался на то обстоятельство, что спорная квартира не находится в федеральной собственности и не закреплена на праве оперативного управления за соответствующим структурным подразделением уполномоченного Министерства обороны РФ органа, а при предоставлении данной квартиры истцам образуется значительное превышение нормы предоставления, установленной Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда ошибочными, постановленными без учета фактических обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с приведенной нормой право на получение жилого помещения по договору социального найма закреплено за категориями граждан, указанных не только в Жилищном кодексе Российской Федерации, но и в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации.
Закон "О статусе военнослужащих", определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 указанного Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом.
По смыслу указанной нормы, реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.
Закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в том числе в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, Закон "О статусе военнослужащих" допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей, при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
То обстоятельство, что в силу пункта 2 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, не исключает возможности предоставления таким военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма на основании пункта 5 статьи 15 указанного Закона.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.
При проверке наличия неопределенности в вопросе о соответствии Конституции РФ нормы п. 5 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" Конституционный Суд РФ в Определении от 25 декабря 2003 года N 453-О пришел к выводу об отсутствии такой неопределенности.
При этом Конституционный Суд РФ отметил, что жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
В силу приведенных выше требований Закона, определяющих специальный порядок предоставления военнослужащим жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими, в том числе жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, решение о предоставление военнослужащему такого жилого помещения обязательно для соответствующей администрации, представляющей собственника жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что с 19 сентября 1997 года Д.С. состоит на учете нуждающегося в жилой площади военнослужащих (л.д. 30), спорное жилое помещение предоставлено ему в порядке, установленном п. 5 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" на основании решения уполномоченного органа Министерства обороны РФ, которое не отменено и не признано незаконным.
Оснований полагать, что при предоставлении истцам спорного жилого помещения будут превышены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, не имеется, поскольку указанные нормы для военнослужащих определены положениями статьи 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих, в силу которых норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При предоставлении жилого помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти).
При этом военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Таким образом, с учетом состава семьи истцов, наличия у Д.С. права на дополнительную общую площадь жилого помещения в силу воинского звания и занимаемой должности, превышение нормы предоставления не образуется, что было учтено уполномоченным органом Министерства обороны РФ при принятии и утверждении решения жилищной комиссии Военной академии тыла и транспорта им. генерала армии А.В.Хрулева от 13.04.2010 года.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив представленные доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания за истцами права пользования спорной квартирой и предоставления спорного жилого помещения Д.С. с учетом членов его семьи по договору социального найма.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что, несмотря на то, что спорное жилое помещение находится в собственности Санкт-Петербурга, вопросы обеспечения военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, имеют общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами исполнительной власти соответствующего субъекта.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что ответчики согласились с договором, на основании которого спорная квартира была в 2010 году фактически предоставлена истцам для проживания, а также была оформлена регистрация их постоянного проживания в данной квартире, и каких-либо требований, направленных на освобождение спорного жилого помещения, не заявляли.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о признании за истцами права пользования спорным жилым помещением, обязании администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга издать распоряжение о заключении с Д.С. договора социального найма на спорную квартиру с учетом Д.И.Б. Д.Е.С., обязании Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга" заключить с Д.С. соответствующий договор социального найма спорного жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2014 года отменить.
Признать за Д.С., Д.И.Б., Д.Е.С. право пользования квартирой <адрес> на условиях договора социального найма.
Обязать администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга издать распоряжение о заключении с Д.С. договора социального найма на квартиру <адрес> с учетом членов его семьи Д.И.Б., Д.Е.С.
Обязать Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство <адрес> Санкт-Петербурга" заключить с Д.С. с учетом членов его семьи Д.И.Б. и Д.Е.С. договор социального найма на квартиру <адрес>





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)