Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что на основании решения суда он признан не приобретшим право пользования жилым помещением, позже он обратился в уполномоченный орган с заявлением о признании его нуждающимся в содействии в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, однако ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Патык М.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Суминой Л.Н.,
судей Колосовой С.И., Бобровой Ю.М.,
при секретаре К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Колосовой С.И. дело по апелляционной жалобе представителя истца К.Д. по доверенности адвоката Лавровой Е.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 04 июня 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований К.Д. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным распоряжения об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях отказать,
установила:
К.Д. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы, просил признать незаконным распоряжение об отказе в признании его нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ незаконным.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании решения Нагатинского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2013 года он признан не приобретшим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***, в связи с чем снят с регистрационного учета. В сентябре 2014 года он обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о признании его нуждающимся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Однако, Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от 14 октября 2014 года ему отказано в постановке на учет по мотиву того, что он не имеет регистрации в городе Москве. По мнению истца, указанное Распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы является незаконным.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца К.Д. по доверенности адвокат Лаврова Е.А. исковые требования поддержала.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности О. по доводам письменных возражений просил отказать в удовлетворении иска.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца К.Д. по доверенности адвокат Лаврова Е.А., ссылаясь на то, что решение принято при существенном нарушении норм материального и процессуального права.
В заседании судебной коллегии представитель истца К.Д. по доверенности адвокат Лаврова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности С. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным Законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу положений ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Законом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 3).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (ч. 4 ст. 52 ЖК РФ).
Порядок и условия принятия граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
В соответствии с требованиями части 9 статьи 1 и статьи 4.1 Закона N 29 жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, - жители города Москвы, проживающие в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы, соответствующие условиям, установленным пунктами 2 - 4 статьи 7 данного Закона, и подавшие в установленном порядке заявление о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Жители города Москвы имеют право быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ устанавливается Правительством Москвы. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, подлежат учету в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ в порядке, установленном Правительством Москвы.
В силу положений ст. 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; 4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 2) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 11 настоящего Закона, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 12 Закона N 29).
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец К.Д. был зарегистрирован по адресу: ***.
На основании решения Нагатинского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2013 года, вступившего в законную силу 28 января 2014 г., К.Д. признан не приобретшим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***, в связи с чем, снят с регистрационного учета.
В сентябре 2014 года истец обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о признании его нуждающимся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 14 октября 2014 года N У55-13785 К.Д. отказано в признании малоимущими в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 3 ст. 7, п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
Решение Департамента городского имущества города Москвы мотивировано тем, что на момент обращения с заявлением о признании нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ К.Д. не имел регистрации по месту жительства в городе Москве.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и руководствуясь нормами ст. ст. 49, 50, 51, 52 ЖК РФ, Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 14 октября 2014 года об отказе в признании К.Д. нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, поскольку установил, что на момент обращения в орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, истец не имел регистрации по месту жительства в городе Москве.
Доказательств обратного истцом К.Д. представлено не было, в связи с чем суд обоснованно заключил, что распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 14 октября 2014 года N У543-13785 не противоречит закону, принято в пределах полномочий органа исполнительной власти г. Москвы и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Применительно к положениям п. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Место жительства в том понимании, как это установлено абз. 8 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Утверждения заявителя апелляционной жалобы о том, что К.Д. проживает в городе Москве по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, что дает ему право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не влияют на правильность принятого решения, поскольку на момент обращения с заявлением о признании нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ истец постоянной регистрации по месту жительства в городе Москве не имел.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы искового заявления, они были исследованы судом первой инстанции и получили соответствующую оценку в решении суда. По своей сути они направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности, в силу чего не могут являться основанием для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 04 июня 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца К.Д. по доверенности адвоката Лавровой Е.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.01.2016 ПО ДЕЛУ N 33-2790/2016
Требование: О признании незаконным распоряжения об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что на основании решения суда он признан не приобретшим право пользования жилым помещением, позже он обратился в уполномоченный орган с заявлением о признании его нуждающимся в содействии в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, однако ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2016 г. по делу N 33-2790
Судья: Патык М.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Суминой Л.Н.,
судей Колосовой С.И., Бобровой Ю.М.,
при секретаре К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Колосовой С.И. дело по апелляционной жалобе представителя истца К.Д. по доверенности адвоката Лавровой Е.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 04 июня 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований К.Д. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным распоряжения об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях отказать,
установила:
К.Д. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы, просил признать незаконным распоряжение об отказе в признании его нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ незаконным.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании решения Нагатинского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2013 года он признан не приобретшим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***, в связи с чем снят с регистрационного учета. В сентябре 2014 года он обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о признании его нуждающимся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Однако, Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от 14 октября 2014 года ему отказано в постановке на учет по мотиву того, что он не имеет регистрации в городе Москве. По мнению истца, указанное Распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы является незаконным.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца К.Д. по доверенности адвокат Лаврова Е.А. исковые требования поддержала.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности О. по доводам письменных возражений просил отказать в удовлетворении иска.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца К.Д. по доверенности адвокат Лаврова Е.А., ссылаясь на то, что решение принято при существенном нарушении норм материального и процессуального права.
В заседании судебной коллегии представитель истца К.Д. по доверенности адвокат Лаврова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности С. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным Законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу положений ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Законом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 3).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (ч. 4 ст. 52 ЖК РФ).
Порядок и условия принятия граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
В соответствии с требованиями части 9 статьи 1 и статьи 4.1 Закона N 29 жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, - жители города Москвы, проживающие в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы, соответствующие условиям, установленным пунктами 2 - 4 статьи 7 данного Закона, и подавшие в установленном порядке заявление о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Жители города Москвы имеют право быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ устанавливается Правительством Москвы. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, подлежат учету в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ в порядке, установленном Правительством Москвы.
В силу положений ст. 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; 4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 2) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 11 настоящего Закона, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 12 Закона N 29).
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец К.Д. был зарегистрирован по адресу: ***.
На основании решения Нагатинского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2013 года, вступившего в законную силу 28 января 2014 г., К.Д. признан не приобретшим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***, в связи с чем, снят с регистрационного учета.
В сентябре 2014 года истец обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о признании его нуждающимся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 14 октября 2014 года N У55-13785 К.Д. отказано в признании малоимущими в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 3 ст. 7, п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
Решение Департамента городского имущества города Москвы мотивировано тем, что на момент обращения с заявлением о признании нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ К.Д. не имел регистрации по месту жительства в городе Москве.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и руководствуясь нормами ст. ст. 49, 50, 51, 52 ЖК РФ, Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 14 октября 2014 года об отказе в признании К.Д. нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, поскольку установил, что на момент обращения в орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, истец не имел регистрации по месту жительства в городе Москве.
Доказательств обратного истцом К.Д. представлено не было, в связи с чем суд обоснованно заключил, что распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 14 октября 2014 года N У543-13785 не противоречит закону, принято в пределах полномочий органа исполнительной власти г. Москвы и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Применительно к положениям п. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Место жительства в том понимании, как это установлено абз. 8 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Утверждения заявителя апелляционной жалобы о том, что К.Д. проживает в городе Москве по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, что дает ему право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не влияют на правильность принятого решения, поскольку на момент обращения с заявлением о признании нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ истец постоянной регистрации по месту жительства в городе Москве не имел.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы искового заявления, они были исследованы судом первой инстанции и получили соответствующую оценку в решении суда. По своей сути они направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности, в силу чего не могут являться основанием для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 04 июня 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца К.Д. по доверенности адвоката Лавровой Е.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)