Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 13.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-17484/2017

Требование: О признании действий органа юстиции незаконными, признании решения незаконным, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, понуждении поставить на учет.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2017 г. по делу N 33-17484/2017


Судья Зыбунова Е.В.
учет N 088г

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Абдуллиной Г.А., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционным жалобам Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан, Н. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 08 августа 2017 года, которым постановлено: иск Н. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан о признании действий (бездействия) незаконным, признании решения об отказе в постановке на учет незаконным, признании права на постановку на учет, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, выразившиеся в ненадлежащей проверке документов, представленных Н. для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Признать незаконным действия (бездействие) комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения документов, представленных Н. для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан, Федеральной службы исполнения наказаний России - Х., поддержавшей доводы жалоб, возражавшей доводам жалобы Н., объяснения Н., ее представителя Г.А., поддержавших доводы своей жалобы, возражавших доводам жалоб ответчиков, судебная коллегия

установила:

Н. обратилась с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан (далее - УФСИН России по Республике Татарстан) о признании решения об отказе в постановке на учет незаконным, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование иска указано, что истец проходит службу в Управлении ФСИН России по Республике Татарстан и имеет выслугу более 15 лет в календарном исчислении. В настоящее время его семья в составе из 3-х человек - истец, дочь ФИО11, <...> года рождения, и дочь ФИО12, <...> года рождения, имеет временную регистрацию по месту пребывания и проживает по договору найма служебного жилого помещения в квартире, общей площадью 25,17 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, корп. А, <адрес>, ком. 1-2. Каких-либо иных жилых помещений по договору социального найма или на праве собственности ни у истца, ни у членов его семьи нет. С февраля 2005 года истец состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. 03 июля 2014 года истец подал в территориальную подкомиссию Управления ФСИН России по Республике Татарстан заявление для постановки на учет для получения социальной выплаты с приложением всех необходимых документов. Территориальная подкомиссия приняла документы, проверила их, и на основании решения от 17 июля 2014 года направила в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке истца на учет для получения социальной выплаты. Решением комиссии ФСИН России истцу отказано в постановке на учет для получения, в связи с отсутствием обязательных документов. Истец с данным отказом не согласен, просит признать решение комиссии УФСИН России незаконным, признать за истцом право на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты и обязать ФСИН России устранить в полном объеме допущенное нарушение жилищных прав, свобод и законных интересов истца и поставить его, в составе семьи на очередь на получение социальной выплаты со дня подачи документов - с 03 июля 2014 года.
Представитель истца в суде первой инстанции исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Республике Татарстан иск не признал.
Суд постановил решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Н. просит решение суда отменить по тем основаниям, что при рассмотрении дела суд первой инстанции неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, не дал правовую оценку установленным обстоятельствам.
В апелляционных жалобах представитель ФСИН России и УФСИН России по Республике Татарстан просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В жалобах отмечается, что заявление Н. рассмотрено и ею получен ответ, следовательно, отсутствует предмет спора. Указывает, что истец не представил необходимых документов, как и не указал причин отсутствия таких документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий специальные звания и проходящий службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила).
Судом установлено, что Н. проходит службу в УФСИН России по Республике Татарстан и имеет выслугу более 15 лет в календарном исчислении.
В настоящее время семья Н. в составе из 3-х человек - истца, дочерей ФИО11, <...> года рождения, ФИО12, <...> года рождения, имеет временную регистрацию по месту пребывания и проживает по договору найма служебного жилого помещения в квартире общей площадью 25,17 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, корп. А, <адрес>, ком. 1-2.
С февраля 2005 года истец состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
03 июля 2014 года истец подал в территориальную подкомиссию Управления ФСИН России по Республике Татарстан заявление для постановки на учет для получения социальной выплаты. Решением Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 08 декабря 2016 года истцу было отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска в части постановки на учет, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлен полный пакет документов, в соответствии с пунктом 5 Правил, поскольку в учетном деле отсутствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества на девичью фамилию заявителя (брак был заключен в 2006 году).
Между тем судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, в силу статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, действующего с 01 января 2013 года, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Как следует из материалов дела, Н., с целью осуществления своих прав на получение единовременной социальной выплаты, предоставила 03 июля 2014 года документы, указанные в Правилах утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации".
В соответствии пунктом 7.1.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательство Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550 комиссия осуществляет функцию принятия документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их формирования о чем выдает справку по рекомендуемому образцу в Приложении N 2 к указанному Порядку.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет, либо об отказе в постановке на указанный учет (пункт 7 Правил).
Наличие права на проверку представленных сведений предполагает наличие права на истребование от заявителя дополнительных документов, а соответственно и обязанность предложить заявителю представить данные документы или самостоятельно запросить недостающие документы в порядке межведомственных запросов в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, если ранее представленных документов недостаточно для принятия решения. Об этом свидетельствует, в том числе и то обстоятельство, что такое решение принимается в 3-месячный срок со дня их подачи заявления и документов, в который возможно провести необходимые проверочные мероприятия.
Как установлено судом первой инстанции, истец подал заявление и документы 03 июля 2014 года, решение комиссией ФСИН России принято по прошествии двух лет. В сложившейся ситуации комиссия ФСИН России могла предложить заявителю представить недостающие документы в целях принятия обоснованного решения.
Кроме того, как это следует из пункта 7 Правил, комиссия может принимать решения только при наличии заявления и полного пакета документов, указанного в пункте 5 данных Правил.
В этой связи при отсутствии каких-либо документов комиссия должна предложить обратившемуся сотруднику их представить, и только после этого имеет право принять решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учет.
Данные выводы также подтверждаются положениями пунктов 10, 10.1 и 10.2 раздела II "Функции и полномочия комиссий" приказа ФСИН России от 29 августа 2013 год N 496 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Вместе с тем, заявителю не предлагалось представить дополнительные документы. Тот факт, что соответствующая выписка из ЕГРПН на девичью фамилию истца была представлена только в суд апелляционной инстанции дополнительно свидетельствует о незаконности принятого ответчиком решения.
Указанным обстоятельствам судом не дана надлежащая правовая оценка, что повлекло вынесение необоснованного решения об удовлетворении иска не в полном объеме.
В то же время иных оснований для отказа в постановке Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у ФСИН России не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска Н. нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводами суда в части удовлетворения исковых требований о признании бездействие ФСИН России и УФСИН России по Республике Татарстан незаконным.
Признавая незаконным бездействие ФСИН России, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заинтересованным лицом нарушен установленный законодательством трехмесячный срок рассмотрения документов Н., представленных ею для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допущенном бездействии комиссии УФСИН России по Республике Татарстан в невыполнении функции по проверке представленных документов для получения единовременной выплаты, поскольку на территориальную подкомиссию возложены функции проверки соответствия представленных заявителем документов, установленному перечню, а также их оформления.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктами 1, 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 08 августа 2017 года в части отказа Н. в удовлетворении иска отменить и принять новое решение.
Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от 08 декабря 2016 года об отказе в постановке Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать за Н. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Н. в составе семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первоначального обращения с заявлением, с 03 июля 2014 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)