Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2016 N 18АП-12281/2016 ПО ДЕЛУ N А34-4052/2016

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2016 г. N 18АП-12281/2016

Дело N А34-4052/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Сервисная служба "Исток" на решение Арбитражного суда Курганской области от 08.08.2016 по делу N А34-4052/2016 (судья Радаева О.В.).
В судебном заседании принял участие представитель Прокурора Курганской области - Кашапова Р.М. (удостоверение от 18.09.2014 N 182040).

Прокурор Курганской области (далее - Прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Администрации Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области, ИНН 4511001442, ОГРН 1024501573216 (далее - Администрация, ответчик 1), к обществу с ограниченной ответственностью Сервисная служба "Исток", ИНН 4511009530, ОГРН 1114526000588 (далее - общество "Исток", ответчик 2), в котором потребовал:
- признать недействительными торги, проведенные в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества, являющегося собственностью Администрации Песьянского сельсовета, используемого для коммунального водоснабжения и водоотведения потребителей села Песьяное Куртамышского района Курганской области, в части права заключения договора аренды на:
1) сооружение "артезианская скважина", общая глубина 26 метров, инвентарный номер 12522, "литер Г", адрес: Курганская область, Куртамышский район, с. Песьяное;
2) сооружение "башня Рожновского", общая высота 14 метров, инвентарный номер 12522, "литер II", адрес: Курганская область, Куртамышский район, с. Песьяное;
3) сооружение "водопровод", инвентарный номер 12522, "литер L, L1, 1-18", в том числе водопровод ("литер L, L1") протяженностью 7481 метр и водоразборные колонки ("литер 1-18") в количестве 18 штук, адрес: Курганская область, Куртамышский район, с. Песьяное;
4) сооружение "артезианская скважина", общая глубина 26 метров, инвентарный номер 12522, "литер Г1", адрес: Курганская область, Куртамышский район, с. Песьяное;
5) сооружение "башня Рожновского", общая высота 18 метров, инвентарный номер 12519, "литер I", адрес: Курганская область, Куртамышский район, д. Лебяжье;
6) сооружение "водопровод", инвентарный номер 12519, "литер L, 1-10", в том числе водопровод ("литер L") протяженностью 1539 метров и водоразборные колонки ("литер 1-10") в количестве 10 штук, адрес: Курганская область, Куртамышский район, д. Лебяжье;
7) сооружение "башня Рожновского", общая высота 13 метров, инвентарный номер 12522, "литер I", адрес: Курганская область, Куртамышский район, с. Песьяное;
8) сооружение "артезианская скважина", общая глубина 40 метров, инвентарный номер 12519, "литер Г", адрес: Курганская область, Куртамышский район, д. Лебяжье;
- - признать недействительным договор аренды муниципального имущества от 12.04.2014, заключенный между Администрацией и обществом "Исток";
- - возложить на общество "Исток" обязанность вернуть Администрации поименованное выше имущество, всего восемь объектов (л.д. 3-9).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 08.08.2016 (резолютивная часть объявлена 02.08.2016) исковые требования удовлетворены частично. Арбитражный суд первой инстанции признал недействительными торги, проведенные в форме открытого аукциона, и договор аренды от 12.04.2014, заключенный между ответчиками. Кроме того, суд первой инстанции возложил на общество "Исток" обязанность возвратить Администрации следующее имущество: водопровод протяженностью 5398 метров "литер L, L1, 1-18", артезианскую скважину глубиной 26 метров "литер Г" и водоразборные колонки в количестве 2 штуки, расположенные в с. Песьяное. В удовлетворении остальной части исковых требований Прокурора суд первой инстанции отказал (л.д. 128-133).
Общество "Исток" с принятым судебным актом не согласилось и обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой. Ответчик 2 ссылается на неполное исследование судом первой инстанции обстоятельств дела, неправильное применение норм материального и процессуального права и просит решение изменить, признать договор аренды действительным.
Податель апелляционной жалобы приводит следующие доводы.
Приобщенный к материалам дела акт приема-передачи муниципального имущества от 29.07.2016 не имеет юридической силы, так как не зарегистрирован в установленном законом порядке.
Утверждение истца о том, что ответчик 2 не является владельцем либо пользователем сети инженерно-технического обеспечения, частью которой является имущество, поименованное в договоре аренды от 12.04.2014, не может быть признано достоверным. В соответствии с распоряжением главы Куртамышского района от 20.05.2011 N 58-р за обществом "Исток" закреплены объекты водоснабжения, в том числе водопроводные сети в с. Песьяное. В силу этого ответчик 2 является пользователем сети.
Передача спорного муниципального имущества в аренду не противоречит требованиям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", так как заключение концессионного соглашения не является обязательным.
Таким образом, общество "Исток" настаивает на изменении обжалуемого судебного акта и сохранении правоотношений из договора аренды муниципального недвижимого имущества от 12.04.2014 (л.д. 139-140).
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("kad.arbitr.ru").
Администрация и общество "Исток" явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчиков.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Прокурора против удовлетворения апелляционной жалобы возразила, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 05.11.2013 на основании решения Куртамышского районного суда Курганской области от 30.08.2013 по делу N 2-564/2013 (л.д. 67-68) в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок (ЕГРП) внесены регистрационные записи о праве собственности муниципального образования Песьянский сельсовет Куртамышского района Курганской области на следующее имущество:
- - сооружение "артезианская скважина", назначение "водоснабжение", общая глубина 40 метров, инвентарный номер 12519, "литер Г", кадастровый номер 45:09:031101:144, адрес (местоположение) объекта: Курганская область, Куртамышский район, д. Лебяжье (л.д. 69);
- - сооружение "башня Рожновского", назначение "нежилое", общая высота 13 метров, инвентарный номер 12522, "литер I", кадастровый (условный) номер 45-45-01/010/2012-686, адрес (местоположение) объекта: Курганская область, Куртамышский район, с. Песьяное (л.д. 70);
- - сооружение "водопровод", назначение "водоснабжение", инвентарный номер 12519, "литер L, 1-10", в том числе водопровод ("литер L") протяженностью 1539 метров и водоразборные колонки ("литер 1-10") в количестве 10 штук, кадастровый номер 45:09:031101:121, адрес (местоположение) объекта: Курганская область, Куртамышский район, д. Лебяжье (л.д. 71);
- - сооружение "артезианская скважина", назначение "водоснабжение", общая глубина 26 метров, инвентарный номер 12522, "литер Г1", кадастровый номер 45:09:031001:659, адрес (местоположение) объекта: Курганская область, Куртамышский район, с. Песьяное (л.д. 72);
- - сооружение "водопровод", назначение "водоснабжение", инвентарный номер 12522, "литер L, L1, 1-18", в том числе водопровод ("литер L, L1") протяженностью 7481 метр и водоразборные колонки ("литер 1-18") в количестве 18 штук, кадастровый номер 45:09:031001:673, адрес (местоположение) объекта: Курганская область, Куртамышский район, с. Песьяное (л.д. 73);
- - сооружение "артезианская скважина", назначение "водоснабжение", общая глубина 26 метров, инвентарный номер 12522, "литер Г", кадастровый номер 45:09:031001:669, адрес (местоположение) объекта: Курганская область, Куртамышский район, с. Песьяное (л.д. 74);
- - сооружение "башня Рожновского", назначение "водоснабжение", общая высота 18 метров, инвентарный номер 12519, "литер I", кадастровый номер 45:09:031101:143, адрес (местоположение) объекта: Курганская область, Куртамышский район, д. Лебяжье (л.д. 75);
- - сооружение "башня Рожновского", назначение "нежилое", общая высота 14 метров, инвентарный номер 12522, "литер II", кадастровый номер 45:09:031001:666, адрес (местоположение) объекта: Курганская область, Куртамышский район, с. Песьяное (л.д. 76).
26 декабря 2013 года Администрация вынесла распоряжение N 102-р о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества, являющегося собственностью Администрации Песьянского сельсовета, используемого для коммунального водоснабжения и водоотведения потребителей села Песьяное Куртамышского района Курганской области (л.д. 11).
Пунктом 2 распоряжения от 26.12.2013 N 102-р установлена дата (31.03.2014) и место (село Песьяное, улица Боровая, 4) проведения открытого аукциона.
Пунктом 3 распоряжения от 26.12.2013 N 102-р утверждена аукционная документация, в том числе извещение о проведении открытого аукциона, форма заявок на участие в аукционе, проект договора аренды муниципального недвижимого имущества (л.д. 12-33).
Под единым лотом (лот N 1) на аукцион выставлено следующее муниципальное имущество:
- - артезианская скважина, глубина 40 метров, д. Лебяжье;
- - башня Рожновского, высота 18 метров, д. Лебяжье;
- - водопровод и водоразборные колонки, протяженность водопровода 1539 метров, количество колонок - 10 штук, д. Лебяжье;
- - башня Рожновского, высота 13 метров, с. Песьяное;
- - артезианская скважина, глубина 26 метров, с. Песьяное;
- - артезианская скважина, глубина 26 метров, с. Песьяное;
- - башня Рожновского, высота 14 метров, с. Песьяное;
- - водопровод и водоразборные колонки, протяженность водопровода 7481 метр, количество колонок - 18 штук, с. Песьяное (л.д. 12, 32).
Проведение аукциона назначено на 31.03.2014 в 10 час. 00 мин. (пункт 6.2 аукционной документации).
06 марта 2014 года извещение о проведении торгов (открытого аукциона) опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте "torgi.gov.ru", номер извещения 060314/5072330/01 (л.д. 56-59).
Общество "Исток" подало заявку на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества (л.д. 35).
31 марта 2014 года аукционной комиссией Администрации проведена процедура рассмотрения заявок и установлено, что для участия в открытом аукционе подана единственная заявка (от общества "Исток"), которая допущена к участию в аукционе. В связи с этим аукционная комиссия признала аукцион несостоявшимся и приняла решение заключить договор аренды с единственным участником (протокол от 31.03.2014 N 1 - л.д. 60-61).
12 апреля 2014 года между Администрацией (арендодатель) и обществом "Исток" (арендатор) подписан договор аренды муниципального недвижимого имущества, перечень которого приведен в приложении N 1 (л.д. 62-66).
По акту приема-передачи глава Песьянского сельсовета передал руководителю общества "Исток" следующее имущество: водопровод протяженностью 5398 метров, "литер L, L1, 1-18", с. Песьяное; артезианская скважина глубиной 26 метров, "литер Г", с. Песьяное; водоразборные колонки в количестве 2 штуки, с. Песьяное (л.д. 125).
Ссылаясь на положения части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", введенной Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", полагая, что поименованное выше муниципальное имущество могло быть передано во временное пользование иному лицу исключительно путем заключения концессионного соглашения, Прокурор обратился в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу (о признании торгов и договора аренды недействительными, о понуждении ответчика 2 возвратить имущество ответчику 1).
Удовлетворяя исковые требования частично, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего. Разница между датой ввода в эксплуатацию переданных по договору аренды объектов водоснабжения и датой опубликования извещения о проведении аукциона превышает пять лет. На момент проведения торгов общество "Исток" не являлось владельцем либо пользователем сети инженерно-технического обеспечения, частью которой являлось бы передаваемое по аукциону имущество. В силу части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" такое имущество может быть передано во временное пользование только посредством заключения концессионного соглашения. Поскольку ответчиками нарушены требования федерального закона, торги и договор аренды являются недействительными. Вместе с тем, поскольку в аренду передана только часть имущества муниципального образования, при применении последствий недействительности сделки на общество "Исток" может быть возложена обязанность возвратить только фактически переданное ему имущество, в остальной части требования Прокурора о возврате имущества удовлетворению не подлежат.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункты 2, 3 статьи 166 Гражданского кодекса).
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований (часть 1 статьи 52 АПК РФ).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса).
Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В основу исковых требований Прокурора по настоящему делу положено утверждение о нарушении Администрацией, которая организовала и провела открытый аукцион на право заключения договора аренды, и обществом "Исток", заключившим с Администрацией договор аренды муниципального недвижимого имущества от 12.04.2014, требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 103-ФЗ), который за исключением отдельных положений введен в действие 01.01.2014, внесены изменения, среди прочего, в Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
С 08.05.2013, то есть с даты официального опубликования Закона N 103-ФЗ, Закон N 416-ФЗ о водоснабжении и водоотведении дополнен статьей 41.1, согласно части 3 которой в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Лица, участвующие в деле, не оспаривают то обстоятельство, что спорные объекты водоснабжения и водоотведения введены в эксплуатацию задолго до опубликования Администрацией извещения о проведении открытого аукциона, разница составляет свыше 5 лет.
Доказательств того, что оно обладает правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, частью которой является спорное муниципальное имущество, общество "Исток" не представило. В частности, распоряжение главы Куртамышского района от 20.05.2011 N 58-р, на которое ответчик 2 ссылается в тексте апелляционной жалобы, в материалы настоящего дела не представлено. В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий не совершения ими процессуальных действий.
Вместе с тем, указанные выше обстоятельства вопреки доводам истца не свидетельствуют о недействительности договора аренды муниципального недвижимого имущества от 12.04.2014.
Согласно пункту 6 статьи 5 Закона N 103-ФЗ со дня официального опубликования указанного федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ о водоснабжении и водоотведении (в редакции Закона N 103-ФЗ), по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Следовательно, правило о том, что муниципальное имущество, составляющее централизованную систему горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или часть такой системы (систем), со дня введения в эксплуатацию которого до даты опубликования извещения о проведении конкурса прошло свыше 5 лет, может быть передано во временное пользование путем заключения концессионного соглашения, введено в действие 08.05.2013, но в период до 01.01.2015 применяется с определенными исключениями, допуская передачу имущества в аренду.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ)).
Объектами концессионного соглашения являются, среди прочего, системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ).
Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (часть 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
В силу положений главы 34 раздела IV части второй Гражданского кодекса и Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объем и содержание прав и обязанностей арендатора по договору аренды и концессионера по концессионному соглашению различны. При этом объем обязательств концессионера существенным образом превышает объем обязательств арендатора.
Изменение в нормативном порядке условий, при которых публично-правовые образования вправе передавать находящееся в государственной либо муниципальной собственности имущество, подпадающее под действие части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ (объекты концессионного соглашения), во временное владение и (или) пользование субъектов предпринимательской деятельности, путем запрета на заключение договоров аренды неизбежно повлечет изменение конъюнктуры рынка. Данные изменения в зависимости от расположения муниципального образования, уровня деловой активности в границах административно-территориальной единицы могут существенным образом повлиять на круг потенциальных претендентов на участие в конкурсе (аукционе), на заключение договора о временном пользовании публичной собственностью в хозяйственной деятельности.
Между тем, имущество, которое в рассматриваемой ситуации составляет объект договора аренды и которое, по мнению истца, может быть передано во временное владение и (или) пользование исключительно путем заключения концессионного соглашения, является социально значимым - это объекты водоснабжения и водоотведения муниципального образования (артезианские скважины, водопроводы, водонапорные башни).
Под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Водоснабжение отнесено к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа статьями 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом в силу части 2 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Более того, решение вопросов местного значения в любом случае должно быть осуществлено исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В статье 3 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, прежде всего, направлена на охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
Принимая во внимание изложенные выше нормы материального права, поставленные перед органами местного самоуправления задачи по обеспечению бесперебойного водоснабжения и водоотведения, созданию благоприятных условий жизнедеятельности человека, особенности оказания услуг в сфере водоснабжения, положения пункта 6 статьи 5 Закона N 103-ФЗ не могут быть истолкованы иначе, как предусматривающие право публичных собственников передавать объекты водоснабжения и водоотведения во временное владение и (или) пользование профессиональным участникам рынка оказания соответствующих услуг посредством заключения договоров аренды вплоть до 01.01.2015.
Переходный период с мая 2013 года по декабрь 2014 года установлен для целей недопущения нарушения требований Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", прежде всего, во избежание создания препятствий для бесперебойного водоснабжения и водоотведения.
Применение пункта 6 статьи 5 Закона N 103-ФЗ не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия разработанного проекта концессионного соглашения. Иное толкование данной нормы права существенным образом ограничивает органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения, что недопустимо.
Таким образом, до 01.01.2015 Администрация имела право после проведения публичных торгов передать муниципальное недвижимое имущество, представляющее собой объекты водоснабжения и водоотведения, во временное владение и (или) пользование субъекта предпринимательской деятельности посредством заключения договора аренды.
Срок действия договора аренды от 12.04.2014 юридического значения для целей применения пункта 6 статьи 5 Закона N 103-ФЗ не имеет, так как в силу абзаца 2 пункта 3 статьи 610 Гражданского кодекса договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
Тем самым, заключенный Администрацией и обществом "Исток" договор аренды муниципального недвижимого имущества от 12.04.2014 не противоречит императивным требованиям Закона N 416-ФЗ.
С учетом изложенного выше исковые требования Прокурора, заявленные со ссылкой на положения части 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ, удовлетворению не подлежат.
В свою очередь, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене применительно к пункту 4 части 1, пункту 1 части 2 статьи 270 АПК РФ (нарушение или неправильное применение норм материального права).
Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Если по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления прокурора принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, судебные расходы стороны, в пользу которой принят судебный акт, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе").
Следовательно, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, понесенные обществом "Исток", подлежат возмещению ответчику 2 за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 08.08.2016 по делу N А34-4052/2016 отменить.
В удовлетворении исковых требований Прокурора Курганской области к Администрации Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области, к обществу с ограниченной ответственностью Сервисная служба "Исток" о признании недействительными торгов (открытого аукциона) и договора аренды муниципального недвижимого имущества от 12.04.2014, а также о возложении на общество с ограниченной ответственностью Сервисная служба "Исток" обязанности возвратить (вернуть) Администрации Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области муниципальное имущество отказать.
Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью Сервисная служба "Исток" (ИНН 4511009530, ОГРН 1114526000588) за счет казны Российской Федерации 3000 рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА

Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Л.А.СУСПИЦИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)