Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2017 N 33-5111/2017

Требование: О предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является нанимателем квартиры, признанной непригодной к проживанию, и состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, однако другим жильем он до настоящего времени не обеспечен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. N 33-5111


Судья Кастерина Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Песковой Ж.А., Луевой Л.Ю.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.В. к администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, по апелляционной жалобе администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 02.05.2017 года, которым исковые требования К.В. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения К.В., возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на жалобу, судебная коллегия

установила:

К.В. обратился в суд с указанным выше иском, уточнив заявленные требования, просил обязать администрацию Красноармейского муниципального района Саратовской области предоставить ему вне очереди на состав семьи из одного человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36,9 кв. м, состоящее не менее чем из двух жилых комнат, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Красноармейска Саратовской области.
В обоснование заявленных требований указал, что он является нанимателем квартиры <адрес> и состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Занимаемое им жилое помещение признано непригодным для проживания, однако другим жильем он до настоящего времени не обеспечен.
Решением Красноармейского городского суда Саратовской области от 02.05.2017 года на администрацию Красноармейского муниципального района Саратовской области возложена обязанность предоставить вне очереди К.В. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, благоустроенное применительно к условиям города Красноармейска Саратовской области, находящееся в черте города Красноармейска Саратовской области, общей площадью не менее 36,9 кв. м, состоящее не менее чем из двух комнат, взамен квартиры, признанной непригодной для проживания.
Администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области не согласилась с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым обязать администрацию Красноармейского муниципального района Саратовской области предоставить К.В. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее требованиям, благоустроенное применительно к условиям города Красноармейска Саратовской области, находящееся в черте города Красноармейска Саратовской области, общей площадью по норме предоставления. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что на момент признания спорного жилого помещения непригодным для проживания К.В. утратил статус "нуждающегося в улучшении жилищных условий", поскольку его бывшей супруге и сыну была предоставлена отдельная квартира.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, К.В. просит оставить решение суда без изменения.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени слушания дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно положениям статьи 91 Жилищного кодекса РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.
Если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации (статья 93 Жилищного кодекса РСФСР).
В силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Согласно статье 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из материалов дела видно и установлено судом, что К.В. является нанимателем двухкомнатной квартиры <адрес> общей площадью 36,9 кв. м.
Он зарегистрирован в данном жилом помещении по месту жительства с 25.07.1989 года, с 16.05.1990 года состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, номер его очереди на 01.04.2017 года - 22.
Заключением межведомственной комиссии от 04.05.2015 года квартира <адрес> признана непригодной для проживания.
До настоящего времени жилое помещение взамен спорного истцу не предоставлено.
При рассмотрении дела суд принял необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, и на основании надлежащей оценки представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что К.В. имеет право на предоставление во внеочередном порядке в пользование по договору социального найма жилого помещения, поскольку он является нуждающимися в жилом помещении, после признания жилого помещения непригодным для проживания, он не обеспечен иным, пригодным для проживания жильем.
Так, признание жилого помещения непригодным для проживания в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Как указано выше, в этом случае в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 года N 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Из актов обследования от 14.11.2001 года и от 04.04.2015 года следует, жилой дом построен в 1936 году, в стенах здания имеются многочисленные сквозные трещины с раскрытием до 80 мм на всю высоту здания, кирпичные клиновые перемычки имеют трещины на опорах и в середине пролета, отдельные перемычки удерживаются за счет оконного блока, деревянные балки междуэтажного перекрытия находятся в перегруженном состоянии, 70% деревянных балок поражены гнилью, износ конструкций кровли имеет 100% износ, деревянный пол в спорной квартире местами прогнил и провален, имеются частичные обрушения потолка и стен, кровля протекает, отопление и газ отсутствуют.
При наличии перечисленных обстоятельств, следует вывод о том, что состояние спорного жилого помещения создает реальную угрозу жизни и здоровью истца, переселение его из спорной квартиры должно производиться незамедлительно.
Из материалов дела следует, что другого жилья К.В. не имеет.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что К.В. является нуждающейся в жилом помещении, жилое помещение, в котором он проживает, признано в установленном законом порядке непригодными для проживания, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу другое жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для предоставления К.В. жилого помещения общей площадью не менее 36,9 кв. м по причине утраты им статуса "нуждающегося в улучшении жилищных условий", не могут быть приняты во внимание.
Как установлено, К.В. с 16.05.1990 года состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Доказательств того, что истец снят с данного учета ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Из материалов дела также следует, что до 15.12.2000 года К.В. состоял в зарегистрированном браке с К.Г.
После прекращения брака К-ных по ходатайству Красноармейской центральной больницы и на основании постановления главы объединенного муниципального образования Красноармейского района Саратовской области от 06.11.2002 года N 1728 К.Г. и сыну К-ных была предоставлена квартира <адрес> общей площадью 36,2 кв. м.
Вместе с тем на момент предоставления К.Г. другого жилого помещения на основании акта межведомственной комиссии от 14.11.2001 года N 4, утвержденного постановлением главы объединенного муниципального образования Красноармейского района Саратовской области от 22.11.2001 года N 1498, жилой дом <адрес> уже был признан непригодным для проживания.
В дальнейшем межведомственной комиссией 22.08.2011 года было дано другое заключение, в соответствии с которым указанный жилой дом был признан непригодным для проживания и подлежащим реконструкции, а постановление главы объединенного муниципального образования Красноармейского района Саратовской области от 22.11.2001 года N 1498 признано утратившим силу.
Из заключения межведомственной комиссии от 04.05.2015 года следует, что жилое помещение, занимаемое истцом, не соответствует установленным санитарным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодно для постоянного проживания.
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно положениям статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
Статья 23 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что жилые помещения должны соответствовать санитарным нормам. Заселение жилых помещений непригодных для проживания не допускается.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм права, и учитывая отсутствие у истца иного жилья, предоставление бывшей супруге истца и их сыну другой квартиры не влияет на уровень обеспеченности К.В. жилой площадью.
Кроме этого, в силу положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
По данным технического учета спорное жилое помещение имеет общую площадь 36,9 кв. м, иного ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции о возложении на администрацию Красноармейского муниципального района Саратовской области предоставить К.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью 36,9 кв. м следует признать законным и обоснованным.
Доводы жалобы ответчика на правильность обжалуемого решения суда не влияют, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки данных доказательств не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 02.05.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)