Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Решением государственного учреждения бывшему военнослужащему было отказано в распределении жилого помещения в связи с тем, что в результате продажи принадлежащих ему и членам его семьи долей в жилом помещении он ухудшил свои жилищные условия и, как следствие, на соответствующий учет мог быть принят не ранее чем через пять лет со дня совершения данной сделки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Фомина Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Хмель М.В.
судей Щукиной Л.В.
Перминовой С.В.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску К.И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма от 28 сентября 2016 года незаконным, признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма,
по апелляционной жалобе К.И. на решение Североморского районного суда Мурманской области от 23 марта 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования К.И. к ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма от 28.09.2016 года незаконным, признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма - оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи Щукиной Л.В., объяснения К.И. и его представителя по доверенности Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
К.И. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ СРУЖО) о признании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма от 28 сентября 2016 года незаконным, признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с _ _ по _ _ проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил Министерства обороны Российской Федерации. На момент увольнения и исключения из списков личного состава войсковой части стаж его военной службы составил более 15 лет.
В период прохождения военной службы, а именно, _ _ решением начальника отдела * (...) ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации он и совместно проживающие с ним двое членов семьи (жена и сын) были приняты на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма.
Решением начальника отдела * (...) ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от _ _ * ему было предоставлено жилое помещение по адресу:.... При этом он был уведомлен о необходимости заключения договора социального найма на указанное жилое помещение в срок до _ _.
Вместе с тем, решением врио начальника отдела * (...) ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от _ _ * в распределении указанного жилого помещения ему было отказано в связи с тем, что в результате продажи _ _ принадлежащих ему и членам его семьи *** доли в жилом помещении, он ухудшил свои жилищные условия и, как следствие, на соответствующий учет мог быть принят не ранее, чем через пять лет со дня совершения данной сделки.
В _ _ после увольнения с военной службы он был снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
_ _ он вновь обратился с соответствующим заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако, решением начальника ФГКУ СРУЖО от _ _ ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Полагая данный отказ незаконным, с учетом уточнения исковых требований, просил суд признать решение начальника ФГКУ СРУЖО об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма от _ _ незаконным и отменить, принять его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и признать за ним и членами его семьи право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации по договору социального найма в....
В судебном заседании истец К.И. и его представитель Л. на удовлетворении заявленных требований настаивали, суду дав аналогичные пояснения.
Представитель ответчика ФГКУ СРУЖО по доверенности Б. просила в иске отказать, ввиду отсутствия оснований для удовлетворения исковых требований.
Определением суда от _ _ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
В судебное заседание представитель соответчика Министерства обороны Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, письменных возражений по иску не представил.
К.Т. и К.Д., привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, согласно представленных заявлений просили исковые требования удовлетворить, дело рассмотреть в свое отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе К.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Указывает, что им соблюдены условия для получения права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства по линии Министерства обороны Российской Федерации, а именно, в период прохождения военной службы он и совместно проживающие с ним члены семьи были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, _ _. На момент его увольнения с военной службы решение о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях отменено не было, т.е. на дату его исключения из списков личного состава воинской части он продолжал состоять в указанных списках очередников на получение жилья.
Обращает внимание на то, что решение начальника отдела * (...) ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от _ _ * о принятии его и совместно проживающих с ним двоих членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являлось действующим.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков ФГКУ СРУЖО, Министерства обороны Российской Федерации, третьи лица К.Т. и К.Д., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд правильно определили в необходимом объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежащим образом применил нормы материального права, устанавливающие основания и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы.
В соответствии с положениями статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Механизм реализации права военнослужащих на жилище, а также источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, урегулированы положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 15 указанного Федерального закона N 76-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, условием обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является принятие их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, сохраняют право стоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно подпункту "а" пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 1 названных Правил определено, что они устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в том числе, военнослужащих, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. (пункт 13 Правил).
Подпунктами "а, б, з, и" пункта 7 указанных Правил определено, что одними из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание ими постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 10 названных Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
При этом, пунктом 4 названной выше Инструкции определено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, по смыслу указанных норм, для получения права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства по линии Министерства обороны Российской Федерации военнослужащий должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства уполномоченным на то органом в период прохождения военной службы; а также проходить военную службу по контракту, либо быть уволенным с военной службы с оставлением в списках очередников.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела с _ _ К.И. проходил военную службу по контракту.
На основании приказа Командующего войсками ЗапВО от _ _ * уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт а пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). _ _ К.И. исключен из списков личного состава войсковой части ***.
На момент исключения истца из списков личного состава выслуга лет К.И. в календарном исчислении составила 15 лет Решением начальника отдела * (...) ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от _ _ *, то есть в период прохождения службы, К.И. и совместно проживающие с ним двое членов семьи (жена и сын) были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки предоставленных истцом документов было выявлено, что К.И. и членами его семьи на основании заключенного договора купли-продажи от _ _ было произведено отчуждение принадлежащих им в соответствии с договором на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан от _ _ *** доли жилого помещения по адресу:....
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, в _ _ на момент постановки К.И. на учет с учетом наличия указанного выше факта отчуждения принадлежащей доли в праве собственности на жилое помещение и ухудшения жилищных условий, оснований для его признания нуждающимся в улучшении жилищных не имелось.
В связи с этим, решением врио начальника отдела * (...) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации * от _ _ К.И. отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с отсутствием оснований, со ссылкой на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 10 указанных выше Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 1998 года.
С учетом выявленного ухудшения жилищных условий, решением * от _ _ К.И. был снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Впоследствии на обращение К.И. с соответствующим заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, от _ _, решением начальника ФГКУ СРУЖО * от _ _ в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма было отказано, в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (подпункт 2 часть 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, достоверно установлено, что с _ _ в связи с увольнением и исключением из списков личного состава истец действующим военнослужащим не является, на момент увольнения с военной службы К.И. основания для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства отсутствовали. Между тем, обязательным условием для обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилым помещением по избранному месту жительства по линии Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, как указано выше, является признание гражданина на момент увольнения с военной службы нуждающимся в жилых помещениях, при этом решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях должно приниматься в период прохождения указанным гражданином военной службы либо данный гражданин должен быть уволен с военной службы с оставлением в списках очередников.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о правомерности принятого ответчиком решения об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных К.И. требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец был признан нуждающимся в получении жилого помещения и на дату его исключения из списков личного состава воинской части он продолжал состоять в указанных списках очередников на получение жилья, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку при установленных обстоятельствах с учетом положений приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, на момент увольнения истца правовых оснований для признания его нуждающимся в обеспечении жильем не имелось.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
В целом доводы апелляционной жалобы правильность указанных выводов суда не опровергают, по существу основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суд
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 23 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.07.2017 N 33-1911/2017
Требование: О признании незаконным и отмене решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, принятии на учет, признании права на обеспечение жилым помещением.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Решением государственного учреждения бывшему военнослужащему было отказано в распределении жилого помещения в связи с тем, что в результате продажи принадлежащих ему и членам его семьи долей в жилом помещении он ухудшил свои жилищные условия и, как следствие, на соответствующий учет мог быть принят не ранее чем через пять лет со дня совершения данной сделки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2017 г. N 33-1911/2017
судья Фомина Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Хмель М.В.
судей Щукиной Л.В.
Перминовой С.В.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску К.И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма от 28 сентября 2016 года незаконным, признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма,
по апелляционной жалобе К.И. на решение Североморского районного суда Мурманской области от 23 марта 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования К.И. к ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма от 28.09.2016 года незаконным, признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма - оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи Щукиной Л.В., объяснения К.И. и его представителя по доверенности Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
К.И. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ СРУЖО) о признании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма от 28 сентября 2016 года незаконным, признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с _ _ по _ _ проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил Министерства обороны Российской Федерации. На момент увольнения и исключения из списков личного состава войсковой части стаж его военной службы составил более 15 лет.
В период прохождения военной службы, а именно, _ _ решением начальника отдела * (...) ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации он и совместно проживающие с ним двое членов семьи (жена и сын) были приняты на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма.
Решением начальника отдела * (...) ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от _ _ * ему было предоставлено жилое помещение по адресу:.... При этом он был уведомлен о необходимости заключения договора социального найма на указанное жилое помещение в срок до _ _.
Вместе с тем, решением врио начальника отдела * (...) ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от _ _ * в распределении указанного жилого помещения ему было отказано в связи с тем, что в результате продажи _ _ принадлежащих ему и членам его семьи *** доли в жилом помещении, он ухудшил свои жилищные условия и, как следствие, на соответствующий учет мог быть принят не ранее, чем через пять лет со дня совершения данной сделки.
В _ _ после увольнения с военной службы он был снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
_ _ он вновь обратился с соответствующим заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако, решением начальника ФГКУ СРУЖО от _ _ ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Полагая данный отказ незаконным, с учетом уточнения исковых требований, просил суд признать решение начальника ФГКУ СРУЖО об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма от _ _ незаконным и отменить, принять его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и признать за ним и членами его семьи право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации по договору социального найма в....
В судебном заседании истец К.И. и его представитель Л. на удовлетворении заявленных требований настаивали, суду дав аналогичные пояснения.
Представитель ответчика ФГКУ СРУЖО по доверенности Б. просила в иске отказать, ввиду отсутствия оснований для удовлетворения исковых требований.
Определением суда от _ _ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
В судебное заседание представитель соответчика Министерства обороны Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, письменных возражений по иску не представил.
К.Т. и К.Д., привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, согласно представленных заявлений просили исковые требования удовлетворить, дело рассмотреть в свое отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе К.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Указывает, что им соблюдены условия для получения права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства по линии Министерства обороны Российской Федерации, а именно, в период прохождения военной службы он и совместно проживающие с ним члены семьи были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, _ _. На момент его увольнения с военной службы решение о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях отменено не было, т.е. на дату его исключения из списков личного состава воинской части он продолжал состоять в указанных списках очередников на получение жилья.
Обращает внимание на то, что решение начальника отдела * (...) ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от _ _ * о принятии его и совместно проживающих с ним двоих членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являлось действующим.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков ФГКУ СРУЖО, Министерства обороны Российской Федерации, третьи лица К.Т. и К.Д., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд правильно определили в необходимом объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежащим образом применил нормы материального права, устанавливающие основания и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы.
В соответствии с положениями статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Механизм реализации права военнослужащих на жилище, а также источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, урегулированы положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 15 указанного Федерального закона N 76-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, условием обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является принятие их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, сохраняют право стоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно подпункту "а" пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 1 названных Правил определено, что они устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в том числе, военнослужащих, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. (пункт 13 Правил).
Подпунктами "а, б, з, и" пункта 7 указанных Правил определено, что одними из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание ими постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 10 названных Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
При этом, пунктом 4 названной выше Инструкции определено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, по смыслу указанных норм, для получения права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства по линии Министерства обороны Российской Федерации военнослужащий должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства уполномоченным на то органом в период прохождения военной службы; а также проходить военную службу по контракту, либо быть уволенным с военной службы с оставлением в списках очередников.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела с _ _ К.И. проходил военную службу по контракту.
На основании приказа Командующего войсками ЗапВО от _ _ * уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт а пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). _ _ К.И. исключен из списков личного состава войсковой части ***.
На момент исключения истца из списков личного состава выслуга лет К.И. в календарном исчислении составила 15 лет Решением начальника отдела * (...) ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от _ _ *, то есть в период прохождения службы, К.И. и совместно проживающие с ним двое членов семьи (жена и сын) были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки предоставленных истцом документов было выявлено, что К.И. и членами его семьи на основании заключенного договора купли-продажи от _ _ было произведено отчуждение принадлежащих им в соответствии с договором на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан от _ _ *** доли жилого помещения по адресу:....
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, в _ _ на момент постановки К.И. на учет с учетом наличия указанного выше факта отчуждения принадлежащей доли в праве собственности на жилое помещение и ухудшения жилищных условий, оснований для его признания нуждающимся в улучшении жилищных не имелось.
В связи с этим, решением врио начальника отдела * (...) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации * от _ _ К.И. отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с отсутствием оснований, со ссылкой на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 10 указанных выше Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 1998 года.
С учетом выявленного ухудшения жилищных условий, решением * от _ _ К.И. был снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Впоследствии на обращение К.И. с соответствующим заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, от _ _, решением начальника ФГКУ СРУЖО * от _ _ в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма было отказано, в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (подпункт 2 часть 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, достоверно установлено, что с _ _ в связи с увольнением и исключением из списков личного состава истец действующим военнослужащим не является, на момент увольнения с военной службы К.И. основания для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства отсутствовали. Между тем, обязательным условием для обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилым помещением по избранному месту жительства по линии Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, как указано выше, является признание гражданина на момент увольнения с военной службы нуждающимся в жилых помещениях, при этом решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях должно приниматься в период прохождения указанным гражданином военной службы либо данный гражданин должен быть уволен с военной службы с оставлением в списках очередников.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о правомерности принятого ответчиком решения об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных К.И. требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец был признан нуждающимся в получении жилого помещения и на дату его исключения из списков личного состава воинской части он продолжал состоять в указанных списках очередников на получение жилья, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку при установленных обстоятельствах с учетом положений приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, на момент увольнения истца правовых оснований для признания его нуждающимся в обеспечении жильем не имелось.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
В целом доводы апелляционной жалобы правильность указанных выводов суда не опровергают, по существу основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суд
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 23 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)