Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 31.08.2016 ПО ДЕЛУ N А26-5278/2016

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2016 г. по делу N А26-5278/2016


Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Кришталь Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сидоровой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования "Суоярвский район" (ОГРН: 1021001061839, ИНН: 1016010302) к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН:1091001011265, ИНН: 1001225288) о признании недействительным предписания N 348 от 16.05.2016 об устранении нарушений действующего законодательства,
при участии представителей:
от заявителя - Сухоруковой С.И., начальника юридического отдела, доверенность от 15.03.2016,
от ответчика - Ивановой С.А., заместителя начальника отдела правового обеспечения, государственной службы и кадров, доверенность от 19.01.2016,
установил:

Администрация муниципального образования "Суоярвский район" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, ГЖИ РК, жилищная инспекция) о признании недействительным предписания N 348 от 16.05.2016 об устранении нарушений действующего законодательства.
В заявлении Администрация ссылается на несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта части 4 статьи 67, части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, приложению 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, считает, что работы указанные жилищной инспекцией в предписании не относятся к капитальным ремонту жилого помещения.
В отзыве на заявление ответчик указал, что решением должностного лица ГЖИ РК от 16.08.2016 пункты 2 и 3 оспариваемого предписания признаны не соответствующими действующему жилищному законодательству и отозваны. Пункт 1 оспариваемого предписания ответчик считает соответствующим части 2 статьи 65 ЖК РФ, подпункту "е" пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, и указывает, что в предписании поименованы виды нарушений порядка содержания муниципальной квартиры, свидетельствующие о необходимости их устранения путем проведения капитального ремонта.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя, с учетом принятия ГЖИ РК решения от 16.08.2016, которым пункты 2 и 3 оспариваемого предписания признаны не соответствующими действующему жилищному законодательству и отозваны, уточнил предмет предъявленного требования, просил признать недействительным пункт 1 предписания N 348 от 16.05.2016.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ суд принял заявленное Администрацией уточнение предмета требований, в связи с чем в рамках настоящего дела судом рассматривается требование о признании недействительным пункта 1 предписания N 348 от 16.05.2016 об устранении нарушений действующего законодательства.
Учитывая мнение представителей сторон, в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы Администрации, поскольку содержит обязательные для Администрации требования об устранении выявленных недостатков, связанные с расходованием бюджетных средств, неисполнение предписания повлечет для Администрации неблагоприятные последствия, носящие экономический характер. На вопрос суда представитель пояснил, что управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ООО "Фортуна".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, с целью проверки фактов, изложенных в обращениях гражданина, проживающего по адресу: Суоярвский район, пос. Найстенъярви, ул. Заводская, д. 3 кв. 8, от 30.03.2016 N 2154, от 28.03.2016 N 2099, от 17.03.2016 N 1923, на основании распоряжения N 256 от 06.04.2016 проведена внеплановая документарная проверка исполнения Администрацией требований, установленных жилищным законодательством, в отношении многоквартирного дома N 3 по ул. Заводская, в пос. Найстенъярви Суоярвского района. В ходе проверки в адрес Администрации направлен запрос от 14.03.2016 N 256/з о предоставлении документов. Администрацией представлен акт обследования помещения от 05.05.2016 N 003/2016. По результатам проверки жилищной инспекцией составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 16.05.2016 N 256, в адрес Общества направлено предписание N 348 от 16.05.2016 об устранении нарушений действующего законодательства, пунктом 1 которого Обществу предписано в течение 20 рабочих дней с момента получения предписания обеспечить надлежащее содержание многоквартирного дома N 3 по ул. Заводская в пос. Найстенъярви Суоярвского района путем организации работ по восстановлению остекления окон и ремонту оконных блоков.
Администрация муниципального образования "Суоярвский район", полагая, что ненормативный правовой акт ГЖИ РК, принятый по результатам проверки, не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 2, 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 12, 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктов 1, 3 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, пункта 1 Положения "О Государственной жилищной инспекции Республики Карелия", утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 N 281-П, жилищная инспекция является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим на территории Республики Карелия функции регионального государственного жилищного надзора за соблюдением установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
На основании пункта 10 Положения "О Государственной жилищной инспекции Республики Карелия", утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 N 281-П в целях выполнения своих функций жилищная инспекция имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений жилищного законодательства, а также привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемое предписание обладает признаками ненормативного правового акта и может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предписание - это мера реагирования на нарушение закона, которая представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для лица, которому оно выдано.
По смыслу действующего законодательства предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (часть 2 статьи 30 ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно части 4 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на собственника.
Как видно из материалов дела, в том числе ответа Администрации от 27.04.2016 N 2012 на запрос жилищной инспекции, жилые помещения в многоквартирном доме N 3 по ул. Заводская в пос. Найстенъярви Суоярвского района находятся в муниципальной собственности и предоставлены в пользование гражданам по договору социального найма. С нанимателем, зарегистрированным по месту жительства в квартире N 8 в дома N 3 по ул. Заводская, пос. Найстенъярви, договор социального найма жилого помещения в письменной форме не заключен.
Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Жилищная инспекция не представила доказательств того, что указанные в пункте 1 оспариваемого предписания работы по восстановлению остекления окон и ремонту оконных блоков относятся к капитальному ремонту жилого помещения.
Пунктом 1 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, установлено, что наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в (государственной, муниципальной) собственности.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 указанного Типового договора наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, к которому относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Это требование корреспондирует с положением подпункта "е" пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", которое также обязывает нанимателя производить текущий ремонт жилого помещения.
- Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170). Согласно приложению N 7 к Правилам, в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, входят: 5. Оконные и дверные заполнения: смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений;
- Кроме того, Перечень работ по ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей утвержден приказом Госкомархитектуры при Госстрое от 23.11.1988 N 312 в приложении N 8 Ведомственных строительных норм, и к ним относятся: замена оконных, дверных и печных приборов, вставка стекол.
Перечень работ, отнесенных к текущему ремонту, закреплен законодательно и не подлежит расширительному толкованию.
Таким образом, в пункте 1 оспариваемого предписания поименованы виды нарушений порядка содержания муниципальных квартир, подлежащие устранению путем проведения текущего ремонта, обязанность по проведению которого возложена на нанимателя.
Поскольку жилищная инспекция не представила доказательств того, что указанные в пункте 1 оспариваемого предписания работы относятся к капитальному ремонту жилого помещения, предписание в оспариваемой части не соответствует вышеназванным правовым нормам и подлежит признанию недействительным.
С учетом изложенного, заявленное требование подлежит удовлетворению. Поскольку заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, оснований для взыскания государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:

1. Заявленное требование удовлетворить. Признать пункт 1 предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия N 348 от 16.05.2016 недействительным, как противоречащий Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам пользования жилыми помещениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003.
2. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Н.А.КРИШТАЛЬ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)