Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.06.2017 ПО ДЕЛУ N А19-20973/2016

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2017 г. по делу N А19-20973/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "город Черемхово" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 марта 2017 года по делу N А19-20973/2016 по заявлению Администрации муниципального образования "город Черемхово" (ОГРН 1053820016172, ИНН 3820010121; место нахождения: 665415, Иркутская обл., Черемхово г., Ференца Патаки ул., 6) к службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877; место нахождения: 664007, Иркутская обл., Иркутск г., Поленова ул., 18 А) о признании незаконным предписания N 4903/16 от 21.09.2016,
в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Нетлярова Дарья Анатольевна (место жительства: Иркутская обл., Черемхово г.),
(суд первой инстанции: судья Дмитриенко Е.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:

Администрация муниципального образования "город Черемхово" (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее также - Служба) от 21.09.2016 N 4903/16 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 марта 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого пункта предписания, как соответствующего жилищному законодательству.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права, по доводам, изложенным в жалобе.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 08.09.2016 г. N 4903-ср-п должностными лицами надзорного органа 21.09.2016 проведена внеплановая выездная проверка исполнения Администрацией муниципального образования "город Черемхово" ранее выданного предписания от 03.06.2016 N 3194/16 об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения", выявленных при обследовании жилого помещения по адресу: Иркутская обл., Черемхово г., 2-я Стахановская ул., 25, 5.
Итоги надзорных мероприятий отражены в акте от 21.09.2016 N 4903/16.
Проверкой установлено, что требования предписания от 03.06.2016 N 3194/16 Администрацией в установленный срок не исполнены.
На момент проверки жилого помещения по адресу: Иркутская обл., Черемхово г., 2-я Стахановская ул., 25, 5, Администрацией в нарушение требований пункта 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, не выполнялись обязательства по осуществлению капитального ремонта жилого помещения; в нарушение требований пункта 19 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, не обеспечено исправное состояние окон и межкомнатных дверей в жилом помещении (отсутствуют оконные блоки и межкомнатные двери); в нарушение требований пункта 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, не обеспечено исправное состояние деревянного пола в жилом помещении (частично отсутствуют деревянные половицы); в нарушение требований пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, не обеспечено исправное состояние системы отопления в жилом помещении (отсутствуют приборы отопления); в нарушение требований подпункта "а" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, не обеспечено исправное состояние систем горячего и холодного водоснабжения в жилом помещении (отсутствует необходимое санитарно-техническое оборудование: унитаз, мойка, умывальник, ванна либо поддон; отсутствуют внутриквартирные разводки систем, водоразборная арматура - смесители); в нарушение требований пунктов 5.6.1, 5.6.5, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, подпункта "а" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, не обеспечено исправное состояние системы электроснабжения в жилом помещении (отсутствует разводка сетей электроснабжения по комнатам); в нарушение требований пунктов 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, подпункта "а" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, не обеспечено исправное состояние перекрытия санузла в жилом помещении (установлена деревянная подпорная конструкция из бруса под перекрытие второго этажа); в нарушение требований пунктов 4.3.2, 4.5.1, 4.5.3, 4.5.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, не обеспечено исправное состояние перегородок и перекрытий в квартире (отслоение штукатурного слоя отдельными участками на потолках и стенах; в месте примыкания перегородки (между санузлом и комнатой) к наружной стене обнаружено разрушение материала перегородки в верхней части размером около 300Х400 мм).
На основании результатов проверки, изложенных в акте от 21.09.2016 N 4903/16, ведущим консультантом территориального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда службы государственного жилищного надзора Иркутской области издано предписание от 21.09.2016 N 4903/16, которым Администрации муниципального образования "город Черемхово" указано на необходимость устранить вышеназванные нарушения путем проведения ремонта, установки окон и межкомнатных дверей, приборов отопления, санитарно-технического оборудования и восстановления разводки сетей электроснабжения в срок до 20.12.2016.
Полагая, что предписание Службы не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Администрации в сфере ее предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 N 594-пп, исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, лицензионному контролю, является служба государственного жилищного надзора Иркутской области.
Подпунктом 1 пункта 7 вышеуказанного Положения предусмотрено, что в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Служба проводит проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; наймодателям и нанимателям жилых помещений в наемных домах социального использования, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений; других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что квартира N 5, общей площадью 46 кв. м, расположенная в многоквартирном жилом доме по адресу: Иркутская обл., Черемхово г., 2-я Стахановская ул., 25, является муниципальной собственностью муниципального образования "город Черемхово" и на основании договора от 13.07.2015 N 102 социального найма жилого помещения передана в бессрочное владение и пользование Нетляровой Д.А.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3). Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4).
Указанные требования корреспондируют положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Из указанного следует, что полномочия муниципального образования "город Черемхово", как собственника жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская обл., Черемхово г., 2-я Стахановская ул., 25, 5, по распоряжению принадлежащим ему имуществом, осуществляет Администрация муниципального образования "город Черемхово".
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, обязанность обеспечивать проведение капитального ремонта жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, и общего имущества в многоквартирном жилом доме возложена на собственника независимо от того, действует собственник от своего имени или через управомоченное им лицо.
Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, в числе прочего, обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение (подпункт 2); осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (подпункт 3).
На основании статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
При этом в соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу пункта 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Частью 2 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения, пунктом 5 которого установлено, что к обязанностям наймодателя относятся: передача нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания соответствующего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям (подпункт "а"); принятие участия в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение (подпункт "б"); осуществление капитального ремонта жилого помещения (подпункт "в").
Аналогичные обязанности Администрации муниципального образования "город Черемхово", как наймодателя жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская обл., Черемхово г., 2-я Стахановская ул., 25, 5, предусмотрены подпунктами "а", "б", "в" пункта 5 договора от 13.07.2015 N 102 социального найма жилого помещения, заключенного с Нетляровой Д.А.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что Администрация муниципального образования "город Черемхово" не несет ответственности за содержание и ремонт спорного муниципального жилого фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 10 вышеназванным Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в числе прочего: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
При этом в состав работ не входят работы по текущему ремонту дверей в жилое или нежилое помещение, не являющееся помещением общего пользования, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения.
Указанные действия, в силу пункта 19 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, осуществляются собственниками соответствующих помещений.
Требования, предъявляемые к содержанию жилищного фонда, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Данные Правила и нормы, как прямо следует из их преамбулы, являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в результате внеплановой выездной проверки, проведенной должностными лицами надзорного органа на основании распоряжения заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 08.09.2016 N 4903-ср-п, установлено, что Администрацией муниципального образования "город Черемхово", как наймодателем жилого помещения по адресу: Иркутская обл., Черемхово г., 2-я Стахановская ул., 25, 5, в нарушение требований пункта 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, не выполнялись обязательства по осуществлению капитального ремонта жилого помещения; в нарушение требований пункта 19 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, не обеспечено исправное состояние окон и межкомнатных дверей в жилом помещении (отсутствуют оконные блоки и межкомнатные двери); в нарушение требований пункта 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176), не обеспечено исправное состояние деревянного пола в жилом помещении (частично отсутствуют деревянные половицы); в нарушение требований пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, не обеспечено исправное состояние системы отопления в жилом помещении (отсутствуют приборы отопления); в нарушение требований подпункта "а" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, не обеспечено исправное состояние систем горячего и холодного водоснабжения в жилом помещении (отсутствует необходимое санитарно-техническое оборудование: унитаз, мойка, умывальник, ванна либо поддон; отсутствуют внутриквартирные разводки систем, водоразборная арматура - смесители); в нарушение требований пунктов 5.6.1, 5.6.5, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, подпункта "а" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, не обеспечено исправное состояние системы электроснабжения в жилом помещении (отсутствует разводка сетей электроснабжения по комнатам); в нарушение требований пунктов 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, подпункта "а" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, не обеспечено исправное состояние перекрытия санузла в жилом помещении (установлена деревянная подпорная конструкция из бруса под перекрытие второго этажа); в нарушение требований пунктов 4.3.2, 4.5.1, 4.5.3, 4.5.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, не обеспечено исправное состояние перегородок и перекрытий в квартире (отслоение штукатурного слоя отдельными участками на потолках и стенах; в месте примыкания перегородки (между санузлом и комнатой) к наружной стене обнаружено разрушение материала перегородки в верхней части размером около 300Х400 мм).
Факт наличия вышеуказанных нарушений подтверждается актом от 21.09.2016 N 4903/16 внеплановой выездной проверки исполнения предписания от 03.06.2016 N 3194/16.
Документальных доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, заявителем, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
С учетом указанного суд первой инстанции правомерно признал доказанным факт несоблюдения заявителем положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения", устанавливающих обязанности Администрации муниципального образования "город Черемхово", как органа местного самоуправления и как наймодателя жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская обл., Черемхово г., 2-я Стахановская ул., 25, 5, по надлежащему содержанию спорного муниципального жилого фонда.
При этом суд первой инстанции правомерно указал, что само по себе отсутствие у Нетляровой Д.А. претензий к состоянию жилого помещения на момент передачи квартиры N 5 по адресу: Иркутская обл., Черемхово г., 2-я Стахановская ул., 25, во владение и пользование нанимателя не лишает последнего права требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения на основании подпункта "д" пункта 9 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 г. N 25.
Также судом правильно отклонен довод о том, что нарушения, указанные в оспариваемом предписании, подлежат устранению нанимателем за свой счет при проведении текущего ремонта занимаемого жилого помещения.
Подпунктом "е" пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, установлено, что наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения.
Вместе с тем, вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрено, что к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Все иные работы относятся к капитальному ремонту жилого помещения, которые согласно подпункту "в" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, обязан осуществлять наймодатель.
С учетом вышеуказанных положений подпункта "е" пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, а также исходя из содержания Перечня работ, относящихся к текущему ремонту (приложение N 7 к Постановлению Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170), Перечня работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт) (приложение N 2 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии основания полагать, что устранение обнаруженных Службой нарушений (отсутствие оконных блоков и межкомнатных дверей, деревянных половиц, приборов отопления, санитарно-технического оборудования, внутриквартирной разводки систем, разводки сетей электроснабжения по комнатам, неисправное состояние перекрытия санузла (установлена деревянная подпорная конструкция из бруса под перекрытие второго этажа), перегородок и перекрытий в квартире (отслоение штукатурного слоя отдельными участками на потолках и стенах; в месте примыкания перегородки (между санузлом и комнатой) к наружной стене обнаружено разрушение материала перегородки в верхней части размером около 300Х400 мм) относится к текущему ремонту, выполняемому силами нанимателя жилого помещения.
Как правильно указал суд первой инстанции, Устранение обнаруженных Службой неисправностей, очевидно, требует проведения капитального ремонта жилого помещения.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание Службы не изменяет характера и не увеличивает размер обязательств Администрации, возложенных на нее законодательством и добровольно принятых по договору социального найма жилого помещения.
По результатам исследования совокупности представленных сторонами доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу, что предписание от 21.09.2016 N 4903/16 не нарушает прав и законных интересов Администрации, соответствует жилищному законодательству. Предписание выдано уполномоченным должностным лицом, требования, предъявленные надзорным органом, основаны на нормах закона, ясны и понятны, сроки для устранения выявленных нарушений являются реальными, что делает предписание исполнимым.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 марта 2017 года по делу N А19-20973/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)