Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 05.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-14249/2017

Требование: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Семья истца была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма вне очереди, однако по настоящее время жилое помещение истцу не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2017 г. по делу N 33-14249/2017


Справка: судья Кадырова Э.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Абдрахмановой Э.Я.
Хакимова А.Р.
при секретаре Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа РБ на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 06 марта 2017 г., которым постановлено:
иск Г.Е.Ф., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Г.Д. к Администрации городского округа город Уфа РБ, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Г.Д. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, и с учетом жилого помещения, имеющейся в собственности, но не менее <...> кв. м общей площади.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
установила:

Г.Е.В., действующая в интересах несовершеннолетней дочери Г.Д. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке. Требование мотивировала тем, что Г.Д. является ребенком-инвалидом по психическому заболеванию. Г.Д. со своей семьей проживает по адресу <...>, общей площадью <...> в.м. в том числе жилой площадью <...> кв. м. В указанном жилом помещении зарегистрированы: Г.Е.Ф., Г.Р., Г.И., Г.Д. Жилое помещение во внеочередном порядке Г.Д. не предоставлялось. Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Уфы РБ от <...> <...> семья истца была принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма вне очереди. Однако, по настоящее время жилое помещение истцу не предоставлено, что является нарушением ее жилищных прав.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа РБ ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что возложение обязанности по предоставлению жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний, на Администрацию городского округа г. Уфа РБ является необоснованным и незаконным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями статей 167, 327 ГПК РФ.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
При таком положении, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Г.Д. является ребенком-инвалидом по психическому заболеванию, дающей ей право на предоставление жилого помещения согласно ч. 2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ и постановления Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 г., что подтверждается заключением ВК <...> от <...>
Г.Д. проживает по адресу <...>, общей площадью <...> в.м. в том числе жилой площадью <...> кв. м.
В указанном жилом помещении зарегистрированы: Г.Е.Ф., Г.Р., Г.И., Г.Д., что подтверждается справкой о регистрации <...> от <...>
Жилое помещение во внеочередном порядке Г.Д. не предоставлялось.
Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Уфы РБ от <...> <...> - р Г.Д. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма вне очереди.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от <...> Г.Д. является собственником <...> доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу <...>, общей площадью <...> кв. м.
Истец относится к числу таких граждан, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и правом на дополнительную площадь.
Между тем, до настоящего времени Г.А. не обеспечена жилым помещением.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что в силу пункта 3 части 2 ст. 57 ЖК РФ Г.Д., являющаяся ребенком - инвалидом с учетом нормы предоставления жилого помещения, права на дополнительную площадь, и жилого помещения, имеющееся в собственности Г.Д., имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Разрешая спор, суд учел требования, установленные в части 5 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно: состояние здоровья и другие заслуживающие внимание обстоятельства, к которым относится, в том числе, несовершеннолетний возраст Г.Д., наличие у ней психического заболевания, нуждаемость в уходе, невозможность ее самостоятельного проживания.
Довод апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности по предоставлению жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний, на Администрацию городского округа г. Уфа РБ является необоснованным и незаконным, основан на неверном толковании норм права.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после <...>, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, а в апелляционной жалобе не приводится доводов, являющихся основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 06 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Уфа РБ - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
Э.Я.АБДРАХМАНОВА
А.Р.ХАКИМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)