Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2017 ПО ДЕЛУ N А57-20433/2016

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2017 г. по делу N А57-20433/2016


Резолютивная часть постановления объявлена "20" июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" июля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мкртчян Э.Г.
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК" - Ланин А.С. - представитель по доверенности от 26.10.2016 г.,
от муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Возова Е.С. по доверенности от 05.05.2017 г.,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 мая 2017 года по делу N А57-20433/2016, принятое судьей С.А. Федорцовой,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК", г. Саратов, (ОГРН 1156451007349, ИНН 6452115858),
к казенному предприятию Саратовской области "Государственное жилищное строительство", г. Саратов, (ОГРН 1066450108097, ИНН 6452918090), муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов", Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, г. Саратов,
третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Кронверк Проект", г. Саратов,
публичное акционерное общество "Т Плюс", муниципальное унитарное производственное предприятие", общество с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей", Администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов",
Комитет по управлению имуществом города Саратова, Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании 530125 руб. 75 коп.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском о взыскании с Казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" задолженности за жилищно-коммунальные услуги за март 2016 - май 2016 г. в сумме 255920 руб. 43 коп.; с муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации МО "Город Саратов" задолженность за жилищно-коммунальные услуги за март 2016 - май 2016 г. в сумме 93936 руб. 64 коп.; с Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области задолженность за жилищно-коммунальные услуги за март 2016 - май 2016 г. в сумме 180268 руб. 68 коп.
Определением от 23.11.2016 Арбитражный суд Саратовской области привлек к участию в деле в качестве соответчика - Комитет по финансам Администрации МО "Город Саратов".
Определением от 23.01.2017 суд привлек в качестве соответчика - Комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области.
В процессе рассмотрения дела истцом неоднократно уточнялись исковые требования, в последнем принятым определением суда от 20.03.2017 уточнении исковых требований истец просил взыскать:
- с ООО "Государственное жилищное строительство" задолженность за период с 01.03.16 по 31.12.16 в размере 91517,13 руб.,
- с Саратовской области в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области задолженность за период с 01.03.16 по 31.12.16 в размере 312705,19 руб.,
- с муниципального образования Город Саратов в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" задолженность за период с 01.03.16 по 31.12.16 в размере 320772,86 руб.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 мая 2017 года исковые требования удовлетворены, с общества с ограниченной ответственностью "Государственное жилищное строительство" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК" взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.03.2016 по 31.12.2016 в сумме 91517 руб. 13 коп.
С Саратовской области в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК", г. Саратов задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.03.2016 по 31.12.2016 в сумме 312705 руб. 19 коп.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК" задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.03.2016 по 31.12.2016 в сумме 279390 руб.
С общества с ограниченной ответственностью "Государственное жилищное строительство" в доход Федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3661 руб.
С общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 999 руб.
В остальной части исковых требований отказано.
В отношении остальных ответчиков в иске отказано.
Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель полагает решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: комитет по финансам не является собственником и держателем жилых помещений, не наделен полномочиями по оплате жилищно-коммунальных услуг за жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Саратов".
Представитель муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖЭК" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, ул. Панченко, д. 8 на основании проведенного конкурса по отбору управляющей организации, что подтверждается протоколом N 62К/15 от 16.02.2016 г.
В соответствии с приложением N 7 к протоколу N 62К/15 от 16.02.2016 г. утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения за 1 кв. м в месяц - 22,24 руб.
ООО "Государственное жилищное строительство" (правопреемник - Казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство") являлось в период с марта 2016 г. по декабрь 2016 г. собственником жилых помещений NN 133, 143, 148, 153, 158, 163, 168, 169, 172, 176, 180, 184, 188, 192, 200, 204, 208, 210, 218, 222, 226, 230, 246, 249, 253, 261, 265, 269, 273, 277, 281 на праве оперативного управления, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Панченко, д. 8, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Муниципальное образование "Город Саратов" в период с марта 2016 г. по декабрь 2016 г. являлось собственником жилых помещений NN 16, 22, 28, 34, 40, 46, 52, 58, 75, 81, 87, 93, 99, 105, 111, 117, 120, 122, 124, 127, 129, 132, 134, 137, 139, 144, 147, 149, 152, 154, 157, 159, 162, 164, 167, 171, 175, 179, 183, 187, 191, 195, 199, 203, 207, 209, 213, 217, 221, 225, 229, 233, 237, 241, 245, 248, 264, 268, 272, 276, 280, 284, что подтверждается сведениями представленными КУИ г. Саратова, Комитетом по градостроительной политики, архитектуре и капитальному ремонту Администрации МО "Город Саратов" от 07.06.2016 г. N 10-01-11-22/377.
Данные жилые помещения были приобретены муниципальным образованием "Город Саратов" в рамках реализации ведомственной целевой программы "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах", утвержденной Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.07.2013 N 1347, входящей в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах", утвержденную Постановлением Правительства Саратовской области от 18.04.2013 г. N 191-П.
В 2015 году в рамках реализации второго этапа вышеуказанного ведомственной целевой программы между Комитетом по градостроительной политики, архитектуре и капитальному ремонту Администрации МО "Город Саратов" и ООО Компанией "Кронверк" было заключено 64 муниципальных контракта на приобретение жилых помещений, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. им. Панченко, д. 8.
Согласно письму КУИ г. Саратова от 18.11.2016 г. N 07-08/30157 вышеуказанные жилые помещения на 01.03.2016 г. - 01.05.2016 г. значились в реестре муниципальной собственности, которые впоследствии, кроме жилых помещений N 144, N 191, были переданы физическим лицам в собственность, либо в бессрочное владение и пользование, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации, договорами социального найма, соглашениями с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Жилые помещения NN 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 27, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 47, 49, 50, 51, 53, 55, 56, 57, 59, 62, 64, 67, 72, 78, 82, 92, 97, 98, 115, 125, 126, 131, 140, 141, 173, 174, 193, 247, 271 в период с марта 2016 по декабрь 2016 г. являлись объектами, находящимися в государственной собственности Саратовской области.
В связи с не оплатой за задолженности за коммунальные услуги, истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчику.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, толкование пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей вопросы, связанные с правом оперативного управления, позволяет суду сделать вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Учитывая наличие у ответчика - ООО "Государственное жилищное строительство" на праве оперативного управления жилых помещений, а также содержание пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает, что лицом, несущим бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме по жилым помещениям NN 133, 143, 148, 153, 158, 163, 168, 169, 172, 176, 180, 184, 188, 192, 200, 204, 208, 210, 218, 222, 226, 230, 246, 249, 253, 261, 265, 269, 273, 277, 281, является ООО "Государственное жилищное строительство".
Органом государственной власти Саратовской области, уполномоченным на участие в разработке и реализации федеральных и областных целевых программ на территории области в сферах жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, градостроительства, выполнение функций государственного заказчика при строительстве государственного жилого фонда и инженерной инфраструктуры, управление государственным жилищным фондом области, осуществление государственного учета жилищного фонда области в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 года N 168-П, является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Право собственности Саратовской области на данные жилые помещения возникло на основании государственных контрактов на участие в долевом строительстве жилых помещений с последующим переходом в государственную собственность Саратовской области от 15.10.2015.
От имени Саратовской области данные контракты заключены министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, и данные жилые помещения находятся на балансе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Следовательно, полномочия собственника указанных помещений от имени Саратовской области осуществляет министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Аналогичные выводы содержатся в решении Арбитражного суда Саратовской области от 05.08.2016 года по делу N А57-28588/2015.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области также осуществляет управление специализированным государственным жилищным фондом области, в том числе заключение договоров найма специализированного государственного жилищного фонда области.
Спорные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду, что подтверждается распоряжениями министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 27.01.2016 года N 67-р, от 29.01.2016 года N 79-р, от 13.04.2016 года N 362-р.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Саратовской области от 29.06.2016 года N 319-П "О порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области и распределения жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области уполномочено на осуществление управления специализированным государственным жилищным фондом области и принятие решений о передаче по договорам найма жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во владение и пользование.
Данные квартиры, кроме квартиры 97, были переданы по договорам найма жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (нанимателям).
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Жилищного кодекса РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, п. 3 и 4 статьи 67, статьи 69 настоящего кодекса за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные п. 2 - 4 статьи 31, статьи 65 и п. 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Лицом, несущим бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме по жилым помещениям NN 16, 22, 28, 34, 40, 46, 52, 58, 75, 81, 87, 93, 99, 105, 111, 117, 120, 122, 124, 127, 129, 132, 134, 137, 139, 144, 147, 149, 152, 154, 157,159, 162, 164, 167, 171, 175, 179, 183, 187, 191, 195, 199, 203, 207, 209, 213, 217, 221, 225, 229, 233, 237, 241, 245, 248, 264, 268, 272, 276, 280, 284, является муниципальное образование "Город Саратов" до момента прекращения права собственности на указанные квартиры на основании договоров социального найма, соглашениями с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицами, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленный Жилищным кодексом (статья 60 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленный Жилищным кодексом (статья 60 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 155 Жилищного кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В силу части 4 названной статьи Кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей компанией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей компании, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, если иное не установлено законом, по общему правилу при передаче квартир, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе.
Данная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) от 26.06.2015, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2015 по делу N А19-12940/2013 и постановлении Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 по делу N 15066/12.
Кроме того, согласно части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в данном случае с момента заключения соглашений с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, обязанность по несению обязанности оплачивать жилищно-коммунальные услуги лежит на лице, принявшем жилое помещение, а не с момента получения свидетельства о государственной регистрации права.
Собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений (статьи 249, 290 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Приложением N 7 к протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 62К/15 от 16.02.2016 утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения за 1 кв. м в месяц - 22,24 руб.
Жилые помещения, которыми владеют ответчики на праве собственности, находится в жилом доме, то есть не может существовать отдельно от этого дома, а их владелец (пользователь) не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент, коммуникации и др.
Ответчики обязаны нести соразмерно его доле расходы по содержанию и ремонту, капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеют жилыми помещениями в этом доме на праве собственности.
Отсутствие договора между истцом и ответчиками не означает отсутствие обязанности оплаты содержания общего имущества, поскольку ответчики пользовались услугами истца в силу расположения находящихся в их собственности нежилых помещений в многоквартирном доме.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная норма дает кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.
Согласно расчету истца расходы по жилищно-коммунальным услугам многоквартирного жилого дома N 8 по ул. Панченко г. Саратова за период с 01.03.2016 по 31.12.2016 составляют в размере 724995,18 руб., из которых с ответчика - ООО "Государственное жилищное строительство" подлежит взысканию 91517 руб. 13 коп., с Саратовской области в лице Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области - 312705 руб. 19 коп., с муниципального образования в лице Администрации МО "Город Саратов" - 320772 руб. 86 коп.
Суд первой инстанции, проверив расчет истца, счел его правомерным в части взыскания задолженности с ООО "Государственное жилищное строительство" в сумме 91517 руб. 13 коп., с Саратовской области в лице Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области в сумме 312705 руб. 19 коп. С муниципального образования "Город Саратов" суд пришел к правомерному выводу, что подлежит взысканию задолженность в сумме 279390 руб. по основаниям, изложенным выше.
Кроме того, задолженность в сумме 279390 руб. подлежит взысканию с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" по следующим основаниям.
Определяя надлежащих ответчиков по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества соразмерно доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Заявленные ко взысканию денежные средства являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
Пунктом 35 Положения о бюджетном процессе в городе Саратове, утвержденного Решением Саратовской городской Думы N 26-271 от 27 марта 2008 года установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города, осуществляется комитетом по финансам.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам Комитета по финансам, одним из ответчиков по делу признан не Комитет по финансам, а МО "Город Саратов" как публично-правовое образование и самостоятельный субъект гражданско-правовых отношений (глава 5 ГК РФ). В данном деле Комитет по финансам выступал от имени муниципального образования на основании пункта 2 статьи 125 ГК РФ. Следовательно, довод Комитета по финансам о ненадлежащем ответчике является несостоятельным.
\\Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 мая 2017 года по делу N А57-20433/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)