Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 21.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12266/2016

Требование: Об оспаривании распоряжения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий; после приобретения его семьей квартиры совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного человека семьи истца составлял более нормы предоставления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. по делу N 33-12266/2016


Судья Королев Р.В.
учет N 107г

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Р. - Фартдинова А.Р. на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 19 апреля 2016 года, которым в удовлетворении иска Р. к муниципальному казенному учреждению "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан об оспаривании распоряжения отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Р., ее представителя - адвоката Фартдинова А.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - М., Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - В.И., возражавших доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:

Р. обратилась к муниципальному казенному учреждению "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту - Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани), Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее по тексту - МТЗиСЗ РТ) с иском об оспаривании распоряжения Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани от 20 мая 2015 года N.... о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав путем восстановления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, с сохранением порядкового номера очереди.
В обоснование требований указано, что основанием для снятия с учета согласно указанному распоряжению, послужило то, что семья истца в составе трех человек зарегистрирована в квартире площадью 54 кв. м по адресу: <адрес>, принадлежащей членам семьи истицы в равных долях и совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи истицы составляет 18 кв. м. Однако вышеуказанное распоряжение вынесено спустя один год семь месяцев после приобретения данной квартиры, а не через тридцать рабочих дней. Кроме того, истица не может быть снята с учета на основании пункта 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку данный пункт не применим к лицам, поставленным на учет до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в данном случае к истице. Также указывает, что субсидия семье истицы до сих пор не предоставлена. Оспариваемое распоряжение не отвечает требованиям законодательства и подлежит отмене.
В суде первой инстанции представитель Р. иск поддержал.
Представитель Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани с иском не согласился.
Представитель МТЗиСЗ РТ иск не признал.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Р. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Ссылается на доводы аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении. Отмечает, что судом нарушен порядок рассмотрения данного дела, настоящие исковые требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Указывает, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 214 от 28 февраля 1996 года семья истицы имеет право на дополнительную площадь, так как несовершеннолетняя ФИО1 страдает заболеванием, указанным в пункте 8 Перечня, утвержденного данным постановлением. Также отмечает, что с целью получения субсидии семья истицы заключила договор купли-продажи квартиры с рассрочкой платежа, чтобы впоследствии субсидию направить на погашение задолженности.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу части 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Согласно части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с пунктом 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан и Татарского республиканского совета профсоюзов от 24 января 1992 года N 28, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью, пригодной для постоянного проживания, на одного члена семьи менее 7 квадратных метров (учетная норма).
Данные Правила утратили силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 июля 2005 года N 358.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 января 2003 года N 35 "О Временных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан" нормой постановки на учет является размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего и составляющий 12 квадратных метров общей площади.
Данное постановление утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 апреля 2005 года в связи с вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Казанской городской Думы от 01 ноября 2006 года N 10-13 установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Судом установлено, что постановлением главы Администрации Ново-Савиновского района г. Казани N.... от 07 октября 2004 Р. с дочерью принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент постановки на учет истица проживала по адресу: <адрес>.
Согласно договору купли-продажи квартиры, зарегистрированному 26 июля 2013 года N...., истица, ее супруг ФИО2 и их дочь ФИО1 приобрели в общую долевую собственность каждый по 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> площадью 54 кв. м.
Распоряжением от 20 мая 2015 года N.... Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани Р. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку семья истицы в составе трех человек зарегистрирована в квартире площадью 54 кв. м по адресу: <адрес>. В распоряжении указано, что квартира является собственностью семьи истицы в равных долях и совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного человека семьи истца составляет 18 кв. м.
Обращаясь с настоящими требованиями, Р. указывает, что вышеуказанное распоряжение является незаконным, так как истица не может быть снята с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
На основании пункта 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения
Р. была поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, поскольку на момент постановки на учет совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного человека семьи истицы составлял 10,97 кв. м, а согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 января 2003 года N 35 "О Временных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан" нормой постановки на учет является размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего и составляющий 12 квадратных метров общей площади.
После приобретения семьей истицы квартиры по адресу: <адрес> площадью 54 кв. м совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного человека семьи истца составляет 18 кв. м жилой площади, следовательно, основания постановки истицы на учет утратили силу.
Кроме того, предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления субсидии исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан обязаны в течение года извещать Министерство о наступлении у граждан обстоятельств, влекущих изменение права на получение субсидий.
Поскольку субсидия семьям, имеющим детей-инвалидов, обусловлена получением жилья, неполучение данной субсидии не может являться основанием для сохранения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при утрате оснований постановки на данный учет.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчика восстановить Р. в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом ссылка на пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в распоряжении Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани от 20 мая 2015 года N.... не влечет признания его незаконным, поскольку члены семьи истицы имеют обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не ниже уровня, установленного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 января 2003 года N 35, в связи с чем утрачено основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало истице право на получение жилого помещения по договору социального найма, и она обоснованно снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с целью получения субсидии семья истицы заключила договор купли-продажи квартиры с рассрочкой платежа, чтобы впоследствии субсидию направить на погашение задолженности, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 07 июня 2006 года N 275, устанавливает порядок предоставления субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, нуждающимся в улучшении жилищных условий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (далее - получатели субсидии).
При этом данным Положением не предусмотрен такой способ оказания меры социальной поддержки на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим детей-инвалидов, как перечисление соответствующей социальной выплаты банковскому учреждению. В связи с чем, факт того, что данная квартира приобретена за счет кредитных средств и обременена правами залогодержателя, правового значения для разрешения спора не имеет.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 214 от 28 февраля 1996 года семья истицы имеет право на дополнительную площадь, так как несовершеннолетняя ФИО1 страдает заболеванием, указанным в пункте 8 Перечня, утвержденного данным постановлением, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку право на получение дополнительной площади может быть реализовано в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении очереднику жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда по общему списку.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом нарушен порядок рассмотрения данного дела, настоящие исковые требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда. Определением судьи Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 18 января 2016 года, вступившим в законную силу, Р. отказано в принятии административного искового заявления к главе Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани об оспаривании указанного распоряжения, поскольку удовлетворение заявленных требований влечет возникновение у нее имущественных прав, в связи с чем данные требования должны разрешаться в порядке гражданского судопроизводства.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом судебного разбирательства и в решении им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 19 апреля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)