Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец имеет тяжелую форму хронического заболевания, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, своего жилья не имеет, ответчик до сегодняшнего дня не предоставил жилое помещение, указав, что вопрос взят на контроль отделом учета жилищного фонда, при этом конкретный срок решения данного вопроса не определен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мекюрдянов Д.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутии) в составе:
председательствующего судьи Матвеевой М.К.
судей Никодимова А.В. Сыреновой С.Н.
при секретаре С.
с участием:
представителя истца З.
представителя ответчика Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Окружной администрации г. Якутска А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04 мая 2017 года по делу по иску К. к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Обязать Окружную администрацию г. Якутска предоставить К. на основании договора социального найма отдельное, изолированное помещение, пригодное для проживания на территории городского округа "Город Якутск", не ниже установленных норм предоставления, площадью не менее 12 кв. м и не более 24 кв. м, благоустроенное применительно к населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Матвеевой М.К., пояснения представителя ответчика Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца З., судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что имеет тяжелую форму хронического заболевания, с 10.03.2017 г. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по г. Якутску, своего жилья не имеет, проживает в жилом помещении принадлежащем на праве собственности П. по адресу: ........... По указанному адресу также проживают Т1, Т3 и Т2 МКУ "ДЖО" МО "Город Якутск" до сегодняшнего дня не предоставило жилое помещение, указав, что вопрос взят на контроль отделом учета жилищного фонда, при этом конкретный срок решения данного вопроса не определен.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Окружной администрации г. Якутска А. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что судом неправильно применены нормы материального права. Указывает, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов РФ.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
В силу положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции РФ.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительстве РФ перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ (ч. 3 ст. 17 указанного Закона).
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Судом установлено, что К., _______ года рождения, зарегистрирована и фактически проживает по адресу: ........... Кроме нее по указанному адресу зарегистрированы - собственник жилого помещения П., _______ года рождения; ее ******** Т1, _______ года рождения; ******** Т2, _______ года рождения; ******** Т3, _______ года рождения.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав К. на недвижимое имущество отсутствуют.
Согласно выписки из протокола решения врачебной комиссии от 12 февраля 2016 года ГБУ РС (Я) Мегино-Кангаласской ЦРБ следует, что К. имеет диагноз: ********.
Указанное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Согласно извещению о постановке на учет на получение жилой площади от 10.03.2017 г. К. состоит на очереди в общем списке под номером N....
Таким образом, ответчик признал право истца на предоставление ему жилого помещения во внеочередном порядке и взял на себя обязанность по реализации этого права.
Материалами дела подтверждается, что жилое помещение по договору социального найма К., как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не предоставлено.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для внеочередного предоставления жилого помещения истцу по договору социального найма.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета, поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, правильности выводов суда первой инстанции не опровергают и не отменяют обязанностей возлагаемых на органы местного самоуправления в сфере реализации жилищных прав граждан, гарантированных Конституцией РФ.
Кроме того, вопрос о финансировании мероприятий, направленных на внеочередное обеспечение граждан, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями по договорам социального найма предметом рассматриваемого спора не являлся.
По существу доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 04 мая 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 03.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-2477/2017
Требование: О предоставлении жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец имеет тяжелую форму хронического заболевания, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, своего жилья не имеет, ответчик до сегодняшнего дня не предоставил жилое помещение, указав, что вопрос взят на контроль отделом учета жилищного фонда, при этом конкретный срок решения данного вопроса не определен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2017 г. по делу N 33-2477/2017
Судья Мекюрдянов Д.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутии) в составе:
председательствующего судьи Матвеевой М.К.
судей Никодимова А.В. Сыреновой С.Н.
при секретаре С.
с участием:
представителя истца З.
представителя ответчика Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Окружной администрации г. Якутска А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04 мая 2017 года по делу по иску К. к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Обязать Окружную администрацию г. Якутска предоставить К. на основании договора социального найма отдельное, изолированное помещение, пригодное для проживания на территории городского округа "Город Якутск", не ниже установленных норм предоставления, площадью не менее 12 кв. м и не более 24 кв. м, благоустроенное применительно к населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Матвеевой М.К., пояснения представителя ответчика Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца З., судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что имеет тяжелую форму хронического заболевания, с 10.03.2017 г. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по г. Якутску, своего жилья не имеет, проживает в жилом помещении принадлежащем на праве собственности П. по адресу: ........... По указанному адресу также проживают Т1, Т3 и Т2 МКУ "ДЖО" МО "Город Якутск" до сегодняшнего дня не предоставило жилое помещение, указав, что вопрос взят на контроль отделом учета жилищного фонда, при этом конкретный срок решения данного вопроса не определен.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Окружной администрации г. Якутска А. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что судом неправильно применены нормы материального права. Указывает, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов РФ.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
В силу положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции РФ.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительстве РФ перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ (ч. 3 ст. 17 указанного Закона).
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Судом установлено, что К., _______ года рождения, зарегистрирована и фактически проживает по адресу: ........... Кроме нее по указанному адресу зарегистрированы - собственник жилого помещения П., _______ года рождения; ее ******** Т1, _______ года рождения; ******** Т2, _______ года рождения; ******** Т3, _______ года рождения.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав К. на недвижимое имущество отсутствуют.
Согласно выписки из протокола решения врачебной комиссии от 12 февраля 2016 года ГБУ РС (Я) Мегино-Кангаласской ЦРБ следует, что К. имеет диагноз: ********.
Указанное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Согласно извещению о постановке на учет на получение жилой площади от 10.03.2017 г. К. состоит на очереди в общем списке под номером N....
Таким образом, ответчик признал право истца на предоставление ему жилого помещения во внеочередном порядке и взял на себя обязанность по реализации этого права.
Материалами дела подтверждается, что жилое помещение по договору социального найма К., как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не предоставлено.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для внеочередного предоставления жилого помещения истцу по договору социального найма.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета, поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, правильности выводов суда первой инстанции не опровергают и не отменяют обязанностей возлагаемых на органы местного самоуправления в сфере реализации жилищных прав граждан, гарантированных Конституцией РФ.
Кроме того, вопрос о финансировании мероприятий, направленных на внеочередное обеспечение граждан, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями по договорам социального найма предметом рассматриваемого спора не являлся.
По существу доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 04 мая 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
М.К.МАТВЕЕВА
Судьи
А.В.НИКОДИМОВ
С.Н.СЫРЕНОВА
М.К.МАТВЕЕВА
Судьи
А.В.НИКОДИМОВ
С.Н.СЫРЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)