Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6611/2017

Требование: О признании права на приватизацию квартиры, права собственности на квартиру в порядке приватизации, незаконным распоряжения должностного лица органа местного самоуправления в части отнесения квартиры к числу служебных жилых помещений.

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что при обращении с заявлением о передаче занимаемого жилого помещения в собственность им было отказано на том основании, что спорная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду и не подлежит приватизации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2017 г. по делу N 33-6611/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,
судей областного суда Ившиной Т.В., Федотовой Е.В.,
при секретаре Б.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 09 июня 2017 года по гражданскому делу по иску Б.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по иску Б.А., Б.В. к администрации Тоцкого района Оренбургской области, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" о признании незаконным решения КЭЧ и распоряжения администрации,

установила:

Б.В. обратилась в суд с иском, указав, что на основании ордера N от (дата) ее супругу Б.А. на состав семьи, в том числе на нее, предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес). Кроме нее в данном жилом помещении проживает супруг Б.А., который участвовать в приватизации не желает и не возражает, чтобы договор был заключен с ней. Она желает приватизировать указанную квартиру, ранее в приватизации не участвовала. При обращении к ответчикам с заявлением о передаче занимаемого жилого помещения в собственность, ей было отказано на том основании, что распоряжением главы Тоцкого района N 686-р от декабря 2003 года квартира отнесена к специализированному жилищному фонду и не подлежит приватизации.
Просила признать за ней, Б.В., право на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: (адрес); признать за ней право собственности в порядке приватизации на указанную квартиру.
Б.А., Б.В. обратились в суд с иском, указав, что на основании ордера N от (дата) Б.А. на состав семьи, предоставлено жилое помещение по указанному выше адресу, в связи с улучшением жилищных условий и предстоящим увольнением. Согласно приказу N от (дата) он уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга в календарном исчислении на момент увольнения составила 23 года 11 месяцев. С указанного времени он и его семья проживают в данном жилом помещении, производят ремонт квартиры и оплату коммунальных услуг. Желая реализовать свое право на получение данного жилого помещения в собственность на основании Закона РФ "О приватизации" обратились с заявлением о передаче занимаемого жилого помещения в собственность. Согласно ответу спорная квартира на основании распоряжения главы Тоцкого района N 686-р от 03 декабря 2003 года отнесена к специализированному жилищному фонду и не подлежит приватизации. Считают, что жилое помещение не является служебным и незаконно отнесено к числу специализированных. При увольнении Б.А. не был обеспечен жилым помещением по линии Министерства обороны РФ, был согласен проживать в данном жилом помещении, так как оно не было служебным.
С учетом изменений исковый требований Б.А., Б.В. просили признать незаконным распоряжение главы Тоцкого района N 686-р от (дата) в части отнесения квартиры, расположенной по адресу: (адрес) числу служебных жилых помещений; признать недействительным решение ФГКУ "Тоцкая КЭЧ района" N от (дата) в части включения квартиры, расположенной по адресу: (адрес) в число служебных жилых помещений; признать спорную квартиру не имеющей статуса "служебная".
Определением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 24 апреля 2017 года гражданские дела по указанным искам были объединены в одно производство.
В суд первой инстанции Б.В., Б.А. не явилась, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие. Их представитель - Б.Н., в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, администрации Тоцкого района Оренбургской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 09 июня 2017 года исковые требования Б.В., Б.А., - удовлетворены.
Суд признал недействительным решение ФГКУ "Тоцкая КЭЧ района" N 1172 от 21 сентября 1998 года в части включения квартиры, расположенной по адресу: (адрес) в число служебных жилых помещений; признал незаконным распоряжение главы Тоцкого района Оренбургской области N 686-р от 03 декабря 2003 года в части отнесения квартиры, расположенной по адресу: (адрес) к специализированному жилищному фонду; признал квартиру, расположенную по адресу: (адрес) не имеющей статуса "служебная".
Признал за Б.В. право на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: (адрес).
Признал за Б.В. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: (адрес).
Указал, что решение является основанием для регистрации права собственности.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ выражает несогласие с принятым решением, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что спорное жилое помещение значится в реестре служебных жилых помещений Министерства обороны РФ; квартира предоставлялась Б.А. с членами семьи в качестве служебного жилого помещения, а не по договору социального найма. Просит решение суда отменить.
С указанным решением также не согласилось ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ. В апелляционной жалобе ссылается на то, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ; решение о предоставлении Б.А. спорного жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно уполномоченным органом не принималось. Полагает, что решение судом первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить.
В суд апелляционной инстанции истцы Б.А., Б.В., представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, администрации Тоцкого района Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истцов - Б.Н., действующая на основании ордера от (дата), в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Заслушав доклад судьи Имамовой Р.А., проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судебная коллегия также учитывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании ордера N от (дата) Б.А. на состав семьи, в том числе супругу Б.В., было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес).
На основании приказа Главнокомандующего военно-воздушными силами N от (дата) Б.А. был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составила 23 года 11 месяцев.
В жилом помещении зарегистрированы и проживают Б.А., Б.В., что подтверждается выпиской из лицевого счета по данной квартире и выпиской из домовой книги.
Из ответа 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" следует, что в архиве отсутствуют сведения об обеспечении жилым помещением и состоянии на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении Б.А. Спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, является собственностью РФ в лице Министерства обороны РФ и находится в оперативном управлении ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ. В реестре муниципального имущества (адрес) данное жилое помещение не значится.
Из ответа администрации МО Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области следует, что Б.А., проживающий по адресу: (адрес) на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в администрации Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области не состоит и никогда не состоял. С заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий не обращался. Договор социального найма с Б.А. не заключался в связи с отсутствием в МО Зареченский сельсовет муниципального жилищного фонда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющегося управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ"), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N.
Согласно архивной справке филиала Центрального архива г. Самара от 19 апреля 2017 года в книге учета выданных ордеров Тоцкой КЭЧ района за 1997-1999 гг. значится Б.А., которому была предоставлена служебная квартира (адрес) в связи с улучшением жилищных условий. На представленном корешке ордера N от (дата) стоит отметка "служебный". Рапорта, протоколы заседания жилищной комиссии, списки распределения жилых помещений на хранение в филиал ЦАМО РФ (ЦВО г. Самара) не поступали (л.д. 59, 61).
Решением ФГКУ "Тоцкая КЭЧ района" N от (дата) жилое помещение по адресу: (адрес) на основании распоряжения администрации Тоцкого района N 673 включена в число служебных (л.д. 123).
Согласно распоряжению главы Тоцкого района Оренбургской области N 686-р от 03 декабря 2003 года "О служебных квартирах Тоцкой КЭЧ", квартира (адрес) была включена в число служебных помещений (л.д. 124).
Из представленных в материалы дела заявлений следует, что истцы обращались в адрес ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ с соответствующими заявлениями о заключении договора о передаче в собственность в порядке приватизации спорной квартиры.
Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ и ФГКУ Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в адрес Б-вых направлен ответ, из которого следует, что на основании распоряжения главы Тоцкого района N 686-р от 03 декабря 2003 года квартира, расположенная по адресу: (адрес) отнесена к специализированному жилищному фонду.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Б.В., Б.А., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку статус служебного жилого помещения был присвоен квартире с нарушением Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42, и на момент предоставления квартиры истцу она не имела статуса служебного жилья, такая квартира была предоставлена Б.А. на условиях социального найма. В связи с чем, пришел к выводу, что у администрации Тоцкого района отсутствовали правовые основания для включения спорной квартиры в число служебных жилых помещений на день издания распоряжения N 686-р от 03 декабря 2003 года, поскольку спорная квартира предоставлялась Б.А. в связи с увольнением с военной службы, прослужившему длительное время и имеющему право на государственное обеспечение жилым помещением.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 г.) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Как следует из решения Тоцкой КЭЧ района от 21 сентября 1998 года N 1172 на основании распоряжения администрации Тоцкого района N 673 квартира по адресу (адрес) включена в число служебных жилых помещений.
Согласно распоряжению главы Тоцкого района Оренбургской области N 686-р от 03 декабря 2003 года "О служебных квартирах Тоцкой КЭЧ", квартира (адрес) была включена в число служебных помещений (л.д. 124).
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. Учитывая изложенное, ссылка суда на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о присвоении спорной квартире статуса служебного на момент ее предоставления Б.А. и вывод о недействительности решения о включении спорной квартиры в число служебных, в связи с чем, истцы имеют право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма и на его приватизацию, является необоснованной.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как следует из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности на основании решения органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Аналогичные положения предоставления жилья на условиях социального найма содержались в Жилищном кодексе РСФСР, действовавшем на момент предоставления спорного жилого помещения.
Так, согласно ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии со ст. 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, также по месту работы граждан.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы права, граждане имеют право на приватизацию жилого помещения, предоставленного им на условиях социального найма. На условиях социального найма жилые помещения предоставляются гражданам бессрочно, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности и на основании решения соответствующего компетентного органа.
Решение о предоставлении спорной квартиры Б.А. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлялась истцу как военнослужащему во временное пользование на период службы на основании ордера от (дата), на котором имеется отметка "служебный". Сведений о том, что истец состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, также не представлено.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания за Б.В. права на приватизацию квартиры, признания права собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: (адрес), признания спорной квартиры не имеющей статуса "служебная", в связи с чем решение суда от 09 июня 2017 г. подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе Б.В. в удовлетворении исковых требований.
Заявляя требования о признании незаконным решения ФГКЭУ "Тоцкая КЭЧ района" N 1172 от 21 сентября 1998 года, распоряжения главы Тоцкого района Оренбургской области N 686-р от 03 декабря 2003 года в части отнесения квартиры, расположенной по адресу (адрес) к специализированному жилищному фонду, истцы ссылались на то, что спорное жилое помещение было предоставлено им в установленном законом порядке по договору социального найма.
Учитывая, что Б.А. и члены его семьи не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось, спорное жилое помещение предоставлено истцу и членам его семьи на основании служебного ордера от (дата), - правовые основания для признания оспариваемого распоряжения незаконным отсутствуют.
При этом, доводы истцов о предоставлении им спорного жилого помещения в связи с увольнением Б.А. с военной службы, не могут быть приняты во внимание, поскольку действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений законодательством не предусматривалась в целях реализации его права на государственное обеспечение жилым помещением передача служебной квартиры в пользование по договору социального найма.
В соответствии с п. п. 1, 6 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Таким образом, законом предусмотрен иной порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, при котором исключена возможность передачи служебного жилого помещения в собственность.
Ссылка истцов на ордер, как на основание возникновения права пользования спорным жильем, является несостоятельной, поскольку согласно ст. 47 ЖК РСФСР, действующей на момент выдачи ордера, ордер является основанием для вселения в жилое помещение, предоставляемый на основании решения соответствующего компетентного органа. Таким образом, именно решение компетентного органа о предоставлении жилья является основания возникновения прав в отношении жилых помещений. Такого решения истцом представлено не было.
Учитывая вышеизложенное, исходя из установленных по делу обстоятельств, правовых оснований для применения к сложившимся правоотношениям положений о социальном найме, не имеется, соответственно, отсутствуют основания для приватизации спорного жилья. В связи с чем, решение суда подлежит отмене, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Б.В. и Б.А. требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - удовлетворить, решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 09 июня 2017 года отменить, вынести по делу новой решение, которым в удовлетворении исковых требований Б.А., Б.В. о признании права на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: (адрес); признании за Б.В. право собственности в порядке приватизации на указанную квартиру; признании незаконным распоряжения главы Тоцкого района N 686-р от 03 декабря 2003 года в части отнесения квартиры, расположенной по адресу: (адрес) в число служебных жилых помещений; признании недействительным решения ФГКУ "Тоцкая КЭЧ района" N 1172 от 21 сентября 1998 года в части включения квартиры, расположенной по адресу: (адрес) в число служебных жилых помещений; признании спорной квартиры не имеющей статуса "служебная" - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)