Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Левиной Т.Ю., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной базовой таможня на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 июня 2017 года по делу N А40-244476/2016, принятое судьей Н.М. Стрижовой по иску Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Бутырского района" к Центральная базовая таможня о взыскании основного долга по оплате коммунальных платежей в сумме 240 379 руб. 06 коп., пени в сумме 59 161 руб. 06 коп.
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: Савченко Д.С. по доверенности от 21.12.2016 N 01-16/4370;
- установил:
По делу N А40-244476/16 (155-2168) иск заявлен Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Жилищник Бутырского района" к ответчику Центральная базовая таможне о взыскании основного долга по оплате коммунальных платежей в сумме 240 379 руб. 06 коп., пени в сумме 59 161 руб. 06 коп. за просрочку их оплаты на основании ст. 155 ЖК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что судом первой инстанции необоснованно взыскана государственная пошлина.
Представитель истца в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя ответчика, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2017 года подлежит отмене в части взыскания с ответчика государственной пошлины в доход Федерального бюджета РФ, на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом и ответчиком был заключен контракт N ГК-067/2014 от 24.03.3024 г., по которому истец является исполнителем, а ответчик заказчиком.
По указанному контракту исполнитель оказывает услуги по содержанию общедомового имущества, а также коммунальные услуги (отопление) в отношении служебного помещения, расположенного по адресу: квартира N 289, ул. Яблочкова, д. 49 Москва.
Согласно п. 2.6 контракта при заселении помещения по договору найма служебного помещения обязанность по оплате коммунальных услуг возлагается на нанимателя помещения, а контракт считается исполненным и расторгается по соглашению сторон.
Сторонами документального подтверждения расторжения указанного контракта не представлено.
При рассмотрении спора между Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Жилищник Бутырского района" и Аносовым А.М. и Аносовой Ю.В. определением Судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 14.09.2016 г. были установлены следующие обстоятельства.
Истец - Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник Бутырского района" является управляющей организацией, оказывающей услуги по содержанию, управлению, с обслуживанию общедомового имущества, а также предоставляющий коммунальные услуги в отношении служебного жилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 49, кв. 289 на основании и государственного контракта от 24.03.2014 г.
Квартира по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 49, кв. 289 относится к федеральной собственности и находится в оперативном управлении Центральной базовой таможни, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.02.2009 г.
Центральной базовой таможней (наймодателем) заключен 14.03.2014 г. договор найма служебного жилого помещения N 116 с Аносовым А.М. (нанимателем), в соответствии с условиями которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи во владение и пользование служебное жилое помещение, состоящее из отдельной 4-комнатной квартиры, общей площадью 98,0 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова д. 49, кв. 289, для временного проживания в нем.
Согласно п. 4 договора найма N 116 совместно с нанимателем в жилое помещение временно вселяются члены его семьи - ответчик Аносова К.В. (супруга), Аносов М.А. (сын, 2012 г.р.).
В соответствии с пп. 6 п. 7 договора наниматель обязан своевременно вносить плату за техническое обслуживание, коммунальные и прочие услуги (обязательные платежи).
Обязанность вносить плату за техническое (обслуживание, коммунальные, прочие услуги возникает с момента заключения настоящего договора.
Согласно п. 12 договора дееспособные члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования служебным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между нанимателем и членами его семьи.
Частью 3 ст. 100 ЖК РФ установлено, что в договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Согласно ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. ч. 3, 4 ст. 67, ст. 69 ЖК РФ.
В силу ст. 65 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, ответчики, фактически проживающие в квартире, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, дом 49, кв. 289, должны вносить плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги ЦБТ, которая является для ответчиков наймодателем.
В указанном определении суд пришел к выводу, что из представленной суду справки о финансовом состоянии лицевого счета следует, плательщиком числится не ответчик Аносов А.М., а Центральная базовая таможня.
Таким образом, учитывая, что ответчики Аносовы и ГБУ "Жилищник Бутырского района" в правоотношениях не состоят, иск ГБУ "Жилищник Бутырского района" заявлен ненадлежащему ответчику.
Следовательно, из содержания указанного определения Мосгорсуда следует, что по отношению к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Жилищник Бутырского района" плательщиком по коммунальным услугам является Центральная базовая таможня.
В силу статей 210, 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества. Право оперативного управления является вещным правом и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования ч. 3 ст. 30, ч. ч. 1, 2, 3 ст. 153 ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
В обоснование своих доводов, истец представил счета МФЦ по сбору платежей за период с марта 2014 г. по сентябрь 2016 г., в которых отражено, что плательщиком является Центральная таможня, а получателем платежа ГБУ города Москвы "Жилищник Бутырского района".
По расчету истца задолженность за коммунальные услуги и содержание общего имущества за указанный период составляет 263 377 руб. 79 коп., из которых истец заявил о взыскании 240 379 руб. 06 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Обращение истца от 15.11.2016 г. N 874 об оплате коммунальных услуг оставлено ответчиком без удовлетворения.
Требования истца правомерно, так как вытекает из закона, обосновано представленными по делу доказательствами и удовлетворяется судом в заявленной сумме 240 379 руб. 06 коп.
Ст. 329 ГК РФ предусматривает, что исполнение обязательств может быть обеспечено способом, предусмотренным в договоре или законе, в том числе законной неустойкой.
Ч. 14 ст. 155 ЖК РФ устанавливает неустойку виде пени, которая начисляется, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно расчету истца пени начислены за период с 11.04.2014 г. по 02.11.2016 г. в сумме 59 161 руб. 06 коп.
В связи с тем, что ответчик в установленный законом срок, не произвел платежи за полученные жилищно-коммунальные услуги, требование истца о взыскании пени в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ подлежит удовлетворении, так как вытекает из закона.
Рассмотрев дело N А40-241730/16 (79-2108), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что иск заявлен тем же истцом, к тому же ответчику, о том же предмете и потому же основанию.
При таких обстоятельствах и на основании п. 1 ч. 1 ст. 148 АПК РФ суд правомерно оставил иск по делу N А40-241730/16 (79-2108) без рассмотрения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности и доказанности заявленных требований, а также отсутствием со стороны ответчика, документов опровергающих заявленные требования, и с указанными выводами полностью соглашается суд апелляционной инстанции, считая доводы апелляционной жалобы в этой части необоснованными, а обстоятельства на которые ссылается заявитель такими, что не влекут к отмене судебного акта.
Однако, разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд первой инстанции взыскал с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 182 руб. 80 коп., поскольку судебный акт принят не в пользу государственного органа, с чем не согласился представитель Центральной базовой таможни, указав на это в апелляционной жалобе.
Апелляционный суд проверив довод заявителя апелляционной жалобы, соглашается с ним, и считает что решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене, ввиду следующего.
В силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
В рассматриваемом случае часть государственной пошлины по делу, взыскана судом с истца (государственного органа) в федеральный бюджет.
Истец является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, обеспечивающий реализацию полномочий Федеральной таможенной службы России в пределах компетенции, определенной Положением о Центральной базовой таможне (Приказ Федеральной таможенной службы России от 06.02.2007 N 165).
Заключая государственный контракт, таможня действовала исходя из установленной компетенции по материально-техническому обеспечению деятельности центрального аппарата Федеральной таможенной службы и таможенных органов, содержанию и эксплуатации зданий и сооружений на балансе таможни.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса, введенному Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, следовательно, таможня освобождена от уплаты государственной пошлины.
Положения подпункта 6 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", в соответствии с которым государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Кроме того, согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 34 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.96 N 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", согласованной с Министерством финансов Российской Федерации, зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации и изданной во исполнение Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2005-1 в редакции Федерального закона от 31.12.95 N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине", расходы по уплате государственной пошлины при удовлетворении исковых требований, предъявляемых к налоговым, финансовым, таможенным и иным государственным органам, финансируемым из федерального бюджета, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Данная позиция отражена и в п. п. 12, 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Таким образом, решение арбитражного суда в части взыскания с таможенного органа государственной пошлины в доход федерального бюджета подлежит отмене.
Оспаривая решение суда, ответчик утверждает, что бремя расходов по оплате коммунальных платежей и обязательных платежей за содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества лежит на нанимателях жилых помещений.
Между тем, указанному доводу ответчика судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка, что нашло свое отражение в оспариваемом решении. Отклоняя указанный довод, суд указал, что согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в доме.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещений в многоквартирном доме с момента государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество обязан производить оплату за содержание общего имущества, которая определяется общим собранием собственников - членов товарищества собственников жилья.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
- - нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
- - арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
- - нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
- - члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
- - собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение; лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Ни к одной из указанных в ст. 153 Жилищного кодекса РФ категорий нанимателей, работники ответчика не относятся.
В силу ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках но его содержанию и сохранению.
Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2017 N 09АП-34446/2017 ПО ДЕЛУ N А40-244476/16
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2017 г. N 09АП-34446/2017
Дело N А40-244476/16
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Левиной Т.Ю., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной базовой таможня на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 июня 2017 года по делу N А40-244476/2016, принятое судьей Н.М. Стрижовой по иску Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Бутырского района" к Центральная базовая таможня о взыскании основного долга по оплате коммунальных платежей в сумме 240 379 руб. 06 коп., пени в сумме 59 161 руб. 06 коп.
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: Савченко Д.С. по доверенности от 21.12.2016 N 01-16/4370;
- установил:
По делу N А40-244476/16 (155-2168) иск заявлен Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Жилищник Бутырского района" к ответчику Центральная базовая таможне о взыскании основного долга по оплате коммунальных платежей в сумме 240 379 руб. 06 коп., пени в сумме 59 161 руб. 06 коп. за просрочку их оплаты на основании ст. 155 ЖК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что судом первой инстанции необоснованно взыскана государственная пошлина.
Представитель истца в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя ответчика, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2017 года подлежит отмене в части взыскания с ответчика государственной пошлины в доход Федерального бюджета РФ, на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом и ответчиком был заключен контракт N ГК-067/2014 от 24.03.3024 г., по которому истец является исполнителем, а ответчик заказчиком.
По указанному контракту исполнитель оказывает услуги по содержанию общедомового имущества, а также коммунальные услуги (отопление) в отношении служебного помещения, расположенного по адресу: квартира N 289, ул. Яблочкова, д. 49 Москва.
Согласно п. 2.6 контракта при заселении помещения по договору найма служебного помещения обязанность по оплате коммунальных услуг возлагается на нанимателя помещения, а контракт считается исполненным и расторгается по соглашению сторон.
Сторонами документального подтверждения расторжения указанного контракта не представлено.
При рассмотрении спора между Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Жилищник Бутырского района" и Аносовым А.М. и Аносовой Ю.В. определением Судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 14.09.2016 г. были установлены следующие обстоятельства.
Истец - Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник Бутырского района" является управляющей организацией, оказывающей услуги по содержанию, управлению, с обслуживанию общедомового имущества, а также предоставляющий коммунальные услуги в отношении служебного жилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 49, кв. 289 на основании и государственного контракта от 24.03.2014 г.
Квартира по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 49, кв. 289 относится к федеральной собственности и находится в оперативном управлении Центральной базовой таможни, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.02.2009 г.
Центральной базовой таможней (наймодателем) заключен 14.03.2014 г. договор найма служебного жилого помещения N 116 с Аносовым А.М. (нанимателем), в соответствии с условиями которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи во владение и пользование служебное жилое помещение, состоящее из отдельной 4-комнатной квартиры, общей площадью 98,0 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова д. 49, кв. 289, для временного проживания в нем.
Согласно п. 4 договора найма N 116 совместно с нанимателем в жилое помещение временно вселяются члены его семьи - ответчик Аносова К.В. (супруга), Аносов М.А. (сын, 2012 г.р.).
В соответствии с пп. 6 п. 7 договора наниматель обязан своевременно вносить плату за техническое обслуживание, коммунальные и прочие услуги (обязательные платежи).
Обязанность вносить плату за техническое (обслуживание, коммунальные, прочие услуги возникает с момента заключения настоящего договора.
Согласно п. 12 договора дееспособные члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования служебным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между нанимателем и членами его семьи.
Частью 3 ст. 100 ЖК РФ установлено, что в договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Согласно ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. ч. 3, 4 ст. 67, ст. 69 ЖК РФ.
В силу ст. 65 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, ответчики, фактически проживающие в квартире, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, дом 49, кв. 289, должны вносить плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги ЦБТ, которая является для ответчиков наймодателем.
В указанном определении суд пришел к выводу, что из представленной суду справки о финансовом состоянии лицевого счета следует, плательщиком числится не ответчик Аносов А.М., а Центральная базовая таможня.
Таким образом, учитывая, что ответчики Аносовы и ГБУ "Жилищник Бутырского района" в правоотношениях не состоят, иск ГБУ "Жилищник Бутырского района" заявлен ненадлежащему ответчику.
Следовательно, из содержания указанного определения Мосгорсуда следует, что по отношению к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Жилищник Бутырского района" плательщиком по коммунальным услугам является Центральная базовая таможня.
В силу статей 210, 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества. Право оперативного управления является вещным правом и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования ч. 3 ст. 30, ч. ч. 1, 2, 3 ст. 153 ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
В обоснование своих доводов, истец представил счета МФЦ по сбору платежей за период с марта 2014 г. по сентябрь 2016 г., в которых отражено, что плательщиком является Центральная таможня, а получателем платежа ГБУ города Москвы "Жилищник Бутырского района".
По расчету истца задолженность за коммунальные услуги и содержание общего имущества за указанный период составляет 263 377 руб. 79 коп., из которых истец заявил о взыскании 240 379 руб. 06 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Обращение истца от 15.11.2016 г. N 874 об оплате коммунальных услуг оставлено ответчиком без удовлетворения.
Требования истца правомерно, так как вытекает из закона, обосновано представленными по делу доказательствами и удовлетворяется судом в заявленной сумме 240 379 руб. 06 коп.
Ст. 329 ГК РФ предусматривает, что исполнение обязательств может быть обеспечено способом, предусмотренным в договоре или законе, в том числе законной неустойкой.
Ч. 14 ст. 155 ЖК РФ устанавливает неустойку виде пени, которая начисляется, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно расчету истца пени начислены за период с 11.04.2014 г. по 02.11.2016 г. в сумме 59 161 руб. 06 коп.
В связи с тем, что ответчик в установленный законом срок, не произвел платежи за полученные жилищно-коммунальные услуги, требование истца о взыскании пени в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ подлежит удовлетворении, так как вытекает из закона.
Рассмотрев дело N А40-241730/16 (79-2108), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что иск заявлен тем же истцом, к тому же ответчику, о том же предмете и потому же основанию.
При таких обстоятельствах и на основании п. 1 ч. 1 ст. 148 АПК РФ суд правомерно оставил иск по делу N А40-241730/16 (79-2108) без рассмотрения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности и доказанности заявленных требований, а также отсутствием со стороны ответчика, документов опровергающих заявленные требования, и с указанными выводами полностью соглашается суд апелляционной инстанции, считая доводы апелляционной жалобы в этой части необоснованными, а обстоятельства на которые ссылается заявитель такими, что не влекут к отмене судебного акта.
Однако, разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд первой инстанции взыскал с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 182 руб. 80 коп., поскольку судебный акт принят не в пользу государственного органа, с чем не согласился представитель Центральной базовой таможни, указав на это в апелляционной жалобе.
Апелляционный суд проверив довод заявителя апелляционной жалобы, соглашается с ним, и считает что решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене, ввиду следующего.
В силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
В рассматриваемом случае часть государственной пошлины по делу, взыскана судом с истца (государственного органа) в федеральный бюджет.
Истец является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, обеспечивающий реализацию полномочий Федеральной таможенной службы России в пределах компетенции, определенной Положением о Центральной базовой таможне (Приказ Федеральной таможенной службы России от 06.02.2007 N 165).
Заключая государственный контракт, таможня действовала исходя из установленной компетенции по материально-техническому обеспечению деятельности центрального аппарата Федеральной таможенной службы и таможенных органов, содержанию и эксплуатации зданий и сооружений на балансе таможни.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса, введенному Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, следовательно, таможня освобождена от уплаты государственной пошлины.
Положения подпункта 6 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", в соответствии с которым государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Кроме того, согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 34 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.96 N 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", согласованной с Министерством финансов Российской Федерации, зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации и изданной во исполнение Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2005-1 в редакции Федерального закона от 31.12.95 N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине", расходы по уплате государственной пошлины при удовлетворении исковых требований, предъявляемых к налоговым, финансовым, таможенным и иным государственным органам, финансируемым из федерального бюджета, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Данная позиция отражена и в п. п. 12, 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Таким образом, решение арбитражного суда в части взыскания с таможенного органа государственной пошлины в доход федерального бюджета подлежит отмене.
Оспаривая решение суда, ответчик утверждает, что бремя расходов по оплате коммунальных платежей и обязательных платежей за содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества лежит на нанимателях жилых помещений.
Между тем, указанному доводу ответчика судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка, что нашло свое отражение в оспариваемом решении. Отклоняя указанный довод, суд указал, что согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в доме.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещений в многоквартирном доме с момента государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество обязан производить оплату за содержание общего имущества, которая определяется общим собранием собственников - членов товарищества собственников жилья.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
- - нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
- - арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
- - нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
- - члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
- - собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение; лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Ни к одной из указанных в ст. 153 Жилищного кодекса РФ категорий нанимателей, работники ответчика не относятся.
В силу ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках но его содержанию и сохранению.
Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)