Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы проживают в данной квартире, используют ее по назначению, несут бремя содержания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Курносова А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Колесниковой Л.В., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Б.Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Бийского городского суда Алтайского края от 22 февраля 2017 года по делу
по иску С.К. и С.Е.Ю., действующей в интересах малолетнего ФИО, к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что по договору социального найма от ДД.ММ.ГГ *** Бийская КЭЧ предоставила С.К. квартиру N *** в доме N *** по <адрес> на состав семьи из двух человек, в том числе сына ФИО в связи с трудовыми отношениями. С указанного времени они проживают в данной квартире, используют по назначению, несут бремя содержания. В настоящее время жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации С.К. отказано в передаче данной квартиры в собственность в порядке приватизации со ссылкой на то, что Министерство обороны Российской Федерации не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан, рекомендовано обратиться в суд.
На основании изложенного, С.К. и С.Е.Ю., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО с учетом уточнения исковых требований просили признать за С.К. и С.Е.К. по ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес> по пер. Веселый в городе Бийске за каждым.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены. За С.К. и ФИО признано право общей долевой собственности на квартиру N *** в доме N *** по <адрес> (по ? доли за каждым).
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что спорная квартира является собственностью Министерства обороны Российской Федерации, предназначена не для постоянного, а преимущественно для временного проживания военнослужащих. Судом при принятии решения не исследован вопрос о наличии/отсутствии трудовых отношений между С.К. и Министерством обороны Российской Федерации; наличие/отсутствие у спорного жилого помещения статуса "служебное". Нарушение порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду не позволяет отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования. Указанием Министра обороны Российской Федерации N 205/2/709 от 15 октября 2009 года исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда запрещено. Истцом не представлены сведения об обеспечении его жилым помещением, сведения о неучастии в приватизации, наличие статуса военнослужащего. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала не является обязанностью ответчика.
В суде апелляционной инстанции истец С.К. возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" разъяснено, что исходя из преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким заявлением.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления государственным учреждением "Бийская квартирно-эксплуатационная часть (района) Сибирского военного округа" квартирой *** в доме N *** по <адрес> (л.д. 109).
ДД.ММ.ГГ С.К. принят машинистом (кочегаром) котельной N 1 в войсковую часть *** (приказ *** от ДД.ММ.ГГ). На основании приказа от ДД.ММ.ГГ *** он уволен в порядке перевода в войсковую часть *** куда принят машинистом (кочегаром) в котельную на основании приказа от ДД.ММ.ГГ ***. ДД.ММ.ГГ С.К. уволен в связи сокращением численности работников по пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГ Бийская квартирно-эксплуатационная часть в лице начальника М. от имени собственника жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации на основании решения жилищной комиссии войсковой части *** от ДД.ММ.ГГ *** предоставила спорную квартиру С.В. по договору найма служебного жилого помещения *** на период его работы в Бийском гарнизоне. Истец С.К. вселен в данное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя (л.д. 10).
Согласно пункту 3 данного договора спорная квартира отнесена к служебному жилищному фонду на основании решения начальника Бийской КЭЧ от ДД.ММ.ГГ, утвержденного начальником КЭУ СибВО.
В обоснование свой позиции истцом представлен также типовой договор социального найма жилого помещения *** от ДД.ММ.ГГ, согласно которому Бийская КЭЧ СибВО в лице начальника М. передает нанимателю С.К. и членам его семьи (сын ФИО.) спорную квартиру в бессрочное владение и пользование (л.д. 111). При этом основание (решение жилищной комиссии, постановление и т.п.) для заключения данного договора в отношении квартиры, находящейся в оперативном управлении, в договоре не указано.
Выпиской из домовой книги, копией поквартирной карточки подтверждается, что в спорной квартире на регистрационном учете состоят С.К. с ДД.ММ.ГГ и ФИО с ДД.ММ.ГГ. В поквартирной карточке в качестве основания для вселения и проживания указан только договор найма служебного жилого помещения *** от ДД.ММ.ГГ (л.д. 105, 126).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** деятельность Бийской КЭЧ прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России (тип учреждения на федеральное государственное казенное учреждение изменен в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-р).
Министром обороны Российской Федерации при присоединении федеральных государственных учреждений утвержден передаточный акт от ДД.ММ.ГГ, в соответствии с которым ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России перешли права и обязанности на имущество, в числе которого указана квартира N *** в доме N *** по <адрес> (позиция ***).
Таким образом, в настоящее время данная квартира находится в оперативном управлении ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, правомочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (22-22/002-22/999/001/2016-6489/1) в отношении квартиры N *** в доме N *** по <адрес>.
Принимая решение об удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения, в связи с чем к возникшим между сторонами правоотношениям применил положения о договоре социального найма.
Судебная коллегия данный вывод суда полагает ошибочным.
В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом.
Частью 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
На основании статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно статье 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как разъяснено в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
На основании пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Между тем, как отмечено выше, в договоре от ДД.ММ.ГГ не указано основание для предоставления нанимателю спорной квартиры на условиях социального найма. Доказательств того, что Бийская КЭЧ уполномочивалась собственником квартиры - Министерством обороны Российской Федерации на заключение договора социального найма в отношении спорной квартиры, не имеется. Решения о передаче квартиры в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
Ссылка суда на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о присвоении спорной квартире статуса служебной на момент ее предоставления С.К., в связи с чем к спорным правоотношениям применяются нормы, регулирующие социальный наем жилых помещений, несостоятельна, поскольку сделана без учета положений договора найма служебного жилого помещения *** от ДД.ММ.ГГ, заключенного ранее в отношении той же квартиры, в котором указано на наличие у жилого помещения статуса служебного. При этом доказательств исключения квартиры из специализированного жилищного фонда не имеется.
Кроме того, согласно пункту 20 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (действовавшего до 30 сентября 2010 года), работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Наниматель С.К. работал в войсковой части 31466 в должности машиниста (кочегара) в котельной, следовательно, относился к категории гражданского персонала, не являлся военнослужащим, следовательно, ему не может быть предоставлено жилое помещение, относящееся к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, по договору социального найма. Права ФИО в данном случае производны от прав нанимателя С.К.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения иска и признания за истцами права собственности в порядке приватизации на квартиру, принадлежащую Министерству обороны Российской Федерации, у суда первой инстанции не имелось. Решение суда не соответствует принципам законности и обоснованности судебного постановления, подлежит отмене, с принятием нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Бийского городского суда Алтайского края от 22 февраля 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым С.К. и С.Е.Ю., действующей в интересах малолетнего ФИО, в удовлетворении иска к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 11.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7301/2017
Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы проживают в данной квартире, используют ее по назначению, несут бремя содержания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. по делу N 33-7301/2017
Судья Курносова А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Колесниковой Л.В., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Б.Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Бийского городского суда Алтайского края от 22 февраля 2017 года по делу
по иску С.К. и С.Е.Ю., действующей в интересах малолетнего ФИО, к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
установила:
истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что по договору социального найма от ДД.ММ.ГГ *** Бийская КЭЧ предоставила С.К. квартиру N *** в доме N *** по <адрес> на состав семьи из двух человек, в том числе сына ФИО в связи с трудовыми отношениями. С указанного времени они проживают в данной квартире, используют по назначению, несут бремя содержания. В настоящее время жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации С.К. отказано в передаче данной квартиры в собственность в порядке приватизации со ссылкой на то, что Министерство обороны Российской Федерации не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан, рекомендовано обратиться в суд.
На основании изложенного, С.К. и С.Е.Ю., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО с учетом уточнения исковых требований просили признать за С.К. и С.Е.К. по ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес> по пер. Веселый в городе Бийске за каждым.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены. За С.К. и ФИО признано право общей долевой собственности на квартиру N *** в доме N *** по <адрес> (по ? доли за каждым).
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что спорная квартира является собственностью Министерства обороны Российской Федерации, предназначена не для постоянного, а преимущественно для временного проживания военнослужащих. Судом при принятии решения не исследован вопрос о наличии/отсутствии трудовых отношений между С.К. и Министерством обороны Российской Федерации; наличие/отсутствие у спорного жилого помещения статуса "служебное". Нарушение порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду не позволяет отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования. Указанием Министра обороны Российской Федерации N 205/2/709 от 15 октября 2009 года исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда запрещено. Истцом не представлены сведения об обеспечении его жилым помещением, сведения о неучастии в приватизации, наличие статуса военнослужащего. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала не является обязанностью ответчика.
В суде апелляционной инстанции истец С.К. возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" разъяснено, что исходя из преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким заявлением.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления государственным учреждением "Бийская квартирно-эксплуатационная часть (района) Сибирского военного округа" квартирой *** в доме N *** по <адрес> (л.д. 109).
ДД.ММ.ГГ С.К. принят машинистом (кочегаром) котельной N 1 в войсковую часть *** (приказ *** от ДД.ММ.ГГ). На основании приказа от ДД.ММ.ГГ *** он уволен в порядке перевода в войсковую часть *** куда принят машинистом (кочегаром) в котельную на основании приказа от ДД.ММ.ГГ ***. ДД.ММ.ГГ С.К. уволен в связи сокращением численности работников по пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГ Бийская квартирно-эксплуатационная часть в лице начальника М. от имени собственника жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации на основании решения жилищной комиссии войсковой части *** от ДД.ММ.ГГ *** предоставила спорную квартиру С.В. по договору найма служебного жилого помещения *** на период его работы в Бийском гарнизоне. Истец С.К. вселен в данное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя (л.д. 10).
Согласно пункту 3 данного договора спорная квартира отнесена к служебному жилищному фонду на основании решения начальника Бийской КЭЧ от ДД.ММ.ГГ, утвержденного начальником КЭУ СибВО.
В обоснование свой позиции истцом представлен также типовой договор социального найма жилого помещения *** от ДД.ММ.ГГ, согласно которому Бийская КЭЧ СибВО в лице начальника М. передает нанимателю С.К. и членам его семьи (сын ФИО.) спорную квартиру в бессрочное владение и пользование (л.д. 111). При этом основание (решение жилищной комиссии, постановление и т.п.) для заключения данного договора в отношении квартиры, находящейся в оперативном управлении, в договоре не указано.
Выпиской из домовой книги, копией поквартирной карточки подтверждается, что в спорной квартире на регистрационном учете состоят С.К. с ДД.ММ.ГГ и ФИО с ДД.ММ.ГГ. В поквартирной карточке в качестве основания для вселения и проживания указан только договор найма служебного жилого помещения *** от ДД.ММ.ГГ (л.д. 105, 126).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** деятельность Бийской КЭЧ прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России (тип учреждения на федеральное государственное казенное учреждение изменен в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-р).
Министром обороны Российской Федерации при присоединении федеральных государственных учреждений утвержден передаточный акт от ДД.ММ.ГГ, в соответствии с которым ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России перешли права и обязанности на имущество, в числе которого указана квартира N *** в доме N *** по <адрес> (позиция ***).
Таким образом, в настоящее время данная квартира находится в оперативном управлении ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, правомочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (22-22/002-22/999/001/2016-6489/1) в отношении квартиры N *** в доме N *** по <адрес>.
Принимая решение об удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения, в связи с чем к возникшим между сторонами правоотношениям применил положения о договоре социального найма.
Судебная коллегия данный вывод суда полагает ошибочным.
В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом.
Частью 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
На основании статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно статье 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как разъяснено в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
На основании пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Между тем, как отмечено выше, в договоре от ДД.ММ.ГГ не указано основание для предоставления нанимателю спорной квартиры на условиях социального найма. Доказательств того, что Бийская КЭЧ уполномочивалась собственником квартиры - Министерством обороны Российской Федерации на заключение договора социального найма в отношении спорной квартиры, не имеется. Решения о передаче квартиры в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
Ссылка суда на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о присвоении спорной квартире статуса служебной на момент ее предоставления С.К., в связи с чем к спорным правоотношениям применяются нормы, регулирующие социальный наем жилых помещений, несостоятельна, поскольку сделана без учета положений договора найма служебного жилого помещения *** от ДД.ММ.ГГ, заключенного ранее в отношении той же квартиры, в котором указано на наличие у жилого помещения статуса служебного. При этом доказательств исключения квартиры из специализированного жилищного фонда не имеется.
Кроме того, согласно пункту 20 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (действовавшего до 30 сентября 2010 года), работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Наниматель С.К. работал в войсковой части 31466 в должности машиниста (кочегара) в котельной, следовательно, относился к категории гражданского персонала, не являлся военнослужащим, следовательно, ему не может быть предоставлено жилое помещение, относящееся к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, по договору социального найма. Права ФИО в данном случае производны от прав нанимателя С.К.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения иска и признания за истцами права собственности в порядке приватизации на квартиру, принадлежащую Министерству обороны Российской Федерации, у суда первой инстанции не имелось. Решение суда не соответствует принципам законности и обоснованности судебного постановления, подлежит отмене, с принятием нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 22 февраля 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым С.К. и С.Е.Ю., действующей в интересах малолетнего ФИО, в удовлетворении иска к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)