Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 02.06.2016 ПО ДЕЛУ N 33-21591/2016

Требование: О признании незаконным отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец, полагая, что имеет право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, обратился с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако истцу было отказано в связи с обеспеченностью жилым помещением по норме предоставления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2016 г. по делу N 33-21591


Судья: Патык М.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Куприенко С.Г.,
судей Михайловой Р.Б., Федерякиной М.А.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михайловой Р.Б.
гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней истца С.Н.
на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 03 декабря 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований С.Н. к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о признании незаконным отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет отказать,

установила:

Истец С.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ФСИН России, в котором просила признать незаконным решение комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 19 февраля 2015 года (выписка из протокола N 4) об отказе в принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Свои требования истец мотивировала тем, что является сотрудником УФСИН России по Республике Марий Эл с 09 октября 2002 года, выслуга лет в календарном исчислении более 13 лет, истец, полагая, что имеет право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, 25 ноября 2013 года обратилась в Управление ФСИН России по Республике Марий Эл с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно извещения, полученного истцом из УФСИН России по Республике Марий Эл 12 декабря 2013 года, документы истца были приняты и направлены в комиссию ФСИН России для рассмотрения по существу. Впоследствии истцом была получена выписка из протокола N 4 заседания комиссии ФСИН России от 19 февраля 2015 года, согласно которой истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью жилым помещением по норме предоставления. Истец не согласна с данным решением, поскольку зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем ее матери, иных помещений на праве собственности у С.Н. нет.
В судебное заседание суда первой инстанции истец С.Н. не явилась, в предоставленном суду заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика ФСИН России по доверенности П. заявленные требования не признал, поддержал доводы письменных возражений по основаниям которых просил в иске С.Н. отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, которое истец С.Н. по доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней просит отменить, полагая решение незаконным и необоснованным; по утверждению истца судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, истцом был представлен полный пакет необходимых документов для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты; истец зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем ее матери, в которое она не вселена в качестве члена семьи; мать имеет местожительство по иному адресу и в спорном жилом помещении не проживает; иных помещений на праве собственности у С.Н. нет.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, выслушав объяснения истца С.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ФСИН России по доверенности П., возражавшего против ее удовлетворения, полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнения к ней в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Судом при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что С.Н. является сотрудником УФСИН России по Республике Марий Эл, начальником инспекции по охране окружающей среды и технике безопасности отдела организации трудовой занятости спецконтингента УФСИН России по Республике Марий Эл. Выслуга лет в календарном исчислении более 13 лет.
07 ноября 2013 года истец обратилась к Директору ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, с приложением необходимых документов, что было подтверждено представителем ответчика при рассмотрении дела.
Данные документы были рассмотрены на заседании комиссии ФСИН России 19 февраля 2015 года, истцу было отказано в постановке на учет на основании п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также на основании пп. "з" п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369.
Согласно выписки из протокола N 4 от 19 февраля 2015 года заседания комиссии ФСИН России установлено, что заявитель обратилась с рапортом о постановке на учет на состав семьи из одного человека (С.Н.); с 2005 года и по настоящее время С.Н. постоянно зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, общей площадью 34,4 кв. м, расположенном по адресу: ***, принадлежащем на праве собственности матери заявителя С.Л.
С.Н. в отношении вышеуказанного жилого помещения была представлена на заседание комиссии ФСИН России выписка по расчетам начисления жилищно-коммунальных услуг и поквартирная карточка, согласно которой, в указанном жилом помещении постоянно зарегистрирован один человек (истец С.Н.), в связи с чем, комиссия пришла к выводу об обеспеченности С.Н. жилым помещением по норме предоставления, что и послужило основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления С.Н., суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 282-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 и обоснованно исходил из того, что С.Н. обеспечена жилым помещением по норме предоставления.
Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяется Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 (в редакции от 26 марта 2014 года) "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ", совместно с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31, 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагается определенный перечень документов, также поименованный в пункте 5 Правил.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В силу ст. 5 Жилищного кодекса РФ нормы кодекса о предоставлении гражданину жилого помещения, подлежат применению при реализации ФЗ от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусмотрен один из способов обеспечения жильем отдельной категории граждан.
В частности, статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требования; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, С.Н., претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, на момент рассмотрения комиссией ФСИН России ее заявления о принятии на учет была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: ***, собственником которого является мать истца - С.Л., в качестве дочери собственника.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с точки зрения выяснения содержания волеизъявления собственника на их вселение. При этом данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.
Как указывает истец ее мать С.Л. на момент подачи С.Н. заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и рассмотрения данного заявления комиссией ФСИН России была зарегистрирована в другом жилом помещении, также принадлежащем ей на праве собственности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у С.Н. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных п. 2 ч. 3 данной нормы, обеспеченность истца площадью жилого помещения превысила 15 кв. м. Следовательно, ей было правомерно отказано ответчиком в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Что касается ссылок в апелляционной жалобе на то, что С.Л. проживает по другому адресу (***), то это обстоятельство само по себе не опровергает факта обеспеченности истца жилой площадью по месту проживания по норме предоставления, равно как и факта вселения ее собственником (матерью) в жилое помещение в качестве члена семьи, что прямо подтверждается сведениями из выписки по лицевому счету по спорной квартире.
Ссылки в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что истец проживает в спорной квартире на условиях договора найма, заключенного с собственником также не могут быть приняты во внимание, поскольку анализ условий этого договора в их совокупности в том числе с другими собранными по делу доказательствами (выпиской по лицевому счету по спорной квартире, отметкой от 29 апреля 2005 года о регистрации истца по месту жительства по адресу спорной квартиры в паспорте - не свидетельствует о том, что истец была вселена в 2005 году в принадлежащую ее матери квартиру не как член семьи собственника жилого помещения, заключила с собственником соглашение, определяющее ее права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, либо собственник жилого помещения не признает за истцом право пользования спорным жилым помещением как за членом семьи собственника, при этом в пользовании истца находится жилое помещение более 15 кв. м.
Указание в решении суда на непредоставление С.Н. полного комплекта документов (отсутствие выписки из ЕГРП), которое, как указывает истец, является ошибочным, передачей С.Н. документов в строгом соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, о незаконности решения суда не свидетельствует и правильности вывода суда об обеспеченности истца площадью жилого помещения по норме предоставления не опровергают.
Таким образом, оценивая законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, которым дана надлежащая правовая оценка, и сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующими и подлежащими применению к спорным правоотношениям. Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, представленными в материалы дела, в соответствии с требованиями части 4 статьи 198 ГПК РФ убедительно мотивированы; решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям материального закона.
Доводы автора апелляционной жалобы и дополнения к ней, проверенные судебной коллегией по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не могут явиться основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции по внутреннему убеждению в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ; оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу истца и дополнения к ней, поскольку жалоба основана на неверном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам спора, о чем указано выше.
Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не имеется.
Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы, проверенными по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не опровергается.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193, 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 03 декабря 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней истца С.Н. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)