Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2017 N 11АП-10657/2017, 11АП-10944/2017 ПО ДЕЛУ N А55-1993/2017

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2017 г. по делу N А55-1993/2017


Резолютивная часть постановления оглашена 22 августа 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 24 августа 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодковой Ю.Е.,
судей Александрова А.И., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.М., при участии:
от Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области - представитель Самарин А.А. по доверенности от 13.01.2017 г.,
иные лица не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, апелляционные жалобы Министерства управления финансами Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июня 2017 года по делу N А55-1993/2017 (судья Коршикова Е.В.) по иску муниципального образования муниципальный район Ставропольский в лице администрации муниципального района Ставропольский Самарской области к субъекту Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области с участием третьих лиц: Министерства управления финансами Самарской области, Правительства Самарской области, о взыскании убытков,

установил:

Муниципальное образование муниципальный район Ставропольский в лице администрации муниципального района Ставропольский Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Субъекту Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании убытков в размере 2 180 236 руб., возникших в результате внеочередного предоставления жилого помещения инвалидам по решениям судов (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 июня 2017 года с субъекта Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального образования муниципальный район Ставропольский в лице администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Россия взыскано 2 180 326 руб. убытков.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство управления финансами Самарской области и Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционных[ жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Представитель Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области с апелляционными жалобами не согласен. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены (направлением почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ) в связи с чем суд вправе рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 19 июня 2017 года по делу N А55-1993/2017, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, решением Ставропольского районного суда Самарской области от 01.10.2013 администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области обязали предоставить Рудольф В.И. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек.
Судом установлено, что Рудольф Н.М. страдает хроническим заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 57 ЖК РФ - предоставление жилого помещения по договорам социального найма для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения администрации муниципального района Ставропольский Самарской от 28.01.2015 г. N 689 "О предоставлении Рудольф Владимиру Ивановичу жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, село Ягодная, переулок Благополучный, N 6, дом 7-г, квартира 1" Рудольф В.И. была предоставлена по договору социального найма от 29.01.2015. N 39 - квартира, общей площадью 33,5 кв. м по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, село Ягодная, переулок Благополучный, N 6, дом 7-г, квартира 1.
В соответствии с договором купли-продажи N 633 от 04.12.2014 г. стоимость квартиры, общей площадью 33,5 кв. м по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, село Ягодная, переулок Благополучный, N 6, дом 7-г, квартира 1, составила 1 080 040 руб. 00 коп.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 18.04.2016 г. администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области обязали предоставить Рябченко Е.Ю. жилую площадь на территории муниципального района Ставропольский, площадью не ниже установленной нормы предоставления на территории муниципального района Ставропольский, по договору социального найма.
Судом установлено, что Рябченко Е.Ю. страдает хроническим психическим заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 57 ЖК РФ - предоставление жилого помещения по договорам социального найма для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения администрации муниципального района Ставропольский Самарской от 29.07.2016 г. N 5330 "О предоставлении Рябченко Елене Юрьевне жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, ул. Ежевичная, N 32 квартира 23" Рябченко И.А. была предоставлена по договору социального найма от 01.08.2016. N 295 - квартира, общей площадью 34,1 кв. м по адресу: Самарская область, Ставропольский район, сельское поселение Подстепки, ул. Ежевичная, д. 32 квартира 23.
В соответствии с договором купли-продажи N 523 от 25.12.2015 г. стоимость квартиры, общей площадью 34,1 кв. м по адресу: Самарская область, Ставропольский район, сельское поселение Подстепки, ул. Ежевичная, д. 32 квартира 23, составила 1 100 286 руб. 00 коп.
Исковые требования заявлены в порядке ст. 15, 1069, 1070 ГК РФ - о взыскании убытков в общей сумме 2 180 236 руб. 00 коп., составляющих стоимость приобретенных администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области двух вышеназванных квартир.
Данные судебные акты исполнены за счет муниципального бюджета городского округа Тольятти, что подтверждается материалами дела.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно п. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Согласно статье 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 вышеназванного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 вышеназванного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.06.2006 г. N 87-ГД: "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и областным законом нуждающимися в жилых помещениях.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (часть 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан").
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закон Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В силу статьи 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Обеспечение реализации решений органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета (ст. 84 БК РФ).
Как верно установлено судом первой инстанции, Администрация муниципального района Ставропольский выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения вышеуказанным гражданам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал.
С учетом установленных по делу обстоятельств, является верным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку соответствующие расходы были понесены за счет средств муниципального бюджета, муниципальное образование в силу ст. 1102 ГК РФ имеет право требовать возмещения ему соответствующих расходов за счет обязанного лица - субъекта Российской Федерации - Самарской в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета по ведомственной принадлежности (ст. ст. 6, 158 БК РФ).
Согласно статье 1069 ГК РФ возмещению подлежит вред, причиненный гражданину или юридическому лицу.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, соответственно у Администрации муниципального района Ставропольский отсутствовали основания для отказа в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Доказательств целевого выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, ответчиком, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, в материалы дела представлено не было.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, в частности, указано, что к ведению Минсоцдемографии относится в том числе обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Принимая во внимание установленные по делу доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 2 Закона Самарской области от 11.06.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", ст. ст. 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. N 304-ЭС16-15396, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28 октября 2016 г. N Ф06-14237/2016 по делу N А55-30672/2015.
Суд, учитывая факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования по предоставлению жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, правомерно удовлетворил требования по иску за счет казны Самарской области.
Доводы апелляционных жалоб всесторонне изучены судебной коллегией и не нашли своего подтверждения в материалах дела и в представленных доказательствах.
Таким образом, в нарушение ст. 65 АПК РФ, заявители апелляционных жалоб не доказали обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Так как доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к безусловной отмене судебного акта по статье 270 АПК РФ, не установлено, решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июня 2017 года по делу N А55-1993/2017 является законным и обоснованным. Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июня 2017 года по делу N А55-1993/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Ю.Е.ХОЛОДКОВА

Судьи
А.И.АЛЕКСАНДРОВ
Н.А.СЕЛИВЕРСТОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)