Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2017 N 13АП-8408/2017 ПО ДЕЛУ N А26-21/2017

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Договор управления многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2017 г. N 13АП-8408/2017

Дело N А26-21/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2017 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Толкунов В.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.
при участии: без вызова сторон
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8408/2017) Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.03.2017 по делу N А26-21/2017 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия
к ГЖИ Республики Карелия
об оспаривании постановления
установил:

Администрация Прионежского муниципального района (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 01.12.2016 N 16-20/176-16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 06.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на отсутствие своей вины, указывая на отсутствие состава административного правонарушения, так как 10.10.2016 в ответе Инспекции сообщила, что в конце 2016 года - начале 2017 года планируется проведение конкурса на выбор управляющей компании для спорного дома, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по жалобе жильца 17.10.2016 должностным лицом Инспекции на основании на распоряжения N 646 от 14.10.2016 проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой установлены факты ненадлежащего содержания многоквартирного дома (далее - МКД) N 19 в п. Пухта Прионежского района Республики Карелия.
В указанном МКД 3 квартиры общей площадью 61,3 кв. м из 4-х квартир общей площадью 81,4 кв. м (75%) находятся в собственности Администрации. Жители указанного жилого дома проживают в жилых помещениях на основании договора социального найма.
Согласно информации, представленной Администрацией, в момент проведения проверки управляющая домом организации не определена, проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации запланировано на январь 2017 года, договор на обслуживание общего имущества дома не заключен, сведений о проведении каких-либо ремонтных работ в рассматриваемом доме не представлено. Также установлено в указанном доме крыша (шифер) протекает, фундамент подкосился, несущие конструкции крыши провисают, деревянная обшивка стен повреждена гнилью, целостность ограждающих конструкций нарушена.
Результаты проверки оформлены в акте от 17.10.2016 N 646.
По результатам проверки от 10.11.2016 должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлен протокол N 000243 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
Постановлением от 01.12.2016 N 16-20/176-16 Администрация признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в числе прочего соблюдение требований к надежности и безопасности МКД; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).
В статье 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Материалами дела подтверждается, что Администрация является наймодателем по отношению к гражданам, проживающим во всех жилых домах, принадлежащих Прионежскому муниципальному району, несет бремя содержания квартир, сданных в наем, а также общего имущества этих домов и обязана принимать участие в надлежащем содержании и осуществлять капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Свою обязанность по надлежащему содержанию спорного МКД заявитель признает в пояснениях ГЖИ от 30.11.2016 (л.д. 42).
По общему правилу, установленному статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 2 статьи 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимые коммунальные услуги, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Из положений статей 2 и 4 ЖК РФ следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе предоставляют гражданам жилые помещения, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Частью 4 статьи 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан:
- - принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;
- - осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;
- - обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 (далее - Правила N 25), установлена обязанность наймодателя систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений и профилактическое обслуживание санитарно-технического оборудования, находящегося в них, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 9 Правил N 25 наниматель имеет право требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Статья 66 ЖК РФ предусматривает ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с частью 1 этой же статьи наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый, в том числе управляющей организацией, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которыми определено, что включается в содержание и техническое обслуживание дома, установлены параметры и условия, которым должны отвечать строительные конструкции дома в целях обеспечения безопасности людей, соблюдения характеристик надежности и безопасности жилого дома.
Согласно пункту 1.8 Правил N 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание.
Пунктом 2.1.1 Правил N 170 предусмотрены плановые осмотры жилых зданий, которые следует проводить в виде общих осмотров, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство, и частичных осмотров, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений. После обильных снегопадов и других явлений стихийного характера должны производиться внеочередные (внеплановые) осмотры. Кроме того, Правилами N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние кровли; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли (пункт 4.6.1.1).
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке) (пункт 4.6.1.2 Правил N 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние фундаментов; устранение повреждений фундаментов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.1.1 Правил N 170).
Приложением N 7 к Правилам N 170 установлено, что работы по устранению местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт фасадов, усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции относятся к текущему ремонту.
Поскольку доля муниципальной собственности в доме N 19 п. Пухта составляет 75%, то Администрация имеет определяющую роль в принятии решений собственников о необходимости проведения текущего ремонта общего имущества.
Таким образом, Администрация является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения (лицом, ответственным за содержание спорного МКД).
В соответствии с частью 2 статьи 163 ЖК РФ управление МКД, в котором доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Администрация, как лицо ответственное за содержание муниципального имущества, не принимает своевременные и необходимые меры в целях обеспечения безопасности и создания нормативных условий для граждан, проживающих в муниципальных квартирах дома N 19 в п. Пухта, а также не принимает участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) ситуация, при которой управляющая компания перестала осуществлять управление МКД, может повлечь за собой ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, и может рассматриваться как чрезвычайная. В соответствии с полномочиями, установленными пунктом 3 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ, орган местного самоуправления вправе определить муниципальную организацию, имеющую лицензию на управление многоквартирными домами, ответственной за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД на период проведения конкурса на право заключения договора по управлению МКД, и до вступления в силу договора, заключенного по результатам его проведения.
Администрацией в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, указывающие на невозможность обеспечить содержание муниципального имущества по состоянию на 07.10.2016 в надлежащем состоянии или о невозможности соблюдения общеобязательных требований законодательства Российской Федерации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Администрация не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась.
Доказательства, подтверждающие, что Администрацией до проведения проверки были приняты все зависящие от нее достаточные и эффективные меры, направленные на соблюдение правил содержания и ремонта указанного дома, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, вывод административного органа и суда первой инстанции о виновности и наличии состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является правомерным.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено.
Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), в том числе исходя из объекта его посягательства, не имеется.
Штраф назначен в пределах санкции соответствующей нормы, отвечает принципам и целям административного наказания.
Поскольку судом первой инстанции правильно установлены все фактические обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам и материалам дела, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.03.2017 по делу N А26-21/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)