Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 08.08.2016 N 33-8922/2016

Требование: 1) О признании недействительным договора найма служебного жилого помещения; 2) О выселении без предоставления другого жилья.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Ответчики не освобождают спорное жилое помещение, не имея правовых оснований для проживания в нем.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. N 33-8922/2016


Судья Охроменко С.А.

08 августа 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Тихоновой Ю.Б.
судей Ашихминой Е.Ю., Елисеевой А.Л.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашихминой Е.Ю. гражданское дело по иску Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах Российской Федерации к Х.М., Х.Ю., Х.Т.М., Х.А.М. о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения и выселении о без предоставления другого жилья
по апелляционной жалобе Х.М.
на заочное решение Канского городского суда Красноярского края от 21 декабря 2015 г., которым иск удовлетворен, признан недействительным договор N от <дата> между ФГУ "Иннокентьевская КЭЧ района" Минобороны России и Х.М. найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>-12, <адрес>, из которого выселены без предоставления другого жилого помещения Х.М., Х.Ю., Х.Т.М., Х.А.М.; с Х.М. и Х.Ю. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета по <данные изъяты> руб. с каждого.
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Красноярского гарнизона обратился в защиту интересов Российской Федерации к военнослужащему Х.М. и членам его семьи Х.Ю., Х.Т.М., Х.А.М. о признании недействительным договора N от <дата> между ФГУ "Иннокентьевская КЭЧ района" Минобороны России и Х.М. найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>-12, <адрес>, ссылаясь, что оно не имеет статус служебного и не могло быть предоставлено по указанному договору; о выселении ответчиков без предоставления другого жилья ввиду обеспечения семьи военнослужащего Х.М., признанного в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, путем предоставления жилищной субсидии с учетом всех членов семьи, которая им получена, однако ответчики не освобождают спорное жилое помещение, не имея правовых оснований для проживания в нем.
Судом первой инстанции постановлено приведенное заочное решение.
В апелляционной жалобе Х.М. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на множественные процессуальные нарушения, выразившееся в не извещении о времени и месте судебного разбирательства; в разрешении спора о правах несовершеннолетних членов семьи без привлечения органа опеки и попечительства; а также ссылаясь на не соответствие выводов суда в решении о принадлежности спорного жилого помещения Российской Федерации обстоятельствам дела, в которых нет доказательств регистрации в установленном порядке права за данным публичным субъектом; на нарушение и неправильное применение норм материального права, в силу которых он подлежит обеспечению служебным жильем по месту службы на весь срок, которую продолжает по настоящее время; отобранное у него при оформлении документов на получение жилищной субсидии обязательство об освобождении спорного жилого помещения ничтожно при наличии действующего договора служебного найма и отсутствии законных оснований для его досрочного прекращения, к которым не относится обстоятельство получения им жилищной субсидии, которая направлена на строительство не завершенного по настоящее время жилья в другом регионе. Настаивает также на применении к требованию истца о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения последствий пропуска срока исковой давности, о котором заявлено в суде первой инстанции.
В письменном возражении Военный прокурор Красноярского гарнизона просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, заслушав представителя Х.М. С., помощника Военного прокурора Красноярского гарнизона Ш., проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об изменении решения по основанию, установленному п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ ввиду нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права.
На основании ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 настоящего Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В силу абз. 13 п. 1 ст. 15 настоящего Закона военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 настоящего Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу положений п. 16 ст. 15 настоящего Закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством РФ.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15).
Таким образом, из системного толкования приведенных норм права следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
- В соответствии с п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04 мая 1999 г. N 487, жилищный договор расторгается в случае обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
Материалами дела установлено, что Х.М. проходит военную службу с 1993 г., в настоящее время в войсковой части с дислокацией в <адрес> края (л.д. 26 т. 1).
<дата> между ФГУ "Иннокентьевская КЭЧ района" Минобороны России и Х.М. заключен договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>-12, <адрес>, предоставленного ему на срок прохождения службы и членам семьи супруге Х.Ю., детям Х.Т.М. рождения <данные изъяты> г., Х.А.М. рождения <данные изъяты> г., в котором они по настоящее время зарегистрированы и проживают (л.д. 8-11 т. 1).
Данное жилое помещение является жилым помещением государственного жилищного фонда Вооруженных сил РФ, находилось на территории закрытого на момент заключения договора военного городка, который исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков распоряжением Правительства РФ от <дата> N -р, однако в установленном порядке орган, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, решения о передаче спорного жилого помещения в муниципальную собственность не принимал, стороны на принятие такого решения в суде первой инстанции не ссылались и в материалах дела оно отсутствует.
Следовательно, спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и находится в ведении военного ведомства.
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" от <дата> Х.М., как признанному в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, и совместно проживающим с ним членам семьи: супруге Х.Ю., детям Х.Т.М., Х.А.М. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере <данные изъяты> руб. из расчета норматива общей площади жилого помещения <данные изъяты> кв. м, которая зачислена на банковский счет Х.М. полностью <дата>, в связи с чем, решением ФГКУ "Центррегионжилье" от <дата> военнослужащий Х.М. совместно с членами семьи в указанном составе снят с учета нуждающихся в жилом помещении, как обеспеченный жилым помещением путем предоставления субсидии, и согласно подписанного <дата> между ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны РФ и Х.М. и совершеннолетним членом его семьи Х.Ю. соглашения, они обязались освободить спорное жилое помещение и сняться с регистрационного учета не позднее четырех месяцев со дня перечисления субсидии на счет военнослужащего (л.д. 13-18 т. 1).
Таким образом, предоставленная ответчику Х. МА.А. в установленном законом порядке, как военнослужащему-гражданину, и членам его семьи, жилищная субсидия на условиях, при которых они утратили основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, влечет досрочное прекращение договора служебного найма спорного жилого помещения, поскольку военнослужащий и члены его семьи имеют возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
В таком положении, судебная коллегия соглашается с правильным выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленного прокурором иска в защиту интересов Российской Федерации о выселении ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого.
Вместе с тем, нарушает нормы материального и процессуального права решение суда в части признания вышеуказанного договора найма служебного помещения недействительным, принимая которое, суд исходил из того, что спорное жилье в установленном порядке не признано служебным.
Не соглашаясь с таким выводом, судебная коллегия руководствуется нормами п. 2 ст. 166, ст. 168 ГК РФ, и ст. 2 ГПК РФ, из систематического толкования которых следует, что защите подлежит только нарушенное или оспариваемое право, а требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено только заинтересованным лицом, права которого восстанавливаются посредством применения таких последствий.
Последствием применения недействительности сделки является в силу ст. 167 ГК РФ возвращение сторон в первоначальное положение.
Последствием недействительности ничтожного договора найма жилого помещения является истребование его наймодателем, то есть выселение.
Вместе с тем, ответчики не имеют правовых оснований для проживания в спорной квартире и выселены независимо от правовой квалификации договора найма, поскольку обеспечены в ином порядке жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
В таком положении, поскольку имущественные права Российской Федерации на спорное жилье восстановлены настоящим решением о выселении ответчиков по иным основаниям, не имеется законных оснований для удовлетворения иска о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным.
В связи с чем, решение суда подлежит изменению путем отмены в указанной части с принятием нового решения об отказе в иске.
В остальной части решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Опровергается материалами дела довод апелляционной жалобы о нарушении судом процессуальных норм не извещением ответчиков о времени и месте судебного заседания, которые получили извещения <дата> по адресу спорного жилого помещения заказной корреспонденцией (л.д. 189-192 т. 1).
Не состоятелен довод жалобы о незаконности решения ввиду не привлечения к участию в деле для дачи заключения органа опеки и попечительства, поскольку нормами действующего законодательства РФ участие данного органа по настоящей категории спора не требуется.
Заявление представителя И. С. в заседании судебной коллегии о необходимости предоставления отсрочки исполнения решения суда не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, поскольку рассматривается и разрешается судом первой инстанции в порядке, установленном ст. 203 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных судом обстоятельств, и не могут служить основанием к отмене, либо изменению законного и обоснованного решения суда.
Вопрос о взыскании с совершеннолетних ответчиков в доход местного бюджета государственной пошлины в равнодолевом порядке разрешен судом в соответствии с требованием ст. 103 ГПК РФ, однако ее размер подлежит уменьшению до 300 руб. за одно удовлетворенное требование неимущественного характера, по 150 руб. с каждого ответчика.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

заочное решение Канского городского суда Красноярского края от 21 декабря 2015 г. изменить:
- отменить решение в части удовлетворения иска о признании недействительным договора N от <дата> между ФГУ "Иннокентьевская КЭЧ района" Минобороны России и Х.М. найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>-<адрес> <адрес>, приняв новое решение об отказе в удовлетворении иска Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах Российской Федерации в указанной части;
- уменьшить размер взысканной с Х.М. и Х.Ю. государственной пошлины в доход местного бюджета до <данные изъяты> руб. с каждого.
В остальной части настоящее решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.М. - без удовлетворения.

Председательствующий
Ю.Б.ТИХОНОВА

Судьи
Е.Ю.АШИХМИНА
А.Л.ЕЛИСЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)