Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец был включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, дополнительно включен в отдельный список граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, дающего право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, признан малоимущим. До настоящего времени истцу не предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шукшина Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей: Вотиной В.И., Ячменевой А.Б.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя администрации Города Томска Ж.Е.ЮА. на решение Советского районного суда г. Томска от 17 июля 2017 года
гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в интересах А., к администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Семеновой О.С. и материального истца А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
прокурор Ленинского района г. Томска, действуя в интересах А., обратился в Советский районный суд г. Томска с иском к администрации Города Томска, в котором просил обязать ответчика предоставить А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 50 кв. м, состоящее не менее чем из двух комнат, в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права на дополнительную площадь.
В обоснование иска указал, что А. проживает в г. Томске, страдает тяжелой формой хронического заболевания, в связи с чем по состоянию здоровья имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Решением жилищной комиссии от 24.04.2000 А. была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжением главы администрации Ленинского района Города Томска от 30.03.2017 А. дополнительно включена в отдельный список граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, дающего право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Распоряжением главы администрации Ленинского района Города Томска от 15.03.2017 А. с составом семьи: А. (дочь) и А. (мать) признаны малоимущими. До настоящего времени А. не предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г. и материальный истец А. заявленные требований поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика администрации Города Томска и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Томской области.
Обжалуемым решением на основании п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека, ст. 12, 40, 41, ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 49, ч. 1, 2 ст. 50, п. 4 ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1, 3, 6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", абз. 10 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь", ст. 39 Устава Города Томска, п. 2 решения Думы Города Томска от 02.02.2016 N 136 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворены: на администрацию Города Томска возложена обязанность предоставить А., /__/ года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 50 кв. м, состоящее не менее чем из двух комнат, в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В апелляционной жалобе представитель администрации Города Томска Ж.Е.ЮБ. просит решение Советского районного суда г. Томска от 17.07.2017 отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает на то, что администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обеспечение жилыми помещениями инвалидов является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика администрации Города Томска, третьего лица Администрации Томской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением жилищной комиссии Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 25.04.2000 мать А. была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в льготный список семей, имеющих на иждивении ребенка-инвалида (А.), на основании пункта 7а "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области", утвержденных решением Томского облисполкома от 26.02.1985 N 59.
Решением жилищной комиссии при администрации Ленинского района г. Томска от 11.07.2006 льготная очередь инвалидов от общего заболевания была переведена с А. на имя А. в связи с достижением последней совершеннолетия.
Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска N 630 от 30.03.2016 А. дополнительно включена в отдельный список граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 4 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-03 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 15.03.2017 N 493 А., с составом семьи: А. (дочь) и А. (мать), признаны малоимущими гражданами.
В соответствии с п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совестное проживание граждан в жилом помещении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006, к данным заболеваниям отнесено заболевание А., что подтверждается врачебной справкой от 07.07.2017 N 77 /__/.
Заболевание А. также входит в перечень, согласно которому она имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 817 от 21.12.2004, что подтверждено врачебной справкой от 07.07.2017 N 76 /__/.
Таким образом, характер заболевания А. предусматривает право на получение льгот в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 и постановлением Правительства Российской Федерации N 817 от 21.12.2004.
Как следует из материалов дела, А. в настоящее время проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении общей площадью /__/ кв. м, расположенном по адресу: /__/, в котором также проживают А. (дочь) и А. (мать).
Иного жилья А. на праве собственности не имеет, что подтверждается сведениями Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 01.06.2017 N 2443/1347, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 01.06.2017 N 70/029/005/2017-294, от 05.06.2017 N 70-00-4001/5001/2017-3986.
Согласно ответу администрации Ленинского района г. Томска от 27.04.2017 N 01-18/1349-ж на 2017 год учетный номер А. в общем списке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, - 1473, в льготном списке инвалидов от общего заболевания - 9, в списке граждан, страдающих тяжелыми формами хроническими заболеваний, - 46.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию Города Томска обязанности предоставить А. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи с тем, что она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и малоимущей.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделан в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Довод жалобы о том, что администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком и не обладает полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, судебная коллегия находит несостоятельным.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 551-О-О следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В отношении категории лиц, к которой относится А., вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда Томской области) жилое помещение ей не может быть предоставлено.
При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить этих граждан права на получение жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должны применяться нормы пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном понимании и толковании норм права, о незаконности оспариваемого решения не свидетельствуют, основаниями к его отмене служить не могут.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что А. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь.
Так, согласно части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации указано на перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которой совместное проживание с гражданином в одной квартире невозможно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, к которым относятся, в том числе, /__/.
Из материалов дела следует, что заболевание А. (/__/) входит в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, следовательно, она обладает правом на дополнительную площадь, превышающую норму предоставления, но не более чем в два раза.
Учитывая, что решением Думы Города Томска от 02.02.2016 N 136 на территории муниципального образования "Город Томск" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 25,0 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего гражданина, судом первой инстанции на администрацию Города Томска обоснованно возложена обязанность по предоставлению А. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 50 кв. м в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
При таких обстоятельствах указание в резолютивной части решения суда на право А. на дополнительную площадь является излишним.
Кроме того, суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о предоставлении А. жилого помещения, состоящего не менее чем из двух комнат, поскольку действующее жилищное законодательство не содержит нормы, предусматривающей такую обязанность при обеспечении жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем решение подлежит изменению.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Советского районного суда г. Томска от 17 июля 2017 года изменить, изложить абзац 2 резолютивной части в следующей редакции: "Обязать администрацию Города Томска предоставить А., /__/ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не менее /__/ кв. м в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам".
В остальной части решение Советского районного суда г. Томска от 17 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Города Томска Ж.Е.ЮА. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-3152/2017
Требование: О предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец был включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, дополнительно включен в отдельный список граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, дающего право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, признан малоимущим. До настоящего времени истцу не предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2017 г. по делу N 33-3152/2017
Судья: Шукшина Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей: Вотиной В.И., Ячменевой А.Б.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя администрации Города Томска Ж.Е.ЮА. на решение Советского районного суда г. Томска от 17 июля 2017 года
гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в интересах А., к администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Семеновой О.С. и материального истца А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района г. Томска, действуя в интересах А., обратился в Советский районный суд г. Томска с иском к администрации Города Томска, в котором просил обязать ответчика предоставить А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 50 кв. м, состоящее не менее чем из двух комнат, в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права на дополнительную площадь.
В обоснование иска указал, что А. проживает в г. Томске, страдает тяжелой формой хронического заболевания, в связи с чем по состоянию здоровья имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Решением жилищной комиссии от 24.04.2000 А. была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжением главы администрации Ленинского района Города Томска от 30.03.2017 А. дополнительно включена в отдельный список граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, дающего право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Распоряжением главы администрации Ленинского района Города Томска от 15.03.2017 А. с составом семьи: А. (дочь) и А. (мать) признаны малоимущими. До настоящего времени А. не предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г. и материальный истец А. заявленные требований поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика администрации Города Томска и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Томской области.
Обжалуемым решением на основании п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека, ст. 12, 40, 41, ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 49, ч. 1, 2 ст. 50, п. 4 ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1, 3, 6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", абз. 10 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь", ст. 39 Устава Города Томска, п. 2 решения Думы Города Томска от 02.02.2016 N 136 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворены: на администрацию Города Томска возложена обязанность предоставить А., /__/ года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 50 кв. м, состоящее не менее чем из двух комнат, в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В апелляционной жалобе представитель администрации Города Томска Ж.Е.ЮБ. просит решение Советского районного суда г. Томска от 17.07.2017 отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает на то, что администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обеспечение жилыми помещениями инвалидов является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика администрации Города Томска, третьего лица Администрации Томской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением жилищной комиссии Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 25.04.2000 мать А. была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в льготный список семей, имеющих на иждивении ребенка-инвалида (А.), на основании пункта 7а "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области", утвержденных решением Томского облисполкома от 26.02.1985 N 59.
Решением жилищной комиссии при администрации Ленинского района г. Томска от 11.07.2006 льготная очередь инвалидов от общего заболевания была переведена с А. на имя А. в связи с достижением последней совершеннолетия.
Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска N 630 от 30.03.2016 А. дополнительно включена в отдельный список граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 4 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-03 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 15.03.2017 N 493 А., с составом семьи: А. (дочь) и А. (мать), признаны малоимущими гражданами.
В соответствии с п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совестное проживание граждан в жилом помещении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006, к данным заболеваниям отнесено заболевание А., что подтверждается врачебной справкой от 07.07.2017 N 77 /__/.
Заболевание А. также входит в перечень, согласно которому она имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 817 от 21.12.2004, что подтверждено врачебной справкой от 07.07.2017 N 76 /__/.
Таким образом, характер заболевания А. предусматривает право на получение льгот в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 и постановлением Правительства Российской Федерации N 817 от 21.12.2004.
Как следует из материалов дела, А. в настоящее время проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении общей площадью /__/ кв. м, расположенном по адресу: /__/, в котором также проживают А. (дочь) и А. (мать).
Иного жилья А. на праве собственности не имеет, что подтверждается сведениями Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 01.06.2017 N 2443/1347, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 01.06.2017 N 70/029/005/2017-294, от 05.06.2017 N 70-00-4001/5001/2017-3986.
Согласно ответу администрации Ленинского района г. Томска от 27.04.2017 N 01-18/1349-ж на 2017 год учетный номер А. в общем списке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, - 1473, в льготном списке инвалидов от общего заболевания - 9, в списке граждан, страдающих тяжелыми формами хроническими заболеваний, - 46.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию Города Томска обязанности предоставить А. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи с тем, что она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и малоимущей.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделан в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Довод жалобы о том, что администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком и не обладает полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, судебная коллегия находит несостоятельным.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 551-О-О следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В отношении категории лиц, к которой относится А., вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда Томской области) жилое помещение ей не может быть предоставлено.
При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить этих граждан права на получение жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должны применяться нормы пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном понимании и толковании норм права, о незаконности оспариваемого решения не свидетельствуют, основаниями к его отмене служить не могут.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что А. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь.
Так, согласно части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации указано на перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которой совместное проживание с гражданином в одной квартире невозможно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, к которым относятся, в том числе, /__/.
Из материалов дела следует, что заболевание А. (/__/) входит в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, следовательно, она обладает правом на дополнительную площадь, превышающую норму предоставления, но не более чем в два раза.
Учитывая, что решением Думы Города Томска от 02.02.2016 N 136 на территории муниципального образования "Город Томск" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 25,0 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего гражданина, судом первой инстанции на администрацию Города Томска обоснованно возложена обязанность по предоставлению А. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 50 кв. м в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
При таких обстоятельствах указание в резолютивной части решения суда на право А. на дополнительную площадь является излишним.
Кроме того, суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о предоставлении А. жилого помещения, состоящего не менее чем из двух комнат, поскольку действующее жилищное законодательство не содержит нормы, предусматривающей такую обязанность при обеспечении жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем решение подлежит изменению.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 17 июля 2017 года изменить, изложить абзац 2 резолютивной части в следующей редакции: "Обязать администрацию Города Томска предоставить А., /__/ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не менее /__/ кв. м в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам".
В остальной части решение Советского районного суда г. Томска от 17 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Города Томска Ж.Е.ЮА. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)