Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕНЗЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.02.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-458/2016

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. по делу N 33а-458/2016


Судья: Костина Т.Г.

11 февраля 2016 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Овчаренко А.Н.,
судей Крючковой Н.П., Репиной Е.В.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе Г. на решение Лопатинского районного суда Пензенской области от 18 ноября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных Г. требований о признании бездействия Администрации Русско-Камешкирского сельского совета Камешкирского района Пензенской области незаконным и понуждении к совершению определенных действий отказать",
заслушав доклад судьи Овчаренко А.Н., объяснения административного истца Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего решение суда отменить,

установила:

Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Русско-Камешкирского сельского совета Камешкирского района Пензенской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, указав, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для граждан, указанных в ч. 3 ст. 13 вышеуказанного закона, в том числе на однократное обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ, поскольку общая площадь жилого помещения, в котором он проживает в составе семьи из <данные изъяты> человек, составляет <данные изъяты> кв. м., учетная норма жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Русско-Камешкирскому сельсовету составляет 10 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека. Он неоднократно обращался в администрацию Русско-Камешкирского сельсовета о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в чем ему было отказано органом местного самоуправления. Постановлением администрации Русско-Камешкирского сельсовета от 21.02.2013 г. N 21 он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет, однако в постановлении не указано, что он поставлен на учет как гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
По указанным основаниям, Г. просил суд признать бездействие администрации Русско-Камешкирского сельсовета, выразившееся в непринятии действенных мер к постановке его на учет как гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" незаконным, обязать администрацию Русско-Камешкирского сельсовета поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Лопатинский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец Г. просил отменить данное решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на недоказанность выводов суда и их несоответствие положениям Жилищного кодекса РФ.
В письменных возражениях представитель административного ответчика - глава администрации Русско-Камешкирского сельсовета Камешкирского района Пензенской области считал доводы апелляционной жалобы необоснованными, просил отказать в ее удовлетворении и оставить решение суда без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, исходя из следующего.
В соответствии с положениями частей 1 - 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
- Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- В соответствии с частями 1, 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу положений статей 14 и 52 Жилищного кодекса РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и ведение данного учета отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Как установил суд, Г. относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, является лицом, перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение данной категории граждан жильем осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153.
Согласно пункту 19 данных Правил граждане, относящиеся к указанной категории, для участия в подпрограмме подают в органы местного самоуправления соответствующие документы, в том числе документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, а также выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях).
Как следует из обстоятельств дела, 03 декабря 2009 года Г. обратился в администрацию Русско-Камешкирского сельсовета с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 42).
Постановлением администрации Русско-Камешкирского сельсовета от 13 июля 2010 года N 37 Г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на жилищный учет по дате подачи заявления 03 декабря 2009 года с указанием основания его права на обеспечение жилым помещением, предусмотренного Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д. 43).
Постановлением администрации Русско-Камешкирского сельсовета от 10 мая 2012 года N 71 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 24 января 2013 года N 10) указанное постановление администрации Русско-Камешкирского сельсовета от 13 июля 2010 года N 37 было отменено (л.д. 9, 10).
Постановлением администрации Русско-Камешкирского сельсовета от 21 февраля 2013 года N 21 вышеуказанные постановления от 10 мая 2012 года N 71 и от 24 января 2013 года N 10 (которыми отменялось ранее принятое постановление от 13 июля 2010 года N 37) были отменены по протесту прокуратуры, Г. вновь был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. 12).
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
Обязанность доказывания данного обстоятельства возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Г., суд признал установленным и исходил из того, что оспариваемое бездействие органа местного самоуправления не нарушает его права и законные интересы, доказательств обратного административным истцом не представлено.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и вышеприведенным правовым нормам.
Как следует из обстоятельств дела, Г. с учетом постановлений администрации Русско-Камешкирского сельсовета от 13 июля 2010 года N 37 и от 21 февраля 2013 года N 21 в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на жилищный учет; в правоотношения, урегулированные Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, Г. с органом местного самоуправления не вступал; администрации Русско-Камешкирского сельсовета не оспаривается право административного истца на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, которое предусмотрено Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и, само по себе, не является производным от решений и действий органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, права и законные интересы Г. оспариваемым бездействием не нарушены, в связи с чем, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неверному исходу дела, судом не допущено, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Лопатинского районного суда Пензенской области от 18 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)