Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 26.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-38407/2017

Требование: О выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает, что ответчик незаконно занимает жилое помещение, это установлено в ходе инвентаризации специализированного жилого фонда Министерства обороны России, ответчик никогда на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял, трудовых отношений не имеет, контракт с Министерством обороны России не заключал.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2017 г. по делу N 33-38407


Судья: Артемкина Л.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Грицких Е.А.
судей Карпушкиной Е.И., Бузуновой Г.Н.
с участием прокурора Артамоновой О.Н.
при секретаре Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Карпушкиной Е.И. по апелляционной жалобе представителя З. фио на решение Таганского районного суда города Москвы от 21 октября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к фио о выселении - удовлетворить.
Выселить фио из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, без предоставления другого жилого помещения.
установила:

Истец Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском о выселении З. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: адрес (У1А), без предоставления другого жилого помещения. В обоснование заявленных требований истец указывает, что ответчик незаконного занимает жилое помещение по указанному адресу, что было установлено в ходе инвентаризации специализированного жилого фонда Министерства обороны России, ответчик никогда на учете нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны России не состояла, трудовых отношений с Министерством обороны России не имеет, контракт с Министерством обороны России не заключала, истцом ответчику была направлена претензия от 02 декабря 2015 с требованием освободить жилое помещение, в настоящий момент жилое помещение не освобождено.
Представитель истца Министерства обороны РФ по доверенности М. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Ответчик З. в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя по доверенности, Н., которая в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам письменных возражений.
Представитель третьего лица ГОУ ВПО "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" по доверенности Р.Е. явилась, исковые требования поддержала.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое представитель З. фио просит отменить, вынести новое решение об отказе в иске истцу о выселении.
В апелляционной жалобе ссылается на допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе.
Судом апелляционной инстанции приняты меры к надлежащему извещению лиц, участвующих по делу о времени и месте рассмотрения дела, однако представитель Минобороны РФ в заседание не явился, извещен, о причинах неявки коллегию не уведомил, в связи с чем коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие истца.
В судебную коллегию представитель 3-го лица ГОУ ВПО "Общевойсковая академия Вооруженных Сил российской Федерации" по доверенности Р.Е. Минобороны РФ в лице явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель З. фио считала доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению. Полагала, что решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В силу ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения в общежитиях.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно п. 2 ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В силу ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и статью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Статьей 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Установлено, что ответчик занимает жилое помещение по адресу: адрес (У1а), что подтверждается актом проверки жилых помещений от 18 марта 2016 года, где указано, что в ходе проверки жилых помещений, расположенных по адресу: адрес, установлено, что в помещении - комн. 144 фактически проживает З., бывший сотрудник АО "Славянка", о выселении предупреждена.
Согласно копии финансово-лицевого счета в спорном жилом помещении ответчик и члены ее семьи временно проживают с 01 февраля 2005 года. Постоянной регистрации по адресу места жительства ни ответчик, ни члены ее семьи не имеют. Ответчик З. зарегистрирована по адресу: адрес.
Установлено, что спорное жилое помещение, занятое ответчиком, является собственностью Российской Федерации и на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 28 апреля 2007 года N 1241-р "О внесении изменений в распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 22 ноября 2006 года N 4152-р", недвижимое имущество по адресу: адрес, закреплено за ГОУ ВПО "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" на праве оперативного управления.
Решением Калининского районного совета народных депутатов г. Москвы от 14 августа 1985 года N 33/1-8/1 спорное жилое помещение было включено в слушательский фонд Академии им. Куйбышева, используемый как специализированный жилой фонд для заселения слушателей и адъютантов.
Согласно ордеру от 22 августа 1985 года жилой дом по адресу: адрес передан ВИА им. В.В. Куйбышева.
Спорное жилое помещение является федеральной собственностью, отнесено к специализированному жилищному фонду, полномочия собственника в отношении указанного жилого помещения осуществляет Министерство обороны РФ.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР (действовавшего в период издания решения Калининского районного совета народных депутатов г. Москвы) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы (учебы) или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР 26 декабря 1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени внесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
По смыслу пп. 68 и 71 п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с его назначением, а также осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 03 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в вооруженных силах Российской Федерации", уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" и соответствующих инструкций определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. ст. 104 - 105 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Разрешая спор, суд учел, что З. является штатным сотрудником ВУНЦ СВ "Общевойсковая академия ВС РФ", однако в трудовых отношениях с истцом Министерством обороны РФ не состояла, слушателем, адъюнктом, преподавателем ГОУ ВПО Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации не являлась, военную службу в ГОУ ВПО Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации не проходила.
Выселяя ответчика без предоставления другого жилого помещения, суд пришел к правильному выводу, что не представлено доказательств законности вселения в жилое помещение, так, отсутствует ордер на вселение в комнату и решение Министерства обороны РФ о предоставлении в пользование З. жилого помещения, З. на учете нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны РФ не стояла, то есть законность вселения в спорное жилое помещение истцом не подтверждена, а соответственно, в сроки исковой давности на требования о выселении из незаконно занимаемого жилого помещения не распространяются.
Доказательств в подтверждение своих доводов о законности вселения и проживания в спорном жилом помещении и доказательств в крайней нуждаемости ответчика в данном жилом помещении не представлено.
Поскольку законные основания, позволяющие сохранить за ответчиком право пользования спорным жилым помещением, отсутствуют, военную службу у истца не З. не проходила, она не относится к перечню лиц, указанных в п. 2 ст. 103 ЖК РФ, и прав на предоставление ему жилого помещения в общежитии МО РФ не имеет, в настоящее время незаконно занимает служебное жилое помещение, суд удовлетворил исковые требования Министерства обороны РФ о выселении З. из жилого помещения по адресу: адрес (У1а).
Выводы суда первой инстанции мотивированны, основаны на оценке представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы представителя З. фио о том, что в подтверждение законности проживания в жилом помещении представлен договор о предоставлении жилого помещения для временного проживания от 05 февраля 2009 года, однако указанный договор в установленном порядке не согласован с квартирно-эксплуатационной частью, решения о предоставления комнаты ответчику не имеется, в архиве Военного научно-учебного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации" отсутствуют какие-либо документы, явившиеся основанием для заселения З. в спорное жилое помещение.
В апелляционной жалобе указывается на то, что в настоящее время ответчик является сотрудником истца, работает старшим лаборантом кафедры N 3 Федерального Государственного учреждения высшего профессионального образования Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации, которой по договору о временном проживании предоставили комнату в общежитии у ответчика, кроме того, было подано З. заявление о предоставлении жилья, на котором имеется резолюция Военно-инженерного университета.
Согласно адрес соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны РФ от 20 января 2014 года лица из гражданского персонала Вооруженных Сил России обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилого фонда, право гражданского персонала на обеспечение жилыми помещениями закреплено также в п. 3 Приказа Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. N 485 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации".
Изложенные выше доводы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции о том, что спорное жилое помещение ответчик занимает незаконно. Наличие у ответчика, как он утверждает, права на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда не порождает у него права пользования спорным жилым помещением.
На момент рассмотрения дела в суде второй инстанции, как пояснила представитель ответчика, документы, подтверждающие правомерность проживания ответчика в комнате 144 (У1А) по адресу адрес суду и судебной коллегии не представлены.
Истец в установленном законом порядке предупредил З. о том, что предназначенное для заселения военнослужащих помещение подлежит освобождению, занимаемое З. помещение распределено военнослужащему - очереднику Министерства обороны РФ.
Другие доводы аналогичны заявленным требованиям, которым суд дал надлежащую оценку.
Согласно ст. 123 (часть 3) Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные прежде всего с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Исходя из указанных особенностей гражданского судопроизводства, активность суда в собирании доказательств ограничена. Доказательств обоснованности занятия комнаты, в том числе документы, подтверждающие правомерность проживания ответчика в комнате 144 (У1А) по адресу адрес суду и судебной коллегии не представлены.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Таганского районного суда города Москвы от 21 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя З. фио - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)