Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 24.10.2016 ПО ДЕЛУ N 33-20086/2016

Требование: О заключении договора социального найма жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец считает, что с ним заключен не договор найма жилого помещения, а договор социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2016 г. по делу N 33-20086/2016


Судья: Серов Я.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей Идрисовой А.В., Нигматуллиной Р.Р.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 13 июля 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ш. к Администрации городского округа город Салават РБ о заключении договора социального найма жилого помещения - отказать.
Заслушав доклад судьи Нигматуллиной Р.Р., судебная коллегия

установила:

Ш. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать администрацию городского округа г. Салават Республики Башкортостан (далее по тексту - администрация ГО г. Салават РБ) заключить с истцом договор социального найма жилого помещения - на комнату, расположенную по адресу: адрес (также по тексту - спорное жилое помещение). Исковые требования мотивированы тем, что с дата по настоящее время работает в отделе адрес. В связи с отсутствием жилья она обратилась к руководству Управления ФМС России Республике Башкортостан с просьбой о содействии в предоставлении ей жилого помещения и сама обратилась ответчику о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма. В ответ на ее обращение и обращение УФМС России по Республике Башкортостан администрация ГО г. Салават РБ своим постановлением N ...-п от дата вынесла решение о предоставлении ей жилого помещения, находящегося по адресу: адрес на условиях социального найма, в последующем договор социального найма на это жилое помещение продлевался с 2014 года по 2015 год. Ежемесячно оплачивала коммунальные услуги, иные платежи.
дата истец обратилась в администрацию ГО г. Салават РБ с заявлением о рассмотрении вопроса о заключении с Ш.Л.С. договора социального найма на спорное жилое помещение, однако, до настоящего времени договор не заключен. Считает, что с истцом заключен не договор найма жилого помещения, а договор социального найма.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ш. просит решение суда отменить и вынести новое решение, указывая, что спорное жилое помещение истцу было предоставлено для проживания, не относится к общежитию, подлежат применению нормы Жилищного Кодекса о договоре социального найма.
Проверив материалы дела, выслушав истца Ш., поддержавшую апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Установлено, что постановлением администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан N ...-п от дата спорное жилое помещение исключен из фонда социального использования и предоставлен на условиях найма жилого помещения Ш. сроком на ... год, основанием указано обращение УФМС России по Республике Башкортостан о предоставлении временного жилого помещения их работнику Ш. (л.д. 11).
дата между сторонами спора заключен договор найма жилого помещения (л.д. 8 - 10).
Постановлением администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан N ...-п от дата продлен договор найма спорного жилого помещения с дата сроком на ... год (л.д. 65).
Постановлением администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан N ...-п от дата договор найма спорного жилого помещения с дата продлен сроком на ... года (л.д. 55), заключено дополнительное соглашение к договору найма от дата (л.д. 55).
дата Ш. обратилась с заявлением в администрацию ГО г. Салават РБ о перезаключении с ней договора социального найма на спорное жилое помещение вместо заключенного дата договора найма жилого помещения.
Администрацией ГО г. Салават РБ на указанное обращение Ш. дан ответ, что оснований для заключений с ней договора социального найма не имеется, поскольку она не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в данной администрации, ей дан ответ, что спорное жилое помещение ей по ходатайству УФМС России по РБ предоставлено во временное пользование (л.д. 13).
Судом первой инстанции установлено, что Ш. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий поставлена не была, на учете в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий не состоит.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что спорное жилое помещение было предоставлено Ш. во временное пользование по договору найма жилого помещения от дата, предусмотренных ЖК РФ оснований для заключения с Ш. договора социального найма также не имеется, поскольку в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии со ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования, однако, решение о предоставлении Ш. уполномоченным органом не принималось.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что с Ш. фактически заключался не договор найма жилого помещения, а договор социального найма являются необоснованными, поскольку Ш. суду не представлены доказательства о том, что она состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия принимает во внимание, что решения о предоставлении истцу спорного жилого помещения по договору социального найма уполномоченным органом не принималось, истец на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояла и не состоит, доказательств нуждаемости, о чем свидетельствовало бы принятие истца на учет в качестве нуждающейся в установленном законом порядке, не представила.
Судебная коллегия, соглашаясь с решением суда первой инстанции, также исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем документы, подтверждающие право Ш. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалы дела истцом представлены не были, как не были представлены и сведения о том, признавалась ли она в установленном порядке малоимущей.
Таким образом, проверив доводы апелляционной жалобы истца по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что они не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права. В апелляционной жалобе не приведены какие-либо новые, юридически значимые обстоятельства, требующие дополнительной проверки.
Судом фактические обстоятельства по делу установлены правильно, собранные по делу доказательства исследованы в судебном заседании, им дана надлежащая оценка.
Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия апелляционной инстанции,

определила:

решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 13 июля 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Ф.САФИН

Судьи
А.В.ИДРИСОВА
Р.Р.НИГМАТУЛЛИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)