Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 18.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-3600/2017

Требование: О признании незаконным исключения из списка очередности на улучшение жилищных условий и восстановлении в списке в целях получения государственного жилищного сертификата.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что состоял в очереди на улучшение жилищных условий, протоколом был исключен из списков очередников, считает данное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы, в настоящее время жилья в собственности не имеет, постоянно проживает в муниципальной квартире, места жительства не менял, нуждается в улучшении жилищных условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. по делу N 33а-3600/17


Судья Лиханов В.И.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Игнатьевой А.Р., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Г.А.,
с участием представителя административного истца К., представителя УФСИН России по РС (Я) Г.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда от 20 июля 2017 года по делу по административному иску Б. к ФКУ Исправительная колония N 1 УФСИН России по РС (Я) о признании незаконным исключения из списка очередности на улучшение жилищных условий и восстановлении в списке в целях получения государственного жилищного сертификата, которым
постановлено:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по РС (Я) от 10 ноября 2008 г. N... об исключении Б. из списка очередности на улучшение жилищных условий.
Восстановить Б. в список очередности на улучшение жилищных условий в целях получения государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения представителей сторон, судебная коллегия
установила:

Б. обратился в суд с иском с административным иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по РС (Я) об оспаривании действий по исключению из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий. Требования мотивировал тем, что проработал в системе УФСИН с 1996 г. по 2005 г., с 2002 г. состоял в очереди на улучшение жилищных условий. Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от 10 ноября 2008 г. истец исключен из списков очередников в связи с выездом за пределы республики, об этом узнал только 21 июня 2017 г. Считает, данное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы. В настоящее время жилья в собственности не имеет, с 1989 г. постоянно проживает в муниципальной квартире по адресу: .........., общей площадью *** кв. м с членами своей семьи, места жительства не менял, за пределы республики не выезжал, нуждается в улучшении жилищных условий. Просил суд отменить решение жилищно-бытовой комиссии и восстановить его в списке очередников на получение жилищного сертификата, поскольку оснований для снятия с очереди по указанному ответчиком основанию нет.
Судом принято вышеуказанное решение, которое обжаловано административным ответчиком. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права. Настаивает на правомерности своих действий. Указывает, что истцом пропущен срок обращения в суд. Также судом не проверена нуждаемость истца в улучшении жилищных условий и право истца состоять в такой очереди.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Б. проработал в системе УФСИН России по РС (Я) в должности ******** с 1996 г. по 2005 г. С 17 июля 2002 г. состоял в списке очередников на получение жилого помещения в ФГУ ИК-1.
Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФГУ ИК-1 УФСИН России по РС (Я) N... от 10 ноября 2008 г. истца сняли с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Республики Саха (Якутия).
Как следует из материалов дела, истец является нанимателем квартиры, находящейся в муниципальной собственности, расположенной по адресу: .........., общей площадью *** кв. м. Квартира предоставлена 08 февраля 1989 г. Вместе с истцом в квартире проживают и зарегистрированы Н., _______ г. рождения, и Т., _______ г. рождения, что подтверждается справкой паспортно-регистрационного управления МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "г. Якутск".
Истец места жительства не менял, проживает по вышеуказанному адресу с 1989 г., несет бремя расходов по содержанию данного жилья. Сведений о выезде Б. на постоянное место жительства за пределы республики ответчиком суду не представлено.
Таким образом, оснований для снятия Б. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий у ответчика не имелось. Удовлетворяя требования истца, суд обоснованно признал, что исключение его из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлено в нарушение законных прав и интересов истца.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку законные основания для снятия истца с жилищного учета у ответчика отсутствовали, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Б. подлежит восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на такой учет. При этом обстоятельства нуждаемости в жилье подлежат проверке жилищной комиссией после восстановления нарушенных прав истца.
Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 84 КАС РФ. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Доводы в жалобе о пропуске истцом срока для обращения в суд необоснованны.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из административного искового заявления, об исключении из списка очередником на получение жилищной субсидии истцу стало известно 21 июня 2017 г., в суд с настоящим административным исковым заявлением обратился 27 июня 2017 г., то есть в пределах установленного законом срока. Административным ответчиком доказательств о надлежащем уведомлении истца о принятом решении об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, суду не представлено. Уведомление от 16 июля 2007 г. (л.д. 42) не может быть принято во внимание, поскольку документ не содержит никаких сведений об исключении из списка очередников Б.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Якутского городского суда от 20 июля 2017 года по делу по административному иску Б. к ФКУ Исправительная колония N 1 УФСИН России по РС (Я) о признании незаконным исключения из списка очередности на улучшение жилищных условий и восстановлении в списке в целях получения государственного жилищного сертификата оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.НОЕВА
Судьи
А.Р.ИГНАТЬЕВА
С.Н.СЫРЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)