Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9154/2013

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. по делу N 33-9154/2013


Судья: Осколкова Г.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 16 июля 2013 года
по иску К. в лице представителя А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, 2-ому отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия

установила:

Истец, действуя через представителя А., обратилась в суд с иском к названным ответчикам о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование требований указала, что на основании договора *** от ДД.ММ.ГГ занимает ведомственное жилое помещение - двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Сведения о включении спорной квартиры в число служебных жилых помещений Алейского гарнизона отсутствуют, что подтверждается сообщением архивного отдела администрации г. Алейска и свидетельствует о том, что квартира не является служебной, была предоставлена на условиях социального найма. В приватизации жилых помещений истец ранее не участвовала.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" она обратилась с заявлением к ответчикам о передаче в собственность квартиры, занимаемой на основании договора. К заявлению были приложены все необходимые документы. Из ФГКУ "Центррегионжилье" поступил ответ от ДД.ММ.ГГ, согласно которому полномочия собственника жилищного фонда, переданного КЭЧ районов в Сибирском округе осуществляет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Из ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" ответа на заявление не поступило.
Просит признать за ней право собственности на жилое помещение - <адрес> в г. Алейске Алтайского края общей площадью <данные изъяты>., жилой <данные изъяты> в порядке приватизации.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 16 июля 2013 года исковые требования К. удовлетворены.
За К. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру N *** дома N *** по <адрес> в г. Алейске Алтайского края, общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты>
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование указывает на то, что спорное жилое помещение было предоставлено Ч.С.П. в качестве служебного из состава ведомственного жилого фонда на время исполнения трудовых обязанностей на основании договора найма служебного жилого помещения. Собственником имущества, закрепленного за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления, является Российская Федерация. Сведений о том, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации уполномочено распоряжаться имуществом Российской Федерации, не имеется. ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не наделено полномочиями и по передаче жилья в собственность граждан, в связи с чем, данное учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу. По мнению апеллятора, полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении военнослужащим жилья в собственность возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные управления, в частности, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца К. - А. просит решение оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь, что ответчиками не представлено сведений о том, что жилое помещение было отнесено к специализированному жилищному фонду в установленном законом порядке. Указывает также, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" является государственным предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, либо государственным учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, в связи с чем, является надлежащим ответчиком. Указание в жалобе на учреждения, которые наделены полномочиями по передаче жилых помещений в собственность в порядке приватизации не может повлечь отмену решения суда, поскольку указанные учреждения были привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
В суде апелляционной инстанции представитель истца К. - А. считал жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, заслушав представителя истца А., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Удовлетворяя исковые требования и признавая за К. право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суд первой инстанции, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о предоставлении истцу спорной квартиры на условиях договора социального найма.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда обоснованным и соответствующим действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ч. 1 ст. 4 Закона).
В соответствии ст. 11 вышеуказанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГ Алейской КЭЧ с Ч.С.П. на основании решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГ *** заключен договор *** найма служебного жилого помещения, согласно которому наймодатель передал нанимателю и членам его семьи во владение и пользование находящееся в государственной собственности жилое помещение - квартиру, расположенную в <адрес>. С нанимателем в жилое помещение вселена дочь К.
Вместе с тем, согласно сообщению архивного отдела администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ сведения о включении квартиры N***, находящейся по адресу: <адрес> в число служебных квартир Алейского гарнизона, отсутствуют.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют и данные о том, что на момент принятия решения о предоставлении жилого помещения, спорное жилое помещение относилось к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с п. 2 Положения "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1301 от 13 октября 1997 года, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, которым утверждены "Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду", которыми предусмотрено после принятия решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений направить его в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение 3-х рабочих дней с даты принятия такого решения.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
В свою очередь, ответчиками не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что на момент решения вопроса о предоставлении истцу спорного жилого помещения принималось решение о придании спорной квартире статуса "служебной".
По сведениям о наличии и использовании специализированного жилого фонда, закрепленного за Министерством обороны РФ в Центральном военном округе, спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения, что подтверждается информацией 2 отдела ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Из справки *** от ДД.ММ.ГГ, выданной Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Алейска, следует, что в реестре объектов муниципальной собственности г. Алейска жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствует.
Таким образом, учитывая, что доказательств придания квартире статуса "служебной" ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, судебная коллегия соглашается с выводом суда о предоставлении истцу спорной квартиры на условиях договора социального найма.
Мать истца Ч.С.П., с которой был заключен договор найма жилого помещения, умерла ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
В соответствии с выпиской из поквартирной карточки (домовой книги) в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрирована К., она же является ответственным квартиросъемщиком. На имя К. открыт лицевой счет, что подтверждается выпиской из лицевого счета РЭУ N 01 "Барнаульский" ОАО "Славянка" от ДД.ММ.ГГ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р г. Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 1053 от 29 декабря 2008 года Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно сообщению ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 07 марта 2013 года N 14-Юр-12/2710 вопросы по передаче в собственность граждан жилых помещений не входят в компетенцию ФГКУ "Центррегионжилье". Полномочия собственника жилищного фонда, переданного ФГКЭУ КЭЧ районов в Сибирском военном округе, осуществляет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, в сообщении указано также, что в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации.
Истцом в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было направлено заявление по вопросу передачи ей в собственность занимаемого жилого помещения с приложением всех необходимых документов, однако ответа на указанное заявление не получено.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах, установив, что истец ранее в приватизации жилья не участвовала, спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, имеет статус жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, и не находится в доме, расположенном в закрытом военном городке, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что каких-либо препятствий для передачи указанной квартиры в собственность К. не имеется, в связи с чем на законных основаниях признал за ней право собственности на спорное жилое помещение.
Ответчиками, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены доказательства в обоснование возражений относительно заявленных истцом требований, в связи с чем, у суда отсутствовали основания к отказу в иске.
Поскольку к участию в деле в качестве ответчиков наряду с ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, привлечено, в том числе, Министерство обороны Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, доводы жалобы об отсутствии у ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации полномочий по распоряжению имуществом Российской Федерации, не влекут отмену решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда по существу разрешенного спора не опровергают, в связи с чем признаются несостоятельными.
Таким образом, доводы жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, апелляционная жалоба ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 16 июля 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)