Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2204/2013

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу N 33-2204/2013


Судья: Цыганкова С.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мухамбеталиевой Н.Х.,
судей Конышевой И.Н., Сорокиной О.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению О.Г.В. к жилищному управлению администрации г. Астрахани о признании права собственности на жилое помещение
по апелляционной жалобе администрации г. Астрахани на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2013 года,

установила:

О.Г.В. обратилась в суд с иском, указав, что администрацией муниципального образования "Город Астрахань" ей и членам ее семьи с бессрочное пользование предоставлена <адрес>.
В 1981 году с ней был заключен договор социального найма занимаемого жилого помещения.
В сентябре 2012 года она обратилась в жилищное управление администрации г. Астрахани по вопросу оформления жилого помещения в собственность, однако в этом ей было отказано.
Поскольку в приватизации жилья она ранее не участвовала и иного жилья в собственности не имеет, а члены ее семьи отказались от приватизации занимаемого жилого помещения в ее пользу, истец просила суд признать за ней право собственности на <адрес> в г. Астрахани.
В судебном заседании О.Г.В. не участвовала. Ее представитель Т. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика, третьи лица - О.А.В., О.М., О.А.А. в судебном заседании не участвовали.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2013 года исковые требования О.Г.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда, считая, что при его постановлении судом неправильно сделан вывод из имеющихся в материалах дела документов и не исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В суд апелляционной инстанции О.Г.В., О.А.В., О.М., О.А.А. не явились по вторичному вызову, о времени и месте рассмотрения извещены. Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Конышевой И.Н., объяснения представителя администрации г. Астрахани С., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя О.Г.В. - Т., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда ввиду несоответствия изложенных в нем выводов обстоятельствам дела.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд применил статьи 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пункт 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301, и пришел к выводам о том, что О.Г.В. и членам ее семьи предоставлена в бессрочное владение и пользование <адрес>, являющаяся объектом федеральной собственности.
Истец обращалась в жилищное управление администрации г. Астрахани, которое отказалось передать в ее собственность спорное жилое помещение в связи с нецелевым использованием объекта недвижимости. Между тем, О.Г.В. со своей семьей занимает жилое помещение, предоставленное для постоянного проживания, на законном основании, иного жилья не имеет, ранее в приватизации не участвовала, следовательно, имеет право на его приватизацию, не нарушающую прав и охраняемых законом интересов других лиц.
С данными выводами суда согласиться нельзя.
В силу части 1 статьи 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Статьей 51 вышеназванного Кодекса определено, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В договоре найма жилого помещения определялись права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями.
Из материалов дела усматривается, что жилой <адрес> был ведомственным по отношению к А.
В начале 1963 года П.В, работавшему капитаном на базе М. предоставлена <адрес>.
4 марта 1963 года на регистрационный учет по указанному адресу поставлена дочь нанимателя жилого помещения О.Г.В. (П.Г.), 14 марта 1963 года - наниматель жилого помещения П.В. и его супруга П.Е.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего до 1 марта 2005 года, жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Статьей 9 данного Закона было определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе на приватизацию жилья.
Согласно выписке N 37074 из реестра муниципального имущества г. Астрахани на 17.05.2013, предоставленной в суд апелляционной инстанции, следует, что на основании решения малого Совета Астраханского областного Совета народных депутатов от 11.08.1993 N 150 <адрес> передана в муниципальную собственность города Астрахани.
То, что вышеуказанная квартира является муниципальной, подтверждают данные технического учета, из которых усматривается, что балансодержателем жилого помещения является Некоммерческая бюджетная организация "Ж".
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, при ликвидации государственного учреждения или изменении его формы собственности, в федеральную собственность никогда не передавался, а доказательств того, что он передан в полное хозяйственное ведение или оперативное правопреемников этого учреждения, иных юридических лиц в материалах дела не имеется. Учитывая фактические обстоятельства дела, судебная коллегия считает, что доводы представителя истца об отсутствии записи о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Астрахань" на спорный объект недвижимости как о доказательстве, подтверждающем отсутствие этого права, являются не состоятельными, поскольку передача имущества произошла до 1998 года.
28 июня 1985 года, 24 апреля 1997 года на регистрационный учет по адресу: <адрес>, поставлены сыновья О.Г.В. - О.М., <данные изъяты>, О.А.А., <данные изъяты>.
Частью 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей.
В соответствии с положениями Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма или на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, а также иное жилое помещение.
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста);
- документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявлении о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между тем, как это установлено судом апелляционной инстанции, несовершеннолетние дети истца поставлены на регистрационный учет по месту жительства их законного представителя - матери по адресу: <адрес>, а не <адрес>. В нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, стороной истца не предоставлено доказательств того, что О.Г.В. обращалась в орган регистрационного учета по вопросу ее регистрации по новому месту жительства, и в этом ей было отказано.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу указанной выше нормы Закона, право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Поскольку О.Г.В. не предоставлено доказательств, подтверждающих право пользования ею занимаемым жилым помещением на условиях договора социального найма, требования истца о признании за ней права собственности на объект недвижимости в порядке приватизации удовлетворению не подлежат.
Дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что о постановленное судом первой инстанции решение не отвечает требованиям закона о его законности и обоснованности, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований О.Г.В. о признании права и права собственности на жилое помещение.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований О.Г.В. к жилищному управлению администрации г. Астрахани о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. <адрес> - отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)