Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5053

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. по делу N 33-5053


Судья: О.В. Луханина

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.
судей Чубукова С.К., Дмитриевой О.С.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 04 апреля 2013 года по делу по иску Р.Р.В., Р.Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р.Е.Р., В. к Территориальному отделу *** Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Войсковой части *** об отмене решения, восстановлении в списках учета нуждающихся в предоставлении жилья, заключении договора социального найма.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия

установила:

Р.Р.В., Р.Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р.Е.Р., В., обратились в суд с иском к Территориальному отделу *** ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской, Войсковой части ***, просили отменить (фактически признать не действующим) решение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" об отказе в заключении договора социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГ номер 2/12; восстановить в списках учета нуждающихся в предоставлении жилья; обязать ФГКУ "Центррегионжилье" заключить с Р.Р.В. договор социального найма трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>; признать отчуждение жилых помещений, совершенных Р.Р.В. в отношении: 1/4 доли в праве собственности по адресу: <адрес>, однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, Р.Е.В. в отношении однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, совершенными неумышленно, не для постановки на учет, обеспечения жильем, а в рамках свободы договора.
В обоснование требований истцы указали, что истец Р.Р.В. с ДД.ММ.ГГ проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в настоящее время подлежит увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, проводимыми в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Р.Р.В. обратился в ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации по вопросу предоставления жилья. Устно его уведомили о выделении отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> квадратных метров в <адрес>, на условиях Договора социального найма. Однако ДД.ММ.ГГ ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации приняло решение *** об отказе ему в заключении договора социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, о чем уведомили по телефону. Письменное мотивированное решение он получил ДД.ММ.ГГ.
В качестве оснований отказа указано на неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях, при решении вопроса о принятии на учет в связи с нарушением статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), то есть совершение истцами намеренных действий по отчуждению имевшегося жилья.
Данное решение истцы считают незаконным, поскольку оно нарушает права на обеспечение жильем в конце службы, что противоречит нормам действующего законодательства.
ФГКУ "Центррегионжилье" известно, что за период службы он жилье для постоянного проживания по договору социального найма не получал, по своему статусу военнослужащего право не реализовал.
ДД.ММ.ГГ его родителями - военнослужащими была приобретена 1/4 доля в праве собственности в <адрес> на имя отца Р.В. после его увольнения со службы. До поступления в военное училище истец проживал с родителями в <адрес> по месту их службы. Фактически достаточных продолжающихся связей с квартирой родителей в городе Бийске у него не было, так как он проживал в общежитиях воинских частей городов Бийска, Абакана, Алейска, по месту прохождения службы. ДД.ММ.ГГ он передал свою долю матери, но не с целью постановки на учет для обеспечения жильем, а в рамках свободы договора. Об этом свидетельствует большой разрыв во времени от момента дарения ДД.ММ.ГГ до постановки на очередь нуждающихся в жилье ДД.ММ.ГГ.
Однокомнатная <адрес>, была приобретена им по поручению родителей и на их средства в ДД.ММ.ГГ году. Не считает свои действия умышленными, намеренными, противоправными, так как привел документы на право собственности в соответствие с решением родителей, выраженным ими в доверенности еще в ДД.ММ.ГГ году и переоформил в собственность матери.
Однокомнатная <адрес> на имя Б. (после брака Р.Е.В.) возводилась по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГ. Данное недвижимое имущество приобретено ею до брака на средства родителей и кредит Дольщика <данные изъяты> рублей с рассрочкой платежа на 5 лет.
Отчуждение квартиры произошло в силу сложившихся неблагоприятных обстоятельств, что не противоречит пункту 3 статьи 10 ГК РФ.
Согласно пункту 4 Инструкции ***, не являются действиями по намеренному ухудшению условий: прекращение права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими при вступлении с ними в брак. Поскольку муж служит в городе Алейске, необходимость ее в переезде из <адрес> в <адрес> отпала. Поскольку не было намерений ухудшить жилищные условия статья 53 ЖК РФ не должна применяется.
Ответчиком допущены нарушения части 2 статьи 56, пункта 2 статьи 56 ЖК РФ.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 04 апреля 2013 года исковые требования Р.Р.В., Р.Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р.Е.Р., В., удовлетворены.
Решение Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в заключении договора социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях отменено.
На Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность, восстановить майора Р.Р.В. и совместно проживающих с ним членов его семьи Р.Е.В., Р.Е.Р., В., в списках лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязано заключить с Р.Р.В. и совместно проживающими с ним членами семьи Р.Е.В., Р.Е.Р., В. договор социального найма трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>
Признано отчуждение жилых помещений, совершенные Р.Р.В. в отношении: 1/4 доли в праве собственности по адресу: <адрес>, однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>; совершенные Р.Е.В. в отношении однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> - правомерными.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, нарушил правила подсудности, неверно определил вид гражданского судопроизводства, не применил положения ст. 256 ГПК РФ о пропуске срока обращения истцов в суд, спорные правоотношения являются публичными, требования подлежат рассмотрению в гарнизонном военном суде, так как Р.Р.В. является военнослужащим, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, истец ухудшил свои жилищные условия и необоснованно был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В возражениях истцы просят решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При разрешении спора суд пришел к выводу, что действия истцов по совершению сделок по отчуждению имущества не могут быть признаны намеренным ухудшением ими своих жилищных условий, месторасположение жилых помещений препятствовало праву пользования ими с учетом перемены места службы истца. Об отсутствии намерения ухудшить жилищные условия, по мнению суда, свидетельствует временной разрыв с момента отчуждения жилых помещений до постановки на учет нуждающихся.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года номер 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 указанного Федерального закона. (п. 1 ст. 23 Закона)
Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в жилищной сфере гарантирует, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Судом установлено, что майор Р.Р.В. проходит военную службу в Войсковой части ***, в ДД.ММ.ГГ году планируется к увольнению с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы), По состоянию на ДД.ММ.ГГ его выслуга составила в календарном исчислении ДД.ММ.ГГ, в льготном исчислении ДД.ММ.ГГ месяцев. Истец Р.Р.В. имеет состав семьи: жена - Р.Е.В., дочь жены от первого брака - В. (ДД.ММ.ГГ года рождения), дочь - Р.Е.Р. (ДД.ММ.ГГ года рождения). Истцы зарегистрированы и проживают в общежитии в военном городке Алейского гарнизона по адресу: <адрес>.
Решением жилищной комиссии Войсковой части *** от ДД.ММ.ГГ майор Р.Р.В. с семьей был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГ Р.Р. на состав семьи из 4-х человек было распределено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, по адресу: <адрес>, Славянка, <адрес>, корпус 1, <адрес>, что подтверждается извещением о распределении жилого помещения номер *** от ДД.ММ.ГГ ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" (Территориальный отдел <адрес>). (л.д. 68)
Решением *** от ДД.ММ.ГГ, подписанным начальником 2 отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения", майору Р.Р.В. и совместно проживающим с ним членам его семьи отказано в заключении договора социального найма жилого помещения в виде отдельной трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, со ссылкой на отсутствие права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Данным решением Р.Р.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях, при решении вопроса о принятии на учет.
В решении об отказе в заключении договора социального найма от ДД.ММ.ГГ ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" ссылалось на статью 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Истец Р.Р.В. с семьей снят с учета нуждающихся в жилых помещениях и ему отказано в заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> по двум основаниям: совершение намеренных действий по отчуждению принадлежащих на праве собственности жилых помещений с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях; и в связи с превышением суммарной общей площади всех принадлежащих ранее истцам жилых помещений норме предоставления площади жилого помещения.
Суд обоснованно не согласился с позицией ответчика.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 от 14 февраля 2000 года основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и статьей 56 ЖК РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Суд указал, что как на момент постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях (ДД.ММ.ГГ), так и на день снятия с данного учета (ДД.ММ.ГГ) истцы проживали в служебном жилом помещении - в общежитии по адресу: <адрес>, жилых помещений в собственности не имели.
Указанное жилое помещение было предоставлено военнослужащему Р.Р.В. в связи с прохождением военной службы в Войсковой части 41659, дислоцирующейся на территории города Алейска.
Действия истцов Р.Р.В. и Р.Е.В. по отчуждению принадлежавших им жилых помещений в ДД.ММ.ГГ суд не оценил, как совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку истец проходил военную службу в Войсковых частях в городах Бийске, Абакане, Алейске, где жилой площадью не обеспечивался, проживал в общежитиях. Отдаленность местонахождения принадлежавшей ему на праве собственности жилой площади от места службы Р.Р.В. препятствовала пользованию указанным жильем. Также об этом свидетельствует разрыв во времени с момента заключения договоров до даты постановки на учет нуждающихся в жилье ДД.ММ.ГГ, а действия истца Р.Е.В. по отчуждению принадлежавшей ей до брака однокомнатной <адрес> в <адрес>, явились следствием прохождения военной службы мужа в Войсковой части *** в <адрес>.
Более того, полномочия лица, подписавшего оспариваемое решение и, по существу, признавшего незаконным решение коллегиального орган - жилищной комиссии, не подтверждены допустимыми по делу доказательствами.
Между тем, в соответствии с п. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Таким образом, поскольку решение о постановке на учет истцов принято жилищной комиссией войсковой части, то по смыслу указанной нормы права решение о снятии с учета истцов в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято жилищной комиссией, а не единолично должностным лицом управления.
Суд, оценив представленные доказательства в совокупности, с учетом конкретных обстоятельств по данному делу, пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения *** от ДД.ММ.ГГ, подписанного начальником 2 отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения"
Доводы жалобы ответчика о нарушении судом подсудности данного спора, учитывая, что истец Р.Е.В. не является военнослужащей, не могут быть приняты.
Доводы жалобы о нарушении истцами сроков обжалования решения *** от ДД.ММ.ГГ не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как истцы обратились в суд об отмене решения *** от ДД.ММ.ГГ ДД.ММ.ГГ, то есть в пределах сроков, предусмотренных ст. 256 ГПК РФ. (л.д. 2)
В остальной части решение суда не обжаловалось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 04 апреля 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)