Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7812/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу N 33-7812/13


Судья: Попов С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Ф.А.А. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 31 мая 2013 года по делу
по иску Ф.А.А. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия

установила:

Ф.А.А. обратился в суд с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он относился к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время его возраст более 23 лет и к указанной категории лиц уже не относится в силу достижения им, установленного Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возраста. В соответствии со старой редакцией указанного закона истец не успел осуществить постановку на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу изменений закона с 2013 года он имеет право на обеспечение жильем по достижению 23-летнего возраста до фактического обеспечения жилым помещением. Истец обратился в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству с заявлением о включении его в реестр Алтайского края лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. ДД.ММ.ГГ ответчик отказал в удовлетворении заявления истца. Ф.А.А. считает отказ Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству незаконным и просил суд признать истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений; признать отказ Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству незаконным; обязать ответчика включить Ф.А.А. в реестр лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить ему жилое помещение.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 31 мая 2013 г. исковые требования Ф.А.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
С 01 января 2013 г. вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.2013) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
Жилищным кодексом Российской Федерации (в действующей редакции) предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статьи 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации), при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
Законом Алтайского края от 11.10.2012 N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" внесены изменения в закон Алтайского края от 12 декабря 2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" и, в частности, признан утратившим силу п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона, предусматривающий, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Кроме того, Закон Алтайского края дополнен статьей 171, в соответствии с частью 1 которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом в порядке, установленном администрацией Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из положений п. 5 ст. 17 - 1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС (редакции от 11.10.2012 г.) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", детям (лицам) оставшимся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования.
Судом первой инстанции установлено, что Ф.А.А. родился ДД.ММ.ГГ в <адрес>.
В качестве отца указан Ф.А.П., в качестве матери - Ф.Н.Н,.
ДД.ММ.ГГ Ф.А.П. умер.
Постановлением администрации с*** от ДД.ММ.ГГ несовершеннолетнему Ф.А.А. назначен опекуном Ф.П.М.
Решением *** суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ Ф.Н.Н,, зарегистрировавшая ДД.ММ.ГГ брак с Б.В.П, и получившая фамилию - Б,, была лишена родительских прав в отношении Ф.А.А.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В связи с этим Ф.А.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку один из родителей умер, а другой лишен родительских прав по решению суда, вступившему в законную силу.
По сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю Ф.А.А. не имеет жилых строений, помещений. В ЕГРП сведения о жилых объектах недвижимости, зарегистрированных за истцом Ф.А.А., отсутствуют.
Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству письмом от ДД.ММ.ГГ Ф.А.А. отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда, в связи с тем, что постановка на учет не была реализована гражданином до достижения им 23-летнего возраста.
Разрешая спор, суд первой инстанции достоверно установил, что Ф.А.А. до достижения им возраста 23 лет не обращался в порядке установленном законом в орган местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не был поставлен до указанного возраста на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения среди указанной категории лиц.
По состоянию на ДД.ММ.ГГ, при обращении Ф.А.А. с соответствующим заявлением в администрацию *** Алтайского края и по состоянию на ДД.ММ.ГГ при обращении истца в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству с заявлением о постановке на учет, Ф.А.А. не относился к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением им возраста более 23 лет.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для предоставления Ф.А.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, требования истца были обоснованно оставлены без удовлетворения.
Доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия находит выводы суда обоснованными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, установлении всех обстоятельств по делу, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 31 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ф.А.А. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)