Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8371/2013

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. по делу N 33-8371/2013


Судья: Луханина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Алейского городского суда Алтайского края от 27 февраля 2013 года по иску Д.М. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, 2-ому отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, администрации г. Алейска о признании постановления о включении квартиры в число служебных незаконным, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия

установила:

Истец Д.М. обратился в суд с иском к ответчикам о признании постановления администрации г. Алейска о включении жилого помещения в число служебных помещений незаконным, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование требований указал, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГ ***, выданного 63 квартирно-эксплуатационной частью, занимает ведомственное жилое помещение по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение находится в военном городке г. Алейска, который до издания распоряжения Правительства Российской Федерации N 1779-р от 11.10.2011 г. считался закрытым. Из ордера на жилое помещение не следует, что оно относится к числу служебных. Вместе с тем из архивной справки администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ N *** истцу стало известно, что занимаемое жилое помещение отнесено к числу служебных постановлением администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ ***. Считает данное постановление незаконным, поскольку ордер на вселение в жилое помещение выдан ДД.ММ.ГГ, а включение в число служебных произведено ДД.ММ.ГГ, что является нарушением правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Военный городок, в котором находится ведомственное жилое помещение, не относится к числу закрытых военных городков, что дает ему право на участие в приватизации жилого помещения, относящегося к государственному жилищному фонду. В связи с чем он обратился с заявлением о приватизации в ФГКУ "Сибирское ТУИО", ФГКУ "Цетррегионжилье", приложив все необходимые документы. Однако от ФГКУ "Сибирское ТУИО" получил отказ по тому основанию, что жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, в связи с чем его приватизация невозможна.
С учетом приведенных обстоятельств истец просит признать постановление администрации города Алейска от ДД.ММ.ГГ *** в части включения <адрес> в число служебных незаконным и подлежащим отмене; признать за Д.М. право собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещение.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 27 февраля 2013 года исковые требования Д.М. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено постановление администрации города Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в части включения <адрес> Алтайского края в число служебных.
За Д.М. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - <адрес> Алтайского края.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает, что спорное жилое помещение было предоставлено Д.М. в качестве служебного на время исполнения трудовых обязанностей, о чем свидетельствует красная полоса по диагонали, расположенная на ордере от ДД.ММ.ГГ На момент вселения истца с семьей в жилое помещение военный городок г. Алейска являлся закрытым, а в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения в закрытых военных городках предоставляются военнослужащим только на срок военной службы. Оснований для признания незаконным постановления главы администрации г. Алейска у суда не имелось, в связи с тем, что жилое помещение было включено в число служебных постановлением администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ, в последующем из указанной категории не исключалось. Министерство обороны Российской Федерации решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимало. Правоотношения, касающиеся реализации военнослужащими права на получение безвозмездного жилья в собственность, возникает между военнослужащими и федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят службу. Данных о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны уполномочено распоряжаться имуществом Российской Федарации, не имеется.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку собственником имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. Полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья военнослужащим в собственность возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, и его региональные управления - ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, на территории Алтайского края -2-й отдел ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Д.М. - А., ссылаясь на законность и обоснованность решения, просит жалобу оставить без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца А. возражал против отмены решения суда.
Иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, проверяя законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения ответчика, включившего спорное жилое помещение в специализированный жилой фонд, в то время как оно было предоставлено семье истца на основании договора социального найма и на момент предоставления не являлось служебным.
Судебная коллегия выводы суда находит обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, основанных на правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГ в связи с прохождением военной службы Д.М. на состав семьи из <данные изъяты> человек (Д.М., жена-И, сын-И) была предоставлена <адрес>, что подтверждается ордером (л.д. 12). Истец состоит на регистрационном учете по указанному адресу с ДД.ММ.ГГ, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки (л.д. 11).
Члены семьи истца- Д.Л. снята с регистрационного учета по данному адресу ДД.ММ.ГГ, сын- Д.Д.- ДД.ММ.ГГ
Как следует из архивной справки *** от ДД.ММ.ГГ, выданной архивным отделом администрации г. Алейска, постановлением главы администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ *** квартира *** по адресу <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 28).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим, при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Суд пришел к правомерному выводу о том, что жилые помещения при установлении им статуса служебных, должны быть свободными, то есть не распределенными конкретным лицам и незаселенными ими.
Ответчиками не предоставлено доказательств того, что на момент выделения квартиры семье истца она имела статус служебной.
Оценивая доводы апелляционной жалобы ответчика о предоставлении спорного жилья истцу в качестве служебного в связи с прохождением военной службы, судебная коллегия учитывает, что согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
На основании ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения", ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. N 80, в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р город Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р из перечня имеющийся жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной, в котором законом предусмотрена военная служба.
На основании пункта 6 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. N 80, военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны жилищный договор. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.
Однако, как усматривается из материалов дела, между Д.М. и Министерством обороны Российской Федерации жилищный договор, предметом которого являлось бы специализированное жилое помещение, в установленном порядке не заключался.
На ордере *** от ДД.ММ.ГГ также отсутствует отметка о том, что спорное жилое помещение относится к служебному и предоставляется на период прохождения военной службы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у администрации <адрес> отсутствовали правовые основания для включения <адрес> в число служебных жилых помещений на день издания постановления *** от ДД.ММ.ГГ.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст. 2 указанного Закона Российской Федерации граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В соответствии с ч. 1 ст. 4 данного Закона Российской Федерации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Согласно ст. 11 вышеуказанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно положениям ст. 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
В суде первой инстанции установлено, что истец Д.М. ранее не принимал участие в приватизации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1079-р из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности исключен подраздел "Алтайский край", включавший в качестве одного из населенных пунктов г. Алейск.
Согласно свидетельств Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы номер 2 по г. Чита, внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности Алейской КЭЧ путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1871 ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Алейской квартирно-эксплуатационной части.
ДД.ММ.ГГ на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а также права и обязанности Алейской КЭЧ. В соответствии с приложением к указанному акту Алейской КЭЧ передан, а ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации принят, в том числе, жилой дом по <адрес>.
Как усматривается из материалов дела, истец обратился в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о передаче ему в собственность занимаемого жилого помещения на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.
Из ответа ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ следует, что занимаемое истцом жилое помещение относится к числу служебных, поэтому приватизации не подлежит.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Суд первой инстанции, установив, что спорное жилое помещение не является служебным жилым помещением, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в приватизации данного жилого помещения, предусмотренного ст. 4 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Довод апелляционной жалобы о том, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данному делу, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку в качестве ответчика по делу также участвуют - ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, территориальный отдел N 2 ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
При этом Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения осуществляют функции по предоставлению жилья гражданам, находящимся в трудовых либо служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Иные доводы апелляционной жалобы оснований к отмене судебного решения не содержат, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, в то время как судебная коллегия оснований для такой переоценки не находит.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене либо изменению обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 27 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)